Экономика
10:14, 24 октября 2023

Добыча угля в российском регионе оказалась под угрозой

«Ъ»: из-за отсутствия судов проект добычи угля на Таймыре оказался под угрозой
Платон Щукин (Редактор отдела «Экономика»)
Фото: Александр Манзюк / Коммерсантъ

Корпорация АЕОН не имеет ни одного контракта на строительство балкеров (судна, предназначенного для перевозки насыпных грузов), что ставит под угрозу проект по добыче угля на Сырадасайском месторождении на Таймыре. Об этом со ссылкой на оценку влияния санкций на ключевые проекты в Арктике, подготовленную Минвостокразвития, пишет «Коммерсантъ».

Узнайте больше в полной версии ➞

В материалах министерства указано, что ранее АЕОН заявляла о потребностях в 16 балкерах типа Arcticmax дедвейтом около 90 тысяч тонн, из которых первых два судна по графику должны быть поставлены в конце 2025 года. При этом изначально компания хотела фрахтовать суда, но в нынешних условиях найти их на рынке непросто. Дело в том, что в мае США ввели санкций против компании «Арктик энерджи», материнской компании оператора разработки месторождения.

Отдельной проблемой остается решение правительства запретить перевозку угля в российской Арктике на судах зарубежного производства с марта 2026 года. Так что даже если балкеры найти удастся, корпорации понадобится отдельное разрешение.

АЕОН планировала на первом этапе создать угольный разрез мощностью пять миллионов тонн в год, а на втором — довести его до 10 миллионов тонн. Также проект предполагал строительство обогатительной фабрики и необходимой инфраструктуры. Ресурс месторождения оценивается в пять миллиардов тонн, объем инвестиций — в 45 миллиардов рублей.

Если от проекта откажутся, то в период 2030-2035 годов ожидаемый грузопоток по Северному морскому пути (СМП) снизится на 24 миллиона тонн в год. В корпорации не ответил на запрос издания по поводу дальнейших планов о развитии корпорации.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров указал, что в текущей ситуации правительство выдаст разрешение на использование иностранных балкеров, если поступит соответствующий запрос. А вот в возможность строительства собственных судов эксперт не верит. По его мнению, решить задачу не позволит дефицит мощностей, проблемы с комплектующими, в том числе из-за санкций, и острейший кадровый дефицит на предприятиях.

Новый председатель Объединенной судостроительной компании (ОСК) глава банка ВТБ Андрей Костин ранее рассказал, что по итогам проверки у ОСК обнаружено множество проблем, среди которых глубокое технологическое отставание, слабое корпоративное управление, убыточные госконтракты, отсутствие достоверной финансовой отчетности и огромная финансовая дыра.

< Назад в рубрику