Россияне достаточно часто посещают торговые центры (ТЦ). Более половины респондентов (52 процента) ходят в них минимум раз в неделю, еще четверть (26 процентов россиян) посещают торговые центры раз в месяц, 15 процентов — реже, только семь процентов респондентов утверждают, что вообще не ходят в них. Такие результаты продемонстрировал общероссийский опрос об отношении граждан к торговым центрам, проведенный центром СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.
«Исследование показывает, что даже в эпоху развития сервисов по доставке товаров на дом россияне по-прежнему часто посещают торговые центры, причем не только для покупки еды или одежды. Уже сейчас у россиян есть большой запрос на расширение перечня детских услуг, социальных сервисов (в первую очередь, это почта и пункты выдачи заказов), заведений для поддержания красоты и здоровья (парикмахерские, спортивные центры). Именно эти неторговые услуги могут заполнить площади, которые освободились после пандемии и ухода из России ряда иностранных компаний», — отметил декан Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, директор Центра СИТИ Евгений Михайленко.
В торговых центрах россияне чаще всего посещают продуктовые супермаркеты (65 процентов) и магазины одежды и обуви (44 процента). Продуктовые супермаркеты чаще навещают респонденты 45–59 (72 процента) и старше 60 лет (77 процентов). Магазины одежды и обуви особенно популярны у молодежи 18–29 лет (60 процентов) и женщин (50 процентов). Фудкорты чаще всех также посещают молодежь (35 процентов), респонденты среднего возраста 30–44 лет (32 процента). Магазины электроники предпочитают мужчины (28 процентов).
В ходе исследования респондентов спросили о том, чем следует заполнять площади торговых центров, освободившиеся в результате пандемии и ухода из России иностранных брендов. Более половины россиян (55 процентов) хотели бы, чтобы эти площади использовались для продажи российских товаров (среди россиян старше 60 лет эта доля составляет 62 процента). 28 процентов респондентов считают, что пустующие пространства стоит заполнить иностранной продукцией дружественных государств (среди молодежи — 36 процентов). Еще семь процентов опрошенных заявили, что их стоит использовать для неторговых услуг.
Несмотря на то, что вариант использования освободившегося пространства для неторговой деятельности реже называется в числе приоритетных, потребность в таких решениях есть. Как показал опрос, существует перечень услуг, появление которых на освободившихся площадях торговых центров россияне считали бы полезным.
В первую очередь, это организации, занимающиеся досугом детей — детские развлекательные центры (42 процента) и комнаты присмотра за детьми (28 процентов). Также россияне считают, что на пустующих площадях стоит разместить объекты, связанные с предоставлением различных услуг населению: центры социальных услуг, МФЦ (31 процентов), отделения банков (24 процента) и почты (14 процентов), пункты выдачи заказов (22 процента).
Значительное число респондентов считают полезным появление объектов, помогающих уходу за внешним видом: парикмахерских (25 процентов), спа и массажных салонов (восемь процентов), косметологических услуг (шесть процентов). Около четверти опрошенных считают, что на таких площадях должны предоставляться услуги по саморазвитию для различных возрастов: творческие студии (29 процентов) и спортивные центры (24 процента).
47 процентов россиян будут посещать торговые центры чаще, если на освободившихся пространствах появятся организации, которые они считают полезными: 12 процентов ответили, что точно будут ходить чаще, а еще 35 процентов — скорее, будут ходить чаще (среди молодежи этот вариант выбрали 42 процента).