Из десяти пунктов перечня поручений, утвержденных президентом России Владимиром Путиным по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 4 декабря 2023 года, четыре касалось правоохранительной системы. Об этом «Ленте.ру» рассказала член СПЧ, правозащитник Ева Меркачева, выступавшая с докладом на эту тему на заседании Совета.
Первый пункт, по ее словам, связан с пересмотром уголовной политики в сфере огромных сроков по ненасильственным преступлениям. «В поручении президента речь идет о смягчении наказаний. В настоящее время законодательство предусматривает большие сроки за такие преступления, даже если речь идет о нижней планке и преступлении, например, экономическом, которое не повлекло большого ущерба», — рассказала Ева Меркачева.
Это же, по ее словам, касается и наказаний за преступления, связанные с наркотическими средствами, когда человека наказывают не за само преступление, а за предполагаемую попытку. «Например, у молодого человека находят что-то в кармане и говорят, что он пытался это продать. За это – в зависимости от количества и характера самого вещества – студенту могут дать восемь лет, в то время как какому-нибудь маргиналу за изнасилование или убийство могут дать те же восемь лет», — констатирует правозащитница.
«Второй пункт связан с наркотиками — политика в этой сфере такова, что молодежь тюрьмы заполняет, а преступлений меньше не становится. Речь шла о необходимости профилактики и выявления не столько закладчиков — это нижнее звено, сколько тех, кто это организует, ведь по большинству дел, которые ко мне попадали как к правозащитнику, они проходят как неустановленное лицо, которое никто не собрался устанавливать. И вообще, было ли это лицо или это был специально организованный интернет-магазин для выполнения плана по раскрытию преступлений. Так мы, конечно, не с наркотиками поборемся, а нанесем ущерб молодежи, — говорит Ева Меркачева. — В поручениях предлагается проанализировать положения законодательства и внести предложения по повышению эффективности антинаркотической политики, на что я очень надеюсь».
Еще один пункт связан с искусственным интеллектом. «В настоящее время пока нет четкого представления о том, сколько у нас преступлений, которые появились благодаря искусственному интеллекту. Но они точно есть, и дело гидролога Цветкова, о котором я рассказывала президенту, очень показательно. Он был задержан в аэропорту Домодедово, потому что искусственный интеллект выявил сходство на 55 процентов между его лицом и фотороботом преступника, составленным 20 лет назад», — рассказала Ева Меркачева.
Не менее важной темой остаются пытки. В минувшем году, по словам правозащитницы, было несколько случаев, когда люди отказывались от своих показаний по пыткам, даже когда дело доходило до суда. «Все просто — они отбывали наказание в тех же учреждениях, на которые жаловались. Местные правоохранительные органы не находили оснований для проведения расследования. Такого быть не должно и подобные дела должны передаваться в центральный аппарат или в главное следственное управление на уровне региона, а не расследоваться на местном уровне», — отметила она.