Наиболее вероятной причиной аварии автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-25» стала ошибка в работе бортового блока управления, который не смог определить приоритетность выполнения команд. К таким выводам пришла комиссия госкорпорации «Роскосмос», занимающаяся изучением причин случившегося.
Узнайте больше в полной версии ➞Согласно выводам специалистов, к столкновению АМС с поверхностью Луны привела программная ошибка, связанная с невключением акселерометров блока измерения угловых скоростей БИУС-Л из-за «возможного попадания в один массив данных команд с различными приоритетами их исполнения прибором».
В госкорпорации уверяют, что «распределение команд в массивах данных имеет случайный (вероятностный) характер», из-за чего в бортовой комплекс управления «приходили нулевые сигналы» с акселерометров прибора БИУС-Л.
В «Роскосмосе» пообещали сформировать «рекомендации по проведению дополнительных мероприятий для последующих лунных миссий».
Днем 19 августа «Луна-25» должна была снизить со 100 до 18 километров периселений — ближайшую к поверхности естественного спутника Земли точку своей орбиты, после чего в понедельник, 21 августа, с этой высоты совершить мягкую посадку на Луну.
Это привело к выходу АМС на незамкнутую траекторию вращения вокруг Луны и столкновению на скорости 1,7 километра в секунду с поверхностью естественного спутника Земли.
Одной из ее главных задач была отработка технологии мягкой посадки на поверхность другого небесного тела.
Один из основных научных инструментов «Луны-25» — рука-манипулятор, при помощи которой планировалось осуществить доставку образцов лунного грунта в прибор измерения химического, элементного и изотопного состава реголита.
Вслед за российской АМС на поверхность Луны попытался совершить мягкую посадку индийский аппарат. 23 августа Chandrayaan-3 совершила успешную посадку в точке с координатами 69,37 градуса южной широты и 32,35 градуса восточной долготы недалеко от кратера Манцини в Южном полушарии естественного спутника Земли.