Несколько дней подряд продолжается снижение котировок компании, последовавшее за решением акционеров не выплачивать дивиденды за 2023 год. Об этом сообщает РБК.
Представители компании сообщили, что «Русагро» не имеет технической возможности выплачивать дивиденды из-за зарубежной «прописки». Напомним, что управляющая компания ГК «Русагро» — Ros Agro Plc зарегистрирована на Кипре, а ее владелец, миллиардер Вадим Мошкович, до недавнего времени был обладателем «золотого» кипрского паспорта.
По данным РБК, после публикации отчета по МСФО за первый квартал 2024 года, инвесторы оказались разочарованы рентабельностью производства и ростом расходов компании. При этом руководство «Русагро» приняло решение направить на развитие компании чистую прибыль за 2023 год в размере 445 миллионов рублей.
Возможно, эти деньги планируется потратить на выплаты закредитованных «дочек» компании. Например, ООО «Тамбовский бекон», долг которого «Сбербанку» в размере 40 млрд. рублей помешал слиянию активов «Русагро» и крупнейшего производителя свинины в Белгородской области ГК «Агро-Белогорье». Или компания аккумулирует средства для урегулирования возможных претензий со стороны ФНС после того, как стали известны детали сделки по покупке «Русагро», а затем перепродаже доли в компании «Агро-Белогорье». Пакет в размере 22,5 процента был выкуплен у белгородцев в 2019 году за 8,5 миллиарда рублей.
В том же году доля была перепродана кипрской офшорной компании Ros Agro Plc. почти за ту же сумму. Спустя три года кипрская компания вернула российскому продавцу долю ГК «Агро-Белогорье» в обмен на простой вексель номинальной стоимостью 12 миллиардов рублей. Потери «Русагро» при этом оценивались в 3,5 миллиарда рублей. По условиям векселя, денежные средства можно было получить не ранее 1 января 2023 года, но при этом проценты на сумму векселя не начисляются.
По словам профессора Московского института национальных и региональных отношений Игоря Скурлатова, схема с векселем не требовала перечисления физических денег, поскольку он так и не был предъявлен к исполнению и доля «Агро-Белогорье» «ушла», фактически, бесплатно.
«Отсутствие реальной оплаты по сделке между Ros Agro Plc и ООО "ГК Русагро" может говорить о недобросовестности сторон, совершивших сделку с использованием схемы с векселем в обход закона, тем более и с учетом регулирования в отношении сделок, стороной в которых является недружественная к Российской Федерации страна», — считает эксперт.
С момента приобретения 22,5 процента «Агро-Белогорья», в компании Вадима Мошковича не скрывали, что намерены получить контрольный пакет в белгородском холдинге В конце 2023 года доли владельцев ГК «Агро-Белогорье» Владимира Зотова и Ларисы Ковалевой в сумме 77,5 процента оказались под арестом по иску «ГК Русагро» в рамках спора об обязании объединить животноводческие активы двух компаний.