Добровольная сдача военнослужащего в плен, если он не предпринимал никаких действий, чтобы этого избежать, является преступлением, за которое грозит наказание вплоть до десяти лет лишения свободы. Об этом свидетельствует постановление пленума Верховного суда России, сообщает в четверг, 18 мая, «Интерфакс». Кроме того, суд разъяснил вопросы о неисполнении приказов, преступных приказах командования и госизмене.
Узнайте больше в полной версии ➞В разъяснении по поводу сдачи в плен Верховный суд отметил, что военнослужащий может быть освобожден от наказания при одновременном выполнении следующих условий: он попал в плен впервые, он предпринял меры для своего освобождения, вернулся к месту службы и не совершил, находясь в плену, преступлений.
Наконец, если военнослужащий попал в плен, будучи раненым и не имея возможности сопротивляться, его должны оправдать, говорится в документе.
Во время мобилизации или военного положения военнослужащие не вправе уклоняться от исполнения приказов и выполнения служебных обязанностей, ссылаясь «на состояние крайней необходимости», даже если им угрожает опасность, говорится в постановлении пленума Верховного суда.
В документе также предписывается судам иметь в виду, что за вред, который наносят военнослужащие при исполнении своих обязанностей, уголовной ответственности они не подлежат — но при условии, что они действовали в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов.
Верховный суд постановил, что военные вправе не исполнять приказы командира, если они нарушают российское законодательство, направлены на совершение преступления либо не относятся к его обязанностям.
Если подчиненный выполнил преступный приказ, отдавая себе отчет в том, что это нарушение закона, то он подлежит уголовной ответственности, а командира стоит привлечь как подстрекателя или организатора.
В постановлении пленума Верховного суда отмечается, что уклонением от призыва можно считать неявку без уважительных причин на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии. Также уклонистами сочтут граждан, которые не прибыли в указанное в повестке военкомата время и место для отправки на службу.
Доказательством этого могут быть неоднократные неявки в военкомат без уважительных причин в течение нескольких призывов подряд, а также неявка по истечении действия уважительной причины.
Если гражданин уже вышел из призывного возраста, наказать его могут только за уклонение в тот период, когда он подпадал под призыв. При этом не должен истечь срок давности привлечения к уголовной ответственности, который в данном случае составляет два года.
Симуляция болезни или нанесение себе повреждений для уклонения от военной службы являются преступлением, говорится в постановлении пленума Верховного суда.
Временное уклонение наказывается содержанием в дисциплинарной части сроком до года. Полное освобождение от призыва по причине намеренного членовредительства подразумевает наказание до семи лет лишения свободы, а во время военного конфликта — до десяти лет.
При этом продолжительность уклонения не имеет значения. Однако если оно заняло короткий период, то суды могут счесть его малозначительным и ненаказуемым.
Кроме того, военнослужащий подлежит наказанию, даже если травму нанес не он сам. В таком случае «помощник» будет осужден сразу по двум статьям Уголовного кодекса: за пособничество в уклонении и за нанесение вреда здоровью.
Уважительной причиной для неявки в военкомат после получения повестки является болезнь или смерть близкого родственника, говорится в постановлении пленума Верховного суда.
В документе приводятся и другие уважительные причины: препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина.
Кроме того, Верховный суд напомнил, что призыву не подлежат граждане, отбывающие наказание в виде обязательных и исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления и лица, в отношении которых ведется дознание, предварительное следствие или уголовное дело, переданное в суд.