Около 60 процентов жалоб продавцов на маркетплейсы, поступающих в Корпорацию МСП, приходится на долю Wildberries. Эта же площадка отличается низкой скоростью решения вопросов, работающих с ней предпринимателей, следует из статистики, собранной Корпорацией МСП с момента подписания в прошлом году Меморандума о взаимодействии маркетплейсов с субъектами МСП.
«На сегодняшний день через созданный механизм обратной связи от селлеров и владельцев ПВЗ нам поступило более 250 обращений (жалоб) на работу маркетплейсов. Больше половины всех обращений поступает на Wildberries (60 процентов), на OZON и Яндекс.Маркет приходится 26 и 14 процентов соответственно», — сообщил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.
По его словам, согласно полученной статистике, наиболее оперативную и качественную обратную связь в рамках урегулирования конфликтных ситуаций Корпорация МСП получает от Ozon и «Яндекс.Маркет».
«В случае с Wildberries наладить такого же конструктивного диалога, к сожалению, не получается. Получить оперативно (хотя бы за 2-3 недели) позицию маркетплейса по той или иной проблеме предпринимателя сложно. Об этом говорят и сами партнеры. Есть ряд обращений, по которым мы ждем ответа уже год, и коллеги обещают вот-вот закончить их рассмотрение. Один из наиболее ярких примеров вопиющего случая с Wildberries — продавец при заполнении карточек товаров случайно указал габариты товара не в тех величинах — в миллиметрах, вместо сантиметров. На следующий рабочий день это заметил и исправил. Расчетные суммы за логистику и хранение при корректном указании габаритов должны быть — 105 тысяч и 7 тысяч рублей. Но WB начислил за логистику — 27 миллионов рублей (в 257 раз больше), за хранение — 350 тысяч (в 50 раз больше). Причем 8 миллионов рублей уже списал. Как правило, маркетплейсы выставляют штрафы в случае занижения габаритов товаров по результатам контрольного обмера. Будем помогать селлеру решать эту проблему с привлечением Генпрокуратуры и ФАС», — констатировал Александр Исаевич.
Согласно статистике, собранной Корпорацией МСП, во взаимодействии с маркетплейсами есть три основных и характерных для большинства предпринимателей проблем. Первая — размер комиссий за услуги, взимание необоснованных, часто несопоставимых с прямыми убытками маркетплейсов штрафов. Вторая частая проблема — отсутствие стабильной и конструктивной коммуникации с маркетплейсами по проблемным вопросам, когда МСП часто остаются неуслышанными. Третья — одностороннее изменение условий оферты, когда партнеры оказываются в невыгодном положении.
В апреле 2024 года после массового конфликта предпринимателей с одним из марктеплейсов был подписан Меморандум об их взаимодействии с субъектами МСП. В документе стороны заявили о намерении вести свою работу исходя из презумпции финансовой добросовестности, применять принципы соразмерности взаимной ответственности и стремиться создавать для своих партнеров благоприятные условия. Для ведения оперативного и конструктивного диалога Корпорация МСП обеспечила на Цифровой платформе для малого и среднего бизнеса возможность направления обращений по вопросам взаимодействия предпринимателей с маркетплейсами для детальной отработки проблемных ситуаций.