Мощности медного завода «Норникеля» частично перенесут из России в Китай, чтобы усложнить западным странам введение санкций против его продукции. Таким образом принятое решение в комментарии «Интерфаксу» объяснил президент компании Владимир Потанин.
Узнайте больше в полной версии ➞По его словам, завод сталкивается с трудностями в расчетах, отказами от поставок, необходимостью предоставлять скидки на металл и делать товарные запасы. В начале 2024 года «Норникель» может рассчитывать только на 80 процентов от своего дохода до санкций, а стоимость трансакций, комиссии и услуги посредников обходятся в 5-7 процентов от цен на продукцию.
Компания не находится под санкциями, но сталкивается с последствиями добровольных отказов от своего товара в Европе. Пока с этим справляться удавалось, но чем дальше, тем болезненнее будут последствия.
Непосредственно на решение о переносе повлияли санкции США и Великобритании о запрете приема биржам этих стран новых партий цветных металлов из России. Потанин подчеркнул, что такое давление требует нестандартного ответа, который позволит доставлять товар до рынков сбыта оптимальным образом.
Результатом станет продажа продукции «Норникеля» как китайского товара, что снимает вопрос взаиморасчетов и упрощает обход санкций. В Китай уйдет и экологический вопрос, что актуально в случае построенного в 1949 году медного завода. Взамен компания сможет получить продвинутые компетенции, необходимые стране. Речь идет о производстве батарейных материалов, сырьем для которых сделают литий.
Завершить строительство мощностей в Китае «Норникель» хочет в районе середины 2027 года. В рамках этой деятельности около двух миллионов тонн концентрата будут поставлять в Китай по Северному морскому пути из порта в Дудинке. Потанин указал, что проект совместного предприятия уже получил политическую поддержку на высшем уровне. Потенциального партнера такого строительства бизнесмен не назвал.
При упаковке товара «в более продвинутую оболочку» компания сможет получить доступ на привычные рынки в новой форме. При этом бизнесмен выразил надежду на то, что отказ западных компаний от сотрудничества носит временный характер и часть проектов удастся возродить.