Политолог рассказал о растущих возможностях российской системы образования

Шаповалов: ЕГЭ создал ряд механизмов обеспечения равных возможностей

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Единый государственный экзамен был в свое время введен в России для обеспечения равных возможностей абитуриентам, невзирая на регион или населенный пункт, в котором обучался в школе этот абитуриент. Такое мнение в беседе с «Лентой.ру» высказал политолог, член правления Российской ассоциации политической науки, руководитель проектов ЭИСИ Владимир Шаповалов.

«Действительно ЕГЭ стал мощным инструментом, очень успешно работающим механизмом для того, чтобы без серьезной финансовой составляющей человек, выпускник школы любой школы нашей страны мог, показав знания предмета, мог поступить в самые лучшие и самые престижные вузы нашей страны в любом российском городе», — говорит эксперт.

Помимо всего прочего, единый государственный экзамен создал еще целый ряд достаточно серьезных механизмов обеспечения равных возможностей, считает Владимир Шаповалов.

«Прежде всего речь идет о том, что для провинциального школьника поступление в столичный вуз это еще и достаточно серьезные траты на проезд и проживание в столице, что не всякая семья, как известно, может себе позволить. ЕГЭ сдается по всей стране, в каждом, в каждой школе, в каждом населенном пункте, и сданный единый государственный экзамен это уже путевка в любой вуз страны важным, чрезвычайно важным в инструментарии обеспечения равных возможностей также является возможность подачи документов в несколько вузов на несколько направлений подготовки. Все это вместе взятое создало ситуацию, буквально переломило ситуацию в стране, создало мощные возможности для умных амбициозных выпускников. Люди, проживающие в любом населенном пункте нашей страны, должны иметь возможность получить качественное образование в лучших вузах России и, конечно, наряду с прочими возможностями это очень серьезный социальный лифт, это шанс для юного гражданина страны получить путевку в жизнь», — говорит эксперт.

По его словам, в настоящее время Россия создает уникальную систему образования, которая сочетает в себе традиции российской отечественной педагогической школы великой педагогической школы, давшей миру Сухомлинского, Выгодского, Макаренко, Ушинского — имена, которые знают везде.

«С одной стороны, это сочетание великих педагогических традиций нашей страны. С другой стороны, это опыт и лучшие практики, которые были созданы, наработаны и в других странах мира. В настоящее время этим отличается наша система образования. Сейчас она очень мобильна, очень адаптивна, постоянно находится в движении, в поиске новых лучших методов инструментов, и в настоящее время, конечно, очень важным является тот факт, что мы возвращаемся к той системе, проверенной временем, успешно зарекомендовавшей себя системе специалитета, которая была еще в советское время и в постсоветский период и показала свою эффективность», — говорит эксперт.

В то же самое время отказ от болонской системы, по его словам, не означает возвращение назад. Это движение вперед, поскольку тот вариант реформирования системы высшего образования, который по инициативе президента страны Владимира Путина в настоящее время реализуется в российской системе высшей школы, предполагает новый вариант, в котором существует вариативность, специалитет.

«В целом, нужно признать, что это приводит к увеличению срока обучения. И, конечно, это дает дополнительные компетенции, дополнительные возможности нашим студентам. Фактически речь идет о том, что наша система высшего образования становится более многогранной, емкой, дает более качественную подготовку», — говорит эксперт.

По его мнению, сегодня можно говорить о том, что российская система образования является самой передовой. «Безусловно, Россия находится в авангарде движения вперед как в системе среднего, так и в системе высшего образования. Свидетельством этого являются постоянные золотые медали, которые получают наши школы, школьники и студенты на всевозможных международных олимпиадах и соревнованиях — это свидетельство качественной подготовки наших учащихся. К этому нужно добавить тот факт, что Россия сохранила фундаментальность образования. В настоящее время приумножает его и в отличие от многих стран Запада, которые утратили эти, так сказать, эти компетенции фундаментального образования. У нас каждый студент высшего учебного заведения получает разнообразные знания как в гуманитарной сфере, так и в сфере естественных наук», — говорит эксперт.

Он также отметил, что в России развиваются и крепнут связи вузов с лучшими предприятиями, создаются лаборатории, создаются кванториумы и технопарки как в вузах, так и в школах страны, что позволяет сформировать практикоориентированный характер образования и давать студентам необходимые знания и навыки, которые понадобятся им в реальной профессиональной деятельности.

Также эксперт напомнил, что в России полным ходом идет процесс переоснащения и школ и вузов, создание современной инфраструктуры, и важным элементом новым элементом этой этого процесса является создание университетских кампусов, строительство университетских кампусов, которые будут сочетать в себе как передовые технические, лабораторные возможности, так и комфортное проживание.

«Это очень важное направление, которое фактически делает российские вузы мировым лидером и в плане качества знаний, и в плане качества жизни, обеспеченности жизненного процесса. Не случайно постоянно год от года увеличивается количество иностранных студентов в наших вузах — представлены практически все континенты, десятки стран, и в настоящее время Россия выходит на рекордные показатели по количеству иностранных студентов, которые обучаются в нашей стране», — отметил эксперт.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше