Большинство онлайн-покупателей стали жертвами мошенников

Каждый второй россиянин при совершении онлайн-покупок отдавал деньги мошенникам

Фото: GaudiLab / Shutterstock / Fotodom

Большинство россиян хотя бы раз становились жертвами кибермошенников при совершении онлайн-покупок, при этом большинство из них знают о базовых правилах цифровой безопасности, показало исследование маркетплейса Ozon. В результате махинаций злоумышленников каждый третий респондент терял более пяти тысяч рублей, а три процента опрошенных — свыше 50 тысяч рублей.

Около 66 процентов опрошенных россиян становились жертвой мошенников именно при совершении онлайн-покупок, причем 44 процента из них один раз, а четыре процента — более пяти раз.

«Мы в Ozon отслеживаем и анализируем проявления онлайн-мошенничества, и создаем новые меры безопасности, чтобы предотвратить их. Для защиты своих пользователей мы постоянно мониторим и блокируем фишинговые сайты, мимикрирующие под наш маркетплейс; скрываем реальные номера покупателей при доставке товаров. Мы также обучаем наших клиентов правилам цифровой безопасности — например, просим никому не передавать свои конфиденциальные данные, совершать оплату только в рамках маркетплейса и не переходить в сторонние мессенджеры», — рассказала руководитель антифрод-проектов Ozon Анна Чернышева.

Самой распространенной схемой обмана оказалась ситуация с исчезающим продавцом, когда пользователь переводил деньги за товар по незнакомой ссылке, а продавец вдруг переставал выходить на связь, — в эту ловушку мошенников попадал каждый третий россиянин. На втором месте — телефонное мошенничество, когда злоумышленник представляется сотрудником службы поддержки или безопасности и просит передать персональные данные. В результате такого обмана 21 процент опрошенных сообщали банковские данные или самостоятельно переводили деньги мошенникам.

Еще 17 процентов получали фишинговые письма, ведущие на фальшивый сайт компании, на котором вводили личные и банковские данные. Десять процентов опрошенных переходили по ссылкам в смс от мошенников (смишинг).

При этом 20 процентов опрошенных признались, что попадали на уловки мошенников из-за невнимательности или наивности. В попытке получить бесплатный подарок теряли деньги девять процентов россиян, а в погоне за скидкой — восемь процентов. В результате каждый третий терял более пяти тысяч рублей, а три процента опрошенных — свыше 50 тысяч рублей. Чаще всего россияне встречали кибермошенников в социальных сетях (35 процентов), в онлайн-магазинах при совершении покупок (28,5 процента), на сервисах объявлений (19 процентов) и в мессенджерах (13 процентов).

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше