Во вторник, 31 октября, кронпринцесса Леонора, дочь короля Испании Филиппа VI, присягнула на верность испанской конституции в честь своего восемнадцатилетия. Несмотря на юный возраст, Леонора завоевала симпатии испанцев и стала главной любимицей публики среди всех членов испанской королевской семьи. «Лента.ру» выяснила, есть ли у принцессы-зумера шанс спасти репутацию испанской короны после серии громких скандалов.
Узнайте больше в полной версии ➞Присяга на верность, которую до Леоноры давали ее отец и дед, прошла перед конгрессом страны в Мадриде. Кронпринцесса пообещала «добросовестно выполнять свои обязанности, соблюдать и поддерживать конституцию и законы страны, а также уважать права граждан и автономных сообществ и хранить верность королю».
Согласно изданию El Español, старшая дочь короля Филиппа и наследница испанского престола — самый популярный член королевской семьи, ее любят даже больше отца. При этом Леонора в юности избегала внимания прессы. Лишь в последние полгода она стала регулярно попадать на страницы светской хроники. Так, в октябре журналисты живо обсуждали ее присутствие и активную роль на церемонии вручения премии принцессы Астурийской. А в день ее рождения на стриминговой платформе Prime Video вышел 49-минутный документальный фильм «Леонора: 18 лет и 18 мгновений».
В нынешнем, 2023 году принцесса окончила United World College в Уэльсе, Великобритания, где два года училась на английском языке по специальной предуниверситетской программе. А уже летом она поступила в Генеральную военную академию Испании в Сарагосе. СМИ активно освещали первый день ее трехлетней военной подготовки. По слухам, после военной академии Леонора намерена изучать право.
Многие подозревают, что королевская семья много лет держала наследницу в тени, потому что готовилась к своего рода ребрендингу испанского престола.
Необходимость активно работать над репутацией возникла после череды скандалов, связанных с дедом Леоноры — бывшим королем Испании Хуаном Карлосом I, которому несколько лет назад пришлось отречься от трона и отправиться в добровольную ссылку. По мнению бывшего главреда испанской газеты El Mundo Дэвида Химинеса, теперь Хуану Карлосу и его наследникам вряд ли стоит рассчитывать на былую неприкосновенность и народную любовь. «Я думаю, престиж не вернуть», — говорит он.
Так было не всегда. Во второй половине XX века Хуан Карлос I оставался одним из немногих монархов Европы, сохранившим за собой реальную власть. В конце 1970-х Хуан Карлос лично провел демократические реформы и гарантировал гражданам права и свободы, а через несколько лет предотвратил военный переворот. После этого Хуан Карлос почти не вмешивался в политику. Он жил в свое удовольствие и заработал репутацию редкого ловеласа. Однако в 2000-х удача отвернулась от монарха.
Со временем романтические отношения исчерпали себя, но король и его бывшая любовница по-прежнему поддерживали связь. В 2012 году Сайн-Витгенштейн-Сайн предоставила королю личный самолет, когда в Ботсване он сломал ногу во время охоты на слона. Поездка Хуана Карлоса в Африку совпала с экономическим кризисом в Испании, поэтому новости о дорогостоящих развлечениях короля произвели эффект разорвавшейся бомбы и поставили крест на его репутации.
Одновременно разразился коррупционный скандал, к которому тоже была причастна Сайн-Витгенштейн-Сайн. В итоге Хуан Карлос решил отречься от престола в пользу сына Филиппа и позднее уехал из страны, опасаясь преследования.
В интервью Сайн-Витгенштейн-Сайн рассказывала, что Хуан Карлос нередко возвращался из поездок с полными чемоданами наличных и жил на широкую ногу. По ее словам, на вопросы о природе денег он отвечал, что это подарки от друзей. При этом огромную сумму, которую испанский король перевел на ее счет, женщина назвала прощальным подарком бывшего возлюбленного.
Сайн-Витгенштейн-Сайн заявила, что в 2014 году, когда она не захотела возобновлять романтические отношения с бывшим королем, тот потребовал, чтобы она оплачивала его перелеты и проживание в гостинице. Коринна предложила вернуть деньги, которые он ей перевел, но бывший монарх, по ее словам, отказался, так как не хотел платить налоги.
Сайн-Витгенштейн-Сайн подала иск против Хуана Карлоса, обвинив его в том, что с 2012 года он следил за ней и слал ей угрозы. Она потребовала у бывшего короля выплатить ей 154 миллиона долларов компенсации за моральный вред, а у властей — оградить ее от преследований бывшего любовника. Тяжба длилась несколько лет и завершилась лишь 6 октября 2023 года. Суд встал на сторону короля.
Несмотря на популярность Леоноры, создать для монархии позитивный имидж ей мешают не только скандалы, следующие по пятам за ее дедом, но и оппозиция внутри страны. Опрос 2022 года показал, что 51,6 процента испанцев хотят, чтобы страна стала республикой и лишь 34,6 процента выступают за сохранение конституционной монархии. Часть населения страны считает, что восшествие Хуана Карлоса на трон в 1975 было незаконным и неэтичным, поскольку ему помог Франко — диктатор, пришедший к власти в 1939 году и правивший страной 36 лет.
Кроме того, во время присяги Леоноры в конгрессе Испании в зале отсутствовали часть министров и видных оппозиционных политиков. Так, на церемонии не было министров по вопросам равенства, социальных прав и по делам потребителей. Не пришли и законодатели, выступающие за независимость Каталонии.
На принцессу Леонору возлагают большие надежды и члены королевской семьи, и монархисты, однако, сможет ли она противостоять давлению своих противников, сохранить безупречную репутацию и сделать «леонороманию» новым брендом Испании, покажет только время. Возможно, будущая королева из поколения Z станет для Испании тем глотком свежего воздуха, каким для британской монархии выступили принц Уильям и Кейт Миддлтон.