В среду, 17 июля, дочь эмира Дубая и премьер-министра Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), принцесса Махра, сообщила о своем разводе в необычной форме — при помощи соцсетей. В публикации она трижды повторила, что разводится, намекнув при этом на наличие у мужа любовниц. Поведение девушки вызвало удивление не только в ОАЭ, но и во всем остальном мире. Ни ее отец, ни муж пока не дали никаких комментариев. Отец Махры, Мохаммед ибн Рашид Аль Мактуми, несколько лет назад попал в заголовки мировой прессы после бракоразводного процесса с младшей женой. Как оказалось, эмир, считавшийся реформатором и защитником прав женщин, бил и пытал собственных дочерей, местонахождение одной из которых до сих пор остается тайной. «Лента.ру» попыталась разобраться в интригах и тайнах королевской семьи эмирата Дубаи и понять, что может ждать непокорную Махру.
Узнайте больше в полной версии ➞Махра бинт Мохаммед бин Рашид Аль Мактум родилась в 1994 году, ее назвали Кристиной. Ее родители — один из богатейших людей ОАЭ член королевской семьи Мохаммед ибн Рашид Аль Мактуми и гречанка Зоя Григоракос. Офицально они не были женаты. По слухам, шейх заключил с европейкой мизиар — временный брак, разрешаемый суннитским исламом. При этом у него уже было несколько жен.
Вскоре после рождения дочери Григоракос уехала из Дубая вместе с ребенком. Первые годы Кристина жила с матерью в Лондоне, затем они переехали в Грецию. Ее растили как христианку, в атмосфере европейской свободы. Отец, по всей видимости, не настаивал на ее обращении в ислам, но при этом поддерживал дочь финансово.
Все начало меняться, когда девушке исполнилось 16 лет. Тогда Кристина внезапно переехала к отцу в Дубай, там приняла ислам и получила новое имя — Махра. Отец при этом дал ей королевский титул. Уже став Махрой, девушка отучилась в Британии, где получила диплом специалиста по международным отношениям. Затем в Дубае она закончила государственную академию, которую основал ее отец.
Махра стала местной знаменитостью. Несколько лет назад дочь шейха вошла в топ-10 самых красивых девушек Востока. А в начале года появилась на обложке журнала Harper's Bazaar Arabia, которому также дала интервью. В нем девушка много говорила о том, каково быть ролевой моделью для женщин в ОАЭ и по всему миру, о своих греческих и арабских корнях, а также о скором материнстве и желании выступать за права женщин в ОАЭ, при этом уважая традиционные ценности.
В 29 лет Махра вышла замуж за своего дальнего родственника, шейха Мана бин Мохаммеда бин Рашида. Их шикарная свадьба состоялась весной 2023 года. Большая традиционная церемония для семьи — с Кораном, молитвами и подписанием брачного договора — состоялась в апреле, а в конце мая началось светское празднество.
На невесте было большое бриллиантовое ожерелье и платье с фатой и шлейфом от дубайского дизайнера Ezra Couture. Жених выбрал традиционный наряд. Список гостей остался секретом, однако на фото пара позирует в белых интерьерах на фоне огромного торта. Интересен и тот факт, что на фото у Махры вопреки мусульманским традициям непокрытая голова.
Осенью 2023 года Махра сообщила, что беременна. Супруги ждали дочку. Зимой 2024 года журналист Harper's Bazaar Arabia задал женщине вопрос о браке — что главное в счастливом браке и оправдались ли ожидания принцессы от замужней жизни.
По всей видимости, точки зрения Махры и ее мужа разошлись слишком сильно. 4 июня шейха выложила в соцсети фото с дочерью, которое подписала «Только мы двое». Уже тогда некоторые заподозрили неладное. А 17 июля случился настоящий скандал: Махра выложила пост, где на черном фоне поместила послание мужу об их окончательном разрыве. В тексте шейха намекала на неверность супруга.
