Увеличение налогов и политика правительства по сдерживанию цен на топливо привели к тому, что для нефтяных компаний розничный бизнес начал приносить заметные убытки. Об этом со ссылкой на позицию производителей пишет «Коммерсантъ».
Узнайте больше в полной версии ➞Проблема всплыла в ходе дискуссии по поводу способов ослабить дефицит бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке, который обострился к концу лета. В начале октября, уже после ввода ограничений на вывоз топлива, глава комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный направил запрос нефтекомпаниям, в котором попросил оценить, как налоговая нагрузка влияет на цену топлива и сколько в ней именно налоговой составляющей.
Глава «Татнефти» Наиль Маганов в ответ указал, что текущий уровень налоговой нагрузки и фактическое регулирование цен на АЗС государством привело к падению привлекательности инвестиций в развитие бизнеса в структуре крупных нефтяных компаний. Что касается розничных цен, то в сентябре 77,2 процента от стоимости бензина (77,3 процента для дизтоплива) на заправках составляли налоги, вместе с доставкой доля возрастала до 85,7 процента.
Соответственно, компания получала 10 рублей убытка с продажи каждого литра Аи-92 и три рубля — с продажи литра дизельного топлива. Рост налоговой нагрузки на «Татнефть» Маганов оценивает в девять процентных пунктов — с 52 процентов в 2018 году до 61 процента в 2023-м.
«Сургутнефтегаз» называет ситуацию еще более критичной. В компании указывают, что в 2023-2023 года налоговая нагрузка достигает 67 процентов. С учетом действующих ставок НДС, акцизов и рентных платежей в сентябре и октябре доля налогов в цене реализации бензина Аи-92 составила 110 процентов, а в дизельном топливе — 102 процента. Если говорить отдельно о розничном сегменте, то там налоговая нагрузка равна 103 и 91 процент соответственно.
Ранее на невозможность удерживать цены на уровне заправок от крупнейших нефтяных компаний жаловались владельцы независимых сетей АЗС. По их оценкам, проводить такую ценовую политику нефтяникам позволяли другие доходы, за счет которых сдерживался негативный эффект убытков от розничных продаж.
Накануне, 23 октября, стало известно, что в Екатеринбурге на заправках «Лукойла» пропал бензин. В компании подтвердили перебои с поставками на АЗС, не уточнив причину, по которой возникли сложности.