В подмосковном пансионате «Лесные дали» состоялся первый день Российского интернет-форума 2023. Участники дискуссий обсудили широкий круг вопросов, в который вошло текущее состояние российской ИТ-отрасли, ситуация на рынке соцрекламы и проблемы, связанные с недостоверной информацией на популярных зарубежных информационных ресурсах.
Узнайте больше в полной версии ➞На открывающей сессии исполнительный директор Mediascope Ксения Ачкасова привела некоторые цифры относительно использования интернета в России. По ее словам, среднестатистический россиянин проводит в сети около 4 часов в сутки — большую долю этого времени занимают соцсети и мессенджеры. Она отметила, что за прошедший год особенно сильно «просела» аудитория социальных сетей Instagram и Facebook, принадлежащим экстремистской компании Meta. (Meta признана экстремистской организацией и запрещена в России). В противовес им рост показали российские мессенджеры, соцсети и видеохостинги — спикер особо отметила RuTube, который показал «красивую динамику».
Глава РАЭК Сергей Гребенников подчеркнул, что экономика Рунета не подтвердила изначальный прогноз, значительно превысив его и показав рост на 29 процентов вместо 11 процентов. «Мы преодолели планку в 12 триллионов рублей и показали двухзначный рост в условиях падения мировой экономики», — сказал Гребенников. Он отметил, что рост был обеспечен за счет положительной динамики сегментов электронной коммерции и инфраструктуры.
В своем выступлении Гребенников сделал прогноз по росту экономики Рунета на 2023 год. По его словам, аналитики и эксперты РАЭК предполагают, что она вырастет на 29 процентов и составит 16 триллионов рублей, что сопоставимо с ВВП Казахстана.
Генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко в свою очередь отдельно затронул тему кадров в ИТ-индустрии. Приводя сведения Минцифры, он сообщил, что к концу 2022 года за границей работали порядка 100 тысяч российских программистов, при этом 80 процентов из них продолжали работать с отечественными компаниями, а уже 60 процентов из уехавших в ту волну вернулись к февралю 2023 года
Также в первый день РИФ-2023 участники форума обсудили рынок социальной рекламы в России. В частности, GR-директор «ЦИАН» Мария Келембет озвучила некоторую статистику по данному направлению. «Есть определенные тематики, которые кажутся интересными для участников рынка. Это улучшение жизни людей, где-то 13 процентов от аудитории. И за последний год вырос спрос на патриотическую рекламу — это 12 процентов. То есть патриотическая реклама вошла в тройку тех тем, которые нашим аудиториям интересны в контексте социальной рекламы. И при этом всего 29 процентов тех, кто посмотрел социальную рекламу, видел в интернете, запомнили ее содержание. И 21 процент, то есть примерно столько же, не обратили на нее внимания. Что говорит о том, что нужно изобретать новые форматы, более креативно доносить эту информацию к аудитории, работать над этим», — рассказала Мария Келембет.
На РИФе прошла сессия, посвященная распространению недостоверной информации на онлайн-ресурсах. Ее открыл член Общественной палаты России, директор АНО «Фонд «Региональная политика» Евгений Забродин, который в своем приветственном слове сделал особый акцент на потенциальной опасности дезинформации и последствиях, к которым может привести бесконтрольное распространение фейков.
Развивая мысль коллеги, заместитель председателя комитета Государственной Думы России по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин отметил, что сегодня появились люди, которые профессионально оперируют недостоверными знаниями, используя популистские приемы.
В своей речи он привел в пример «Википедию», назвав ее полуанонимным сообществом, которое взяло на себя функцию признавать знания достоверными и верифицировать их, а также напомнил о проблеме модерации на зарубежных площадках, с которой сегодня сталкиваются российские авторы. «Википедия» неоднократно упоминалась спикерами форума в своих выступлениях. Так, отдельный акцент на «свободной энциклопедии» как на источнике фейковой информации сделал первый заместитель председателя Комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ Александр Малькевич. Он отметил, что именно «Википедия» является одним из основных инструментов информационной войны против России, которая действует через подмену исторических фактов.