Трижды повторенные слова о разводе — это не попытка усилить эффект и подчеркнуть эмоциональность. В исламе есть практика так называемого тройного талака, которая, однако, запрещена во многих странах, включая Индию, Саудовскую Аравию и Марокко. Эта практика традиционно позволяла мужчине развестись с женой, трижды произнеся или написав слово «талак», что по-арабски означает «развод». Считалось, что в этом случае женщина через некоторое время может снова выйти замуж. Однако среди женщин в ОАЭ такой практики нет, для официального развода женщина должна совершить «хулу», обратившись в суд.
Про Ману бин Мохаммеда бин Рашида известно не так много. Он служил в Вооруженных силах ОАЭ и закончил Американский университет в ОАЭ. Получил степень в области безопасности и управления рисками. Мана — сын шейха Мухаммеда бен Рашида бен Мана Аль Мактум и шейхи Мадии бинт Ахмед бен Джума Аль Мактум.
Известно о его благотворительных проектах и любви к философии. Влюбленные, вероятно, познакомились во время учебы. Их также связывает обоюдный интерес к конному спорту и лошадям. Махра была его первой и единственной женой.
Шейх Мана богат, он владеет множеством компаний, в число которых входят AlBarada Trading, Dubai Tech, GCI Real Estate и группа компаний MM. Его партнерами по бизнесу выступали теннисист Новак Джокович, футболист Артуро Видаль и скандально известный блогер Эндрю Тейт, обвиняемый в изнасилованиях, работорговле и уходе от налогов. У него также есть связи в России: шейх был на открытии русского ресторана Аркадия Новикова Novikov cafe в Дубае.
Никаких официальных комментариев по поводу заявления супруги шейх пока не давал.
Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум — очень важная фигура в ОАЭ и при этом очень неоднозначная. Он эмир Дубая и премьер-министр страны с 2006 года, а также занимает пост министра обороны с 1971 года. Он лично контролировал создание большого количества транснациональных бизнес-проектов, которые трансформировали экономику Дубая. В частности, строительство самого высокого здания в мире, небоскреба Бурдж Халифа, считается его заслугой.
Мохаммед — не противник западных свобод. Еще в 1960-х годах он учился в Кембридже, часто ездит в Европу и сейчас. В 2006 году он подписал закон, чтобы сформировать Дубайское учреждение для женского развития. Учреждение продвигает женщин, помогая им получать образование, занимать руководящие посты в ОАЭ, а также борется с проблемами гендерного неравенства.
Однако, несмотря на внешний либерализм, репутация Мохаммеда небезупречна. Несколько женщин из близкого круга шейха вряд ли назвали бы его феминистом. Нужно начать с того, что никто точно не знает, сколько жен у Мохаммеда. В первый раз он женился в 1979 году на своей двоюродной сестре Хинд бинт Мактум Аль Мактум. Она стала его старшей женой и родила шейху 12 детей, включая наследного принца Дубая — Хамдана ибн Мохаммед Аль Мактум.
В 2004-м Мохаммед женился на принцессе Хайе бинт аль-Хусейн, единокровной сестре нынешнего короля Иордании Абдаллы II. Хайя росла в Британии, ходила там в школу, а затем училась в Оксфорде, где изучала философию и экономику. Принцесса родила от шейха четырех детей — двоих мальчиков и двух девочек. Однако в 2019 году брак разладился. Летом стало известно, что Хайя сбежала в Великобританию из-за «страха за свою жизнь», воспользовавшись при этом услугами частной охранной фирмы.
В Великобритании Хайя подала на развод, дело получило широкую огласку. В суде адвокаты Мохаммеда обвиняли принцессу в романе с телохранителем Расселом Флауэрсом. Принцесса якобы одаривала фаворита дорогими подарками — фермой, автомобилем, коллекционным оружием. Однако тяжба завершилась тем, что Шейх Мохаммед выплатил бывшей жене рекордную сумму в размере 554 миллионов фунтов стерлингов, а также потерял право опеки над двумя младшими детьми. Судья охарактеризовал действия Мохаммеда по отношению к жене как «кампанию страха, запугивания и преследования», равносильную «жестокому обращению».
