Развитие избирательного законодательства и практики электронного голосования должны прийти к моменту, когда ДЭГ начнет регулироваться отдельным федеральным законом. Об этом говорили эксперты на круглом столе в Общественной палате РФ, посвященном предложениям в Порядок ДЭГ на основании практики применения электронного голосования на прошедших в марте 2024 г. президентских выборах. Среди прозвучавших инициатив – расширение прав наблюдателей за ДЭГ, установление гибких возможностей по переходу зарегистрированных на ДЭГ избирателей на традиционные участки для голосования и наоборот, а также регламентирование полномочий ТИК ДЭГ.
Как напомнил сопредседатель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Олег Артамонов, в конце апреля ЦИК РФ принял за основу постановление о проекте изменений в Порядок ДЭГ, и до 25 мая принимает замечания и предложения, которые после рассмотрения могут быть внесены в этот порядок. Как договорились участники дискуссии, все прозвучавшие предложения экспертов будут сведены в общий документ, который будет передан в ЦИК для рассмотрения.
Контроль за ДЭГ не ограничивается только избирательной кампанией: сегодня контроль за ДЭГ требуется, в том числе, и в межвыборном цикле, когда надо подводить итоги, планировать работу на будущее, и здесь работа идет постоянно, отметила председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, исполнительный директор НОМ Алена Булгакова. «Сегодня мы находимся в преддверии новой электоральной кампании и видим, что на участие в ДЭГ приходят заявки из регионов, ранее электронное голосование не использовавшие. На Общественную палату это тоже накладывает определенную нагрузку в плане подготовки наблюдателей и работы с экспертами в тех регионах, где еще ДЭГ не применяли», — пояснила она.
Относительно вопросов, возникающих при использовании ДЭГ, высказался член ЦИК России Антон Лопатин. По его словам, тема актуализации списков избирателей — одна из главных проблем, поскольку каждый год изменения в учетных записях избирателей РФ происходят без малого 25 миллионов раз.
Еще одна тема — тема электронной очереди, указал Антон Лопатин. «Практика показывает, что избиратели, если подали заявление на ДЭГ, как правило, голосуют в первые часы. Как только открывается возможность голосовать, у нас идет большой поток избирателей. Мощности, которые мы используем и планируем – их в моменты пиков, как правило недостаточно», — рассказал он, сообщив, что в новом Порядке ДЭГ предусмотрена такая составляющая, как «электронная очередь». Это означает, что избирателей будут оповещать о том, что идет достаточно большой поток голосующих, и предлагаться проголосовать позже, либо подождать.
По данным Ростелекома, в пятницу 15 марта 2024 года в ходе трехдневного голосования на выборах президента РФ утром нагрузка на систему доходила до 15 тысяч пользователей в секунду, при этом средняя расчетная нагрузка на периоде голосования для системы – это до трех тысяч пользователей в секунду, напомнил О. Артамонов. «После этого около 13:00 мск началась серьезная атака на систему ДЭГ, в течение примерно часа система не выдавала и не принимала бюллетени избирателей», – такие данные привел эксперт. Это породило мысли о том, что может возникнуть ситуация, которая «потребует замены электронного голосования бумажным в случае массированных атак на систему».
По словам эксперта, в проекте Порядка ДЭГ появился пункт о том, что такое может быть реализовано, при этом Олег Артамонов обратил внимание, что необходима формализация конкретных критериев действий в такой ситуации. «В каких конкретных ситуация ТИК ДЭГ может принять решение, что продолжение электронного голосования невозможно, как именно она определит, что это невозможно, чтобы здесь не было неопределенности и волюнтаризма со стороны комиссии, как именно избиратели будут направляться на обычные участки, как будет осуществляться информирование и передача списков этих избирателей на участки, как будет определяться возможность или невозможность подведения итогов электронного голосования для тех, кто до принятия решения уже успел проголосовать и т.д.», — такие вопросы перечислил эксперт.
Как подчеркнул руководитель направления ПАО «Ростелеком», оператор ПТК ДЭГ Дмитрий Кузнецов, требования к ДЭГ должны подниматься из локальных нормативных актов к актам более высокого уровня. «На каком-то этапе ДЭГ должен определять федеральный закон, чтобы требования к ДЭГ зафиксировал федеральный законодатель», — указал он. Кузнецов предложил установить право присутствия наблюдателей при процедуре разделения ключа, а также нормативно зафиксировать требование о применении электронной подписи для исходящих файлов ДЭГ. Кроме того, он предложил зафиксировать требование к комиссии принять решение о том, какую электронную подпись она будет использовать — либо это будет самостоятельно сформированная подпись, либо выпущенная удостоверяющим центром. Также, по мнению Кузнецова, необходимо установить в Порядке ДЭГ норму о том, что «избиратель может проголосовать после ознакомления со всеми доступными для избирателя кандидатами», то есть пролистать электронный бюллетень полностью.
Также были озвучены предложения от наблюдателя в ЕДГ-2023 от кандидата партии «Справедливая Россия», электорального аналитика Петра Лосева о проведении полноценного тестового голосования с доступом к ноде, доступе к компьютерам за несколько дней до голосования для развертывания всего необходимого программного обеспечения для наблюдения, а также о формирование гуидов (GUID, уникальный идентификатор) избирателя от одного источника, а не от двух разных (СНИЛС и паспорт), чтобы можно было удостовериться, что проголосовал именно зарегистрированный на ДЭГ избиратель.
«В системе идентификатор избирателя формируется в разных частях (системы) из разных источников, из СНИЛСа и паспорта, что также затрудняет работу со списками избирателей и верификацию того, что голосовали именно те избиратели, а не какие-то посторонние люди», - прокомментировал предложение О.Артамонов, обратившись к ПАО «Ростелеком» с предложением продумать, возможно ли изменение этого момента, которое упростило бы работу наблюдателей со списками избирателей, с транзакциями и верификацией избирателей.
Предложения экспертов будут обобщены и направлены в ЦИК России, договорились участники дискуссии.