Модные тренды в соцсетях вспыхивают каждый месяц, а затем стремительно угасают. Однако один из них, так называемый Clean Girl Aesthetic, уже второй год остается в топах. На сегодняшний день количество просмотров TikTok-роликов с этим хештегом почти достигло 10 миллиардов. Почему на первый взгляд привлекательный здоровый образ жизни и естественная красота, которую пропагандируют последовательницы тренда, могут обернуться серьезными проблемами со здоровьем и психикой — разбиралась «Лента.ру».
Узнайте больше в полной версии ➞Согласно концепции, приверженцы эстетики — девушки, которые ведут здоровый образ жизни, придерживаются спокойствия в своих занятиях, поведении, одежде и макияже, потребляют только органическую пищу и регулярно занимаются спортом. Все эти привычки они демонстрируют в соцсетях: их аккаунты заполнены фотографиями без фильтров, на которых запечатлены зеленые смузи и авокадо-тосты, селфи из спортзала и после душа с маской на лице, минималистичные интерьеры и природные пейзажи.
Как будний, так и выходной день настоящей clean girl начинается рано утром с тщательного ухода за кожей под Lo-Fi-музыку, полезного завтрака с кофе на растительном молоке и занятия йогой или пилатесом. Важное правило — никакой спешки. В приоритете — чистота, порядок и комфорт. При этом на лице такой девушки — «макияж без макияжа», а ее волосы собраны в хвост или пучок. Одеваться она любит просто, но стильно: обычные голубые джинсы, белая футболка, вязаный кардиган или ветровка и кроссовки.
Как заметила YouTube-блогерша Алина Мурадимова, такой образ жизни ассоциируется с узким кругом далеко не бюджетных брендов: трикотажным домашним костюмом марки Ким Кардашьян Skims, косметикой марки супермодели Хейли Бибер Rhode, маслом для волос Gisou, феном Dyson, спортивным комплектом Alo и маслом для загара St Barth. А основной атрибут clean girl — минималистичные украшения из чистого золота.
По мнению пользователей соцсетей, беззаботную «чистую» жизнь могут позволить себе только обеспеченные девушки, у которых много свободного времени. В этом контексте они вспоминали о том, что в XIX веке на Западе слово «чистота» фактически было синонимом слова «богатство». Инфекционными заболеваниями, связанными с отсутствием гигиены, страдали представители низшего класса. По этой причине они представляли опасность для аристократии.
В то же время выглядеть как clean girl могут лишь молодые белые девушки с идеальной фигурой и без каких-либо проблем с кожей. Все остальные просто не вписываются в концепцию тренда. «Если вы не соответствуете эстетике clean girl, значит ли это, что вы грязная?» — с иронией писали в Twitter. При этом они отмечали, что концепция может быть хороша для ведения соцсетей, однако совершенно непригодна для обычной жизни, ведь поддерживать «идеальную картинку» круглые сутки невозможно.
Таким образом, в тренде обнаружили расизм, эйджизм, фэтфобию и потворство классовому неравенству. «Эстетика "чистой девушки" показывает, что мы как общество все еще ищем способы укрепить иерархию и создать формы исключения. Когда-то бьюти-индустрия была связана с недоступными косметическими продуктами. На них тратили деньги, а время — на изучение техник макияжа. Теперь речь идет о том, чтобы тратить те же деньги и время на процедуры по уходу за лицом», — комментирует автор социальных эссе Риан Фин.
Обычные люди имеют ограниченный достаток, констатирует патопсихолог, специалист по кризисной психологии и поведенческому анализу Василиса Кулешова. Когда инфлюэнсеры транслируют с экрана необходимость купить дорогой крем, тренироваться несколько раз в неделю и завтракать лососем с авокадо, то сначала возникает восхищение и желание повторить подобный образ жизни. «Однако в конечном счете это оборачивается демотивацией: большинство женщин просто не могут себе этого позволить. А ведь еще нужно ходить на массаж и другие небесплатные бьюти-процедуры», — говорит она.
Кулешова также напоминает, что и правильное питание, о котором идет речь в роликах, — достаточно затратная часть «эстетики». Цены на экотовары обычно в два-три раза выше, чем стоимость среднестатистической продуктовой корзины. «Да, здоровое питание может быть дешевым, но оно скудное: четыре вида гарнира и три вида мяса быстро надоедают. Плюс многие женщины готовят на всю семьи и им попросту сложно каждый раз разделять рацион», — комментирует эксперт.
Психолог также отмечает, что подобная диета подходит далеко не всем. Если у одного человека по физиологическим особенностям такая еда усваивается без проблем, то для другого она может стать причиной плохого самочувствия, кожных высыпаний и даже набора веса. Таким образом, повторяя за модным блогером, есть риск нанести вред своему здоровью.
Люди, которые смотрят эстетически привлекательные видео, становятся жертвами проекции: мол, я должен прилагать еще больше усилий, чтобы соответствовать тренду, утверждает Кулешова. Однако в процессе этой гонки они неизбежно сталкиваются с разочарованием. «Кому-то от природы даны пропорциональные ноги, тонкая талия, длинная шея, изящные черты лицо. А кто-то выглядит совсем иначе — и он по-своему красив», — подчеркивает она.
Психолог заявляет, что сейчас — эпоха нарциссического расщепления. Инфлюэнсеры транслируют исключительно свой успешный результат, оставляя за кадром долгий путь к этому результату. Контент в первую очередь должен быть привлекательным — это обеспечит множество просмотров и популярность.
«Человек с заниженной самооценкой легко внушаем. Он не пропускает контент через фильтр собственных взглядов и легко принимает за чистую монету все, что происходит в соцсетях. Так он становится жертвой пропаганды недостижимого идеала, впадает в пучину разочарования и грусти», — рассказывает эксперт и добавляет, что при этом нельзя забывать про фотошоп: скорее всего, «чистые девушки» корректируют свои фотографии в приложениях перед публикацией.
Однако, по мнению Кулешовой, сегодня наблюдается положительная тенденция осознанности: «Мы стали избирательнее относиться к контенту и адаптируемся к идее, что нельзя безоговорочно верить соцсетям. В конце концов, человек с адекватной самооценкой сам выбирает то, что ему подходит».