Опасения Хайи не были беспочвенны, незадолго до этого она наблюдала за тем, как от мужа пытались сбежать две падчерицы. Считается, что именно вопросы о Латифе и Шамсе создали Хайе проблемы, после них кто-то якобы положил пистолет на подушку Хайи — как предупреждение. Но вопросы были небезосновательны — одна из девушек исчезла, а другая едва не распрощалась с жизнью.
19-летняя Шамса в 2000-м году впервые написала родственникам в Лондон о желании избавиться от опеки и контроля. В письме принцесса говорила, что отец запретил ей учиться в университете и что она думает о смерти. О ее планах узнала мать, но Шамсе все же удалось выбраться из поместья в английском Суррее, где семья проводила лето, и угнать Range Rover. К сожалению для нее, спустя два месяца ее нашли в Кембридже. Уже из заточения она каким-то образом связалась с полицией, рассказав о произошедшем.
Полиция несколько раз инициировала расследование исчезновения Шамсы, однако дворец старался помешать правоохранительным органам. Девушку так и не нашли. Впоследствии появлялись свидетельства частных лиц о том, что девушку восемь лет держали в тюрьме, пытали, били и накачивали медикаментами. В 2018-м пресс-служба шейха выступила с опровержением слухов, подчеркнув, что Шамсу все «обожают, холят и лелеют». Однако с 2016 года девушку не видели на публике.
Похожая ситуация произошла и с младшей сестрой Шамсы, Латифой. Первую попытку сбежать от отца 16-летняя Латифа предприняла в 2002-м. Однако девушку поймали на границе ОАЭ и Омана и вернули домой. По словам самой Лаьтифы, три года после этого она по приказу отца провела в тюрьме. Но ни угрозы, ни боль не остановили ее.
В 2018 году принцесса, заручившись помощью своего тренера по капоэйре Тиины Яухиайнен, сумела пересечь сухопутную границу ОАЭ. Затем она села на яхту, судно перехватил арабский и индийский спецназ у побережья Гоа. После этого ее на вертолете привезли в Дубай, где побрили налысо и на три месяца заточили в тюрьму Аль-Авир.
В 2018 году принцесса Хайя, тогда еще состоявшая в браке с Мохаммедом, предприняла попытку обелить репутацию супруга, когда до нее дошли слухи о Латифе. Она встретилась с девушкой, попросила врача осмотреть ее, а затем организовала встречу Латифы с президентом Ирландии Мэри Робинсон. После встречи Робинсон открыто заявила, что девушка «не в себе». Хайя продолжила общение с Латифой, но в начале 2019 года Мохаммед заявил жене, что ей стоит прекратить «лезть не в свое дело». Вскоре после этого она и сбежала.
Подробности побегов Латифы стали известны благодаря 40-минутному ролику, который она записала, а BBC обнародовало в 2021 году. Свое обращение девушка за год до этого записала из Дубая. По ее словам, в момент записи ролика она сидела на вилле, из которой не могла выйти из-за дежурящих вокруг охранников.
После бракоразводного процесса с Хайей вокруг освобождения Латифы поднялась шумиха — судьбой девушки стали интересоваться СМИ и правозащитные организации. В 2021 году сторонники Латифы объявили, что принцесса свободна. Была опубликована ее фотография в Исландии. При этом голландские правозащитники высказали сомнение в подлинности «исландского» фотоснимка.
В связи с такой семейной историей многие опасаются за судьбу дерзкой принцессы Махры. Неизвестно, насколько строг с ней отец, на каких условиях на самом деле был заключен брак и что собой представляют их отношения с Мохаммедом. Возможно, в случае с Махрой опасаться за свою жизнь стоит ее мужу.