Сотни американских дальнобойщиков расправляются с попутчицами и проститутками. С 1980 годов они лишили жизни 850 женщин на дорогах США, и 200 таких дел до сих пор не раскрыты. «Лента.ру» рассказывает о бывшем высокопоставленном агенте ФБР Фрэнке Фиглюцци, который решил пролить свет на эту странную группу маньяков.
Узнайте больше в полной версии ➞Одним из самых известных маньяков-дальнобойщиков считается Роберт Бен Роудс, которого прозвали «душегуб со стоянки грузовиков». Его задержали 1 апреля 1990 года. Он признался, что к тому времени уже 15 лет охотился на женщин. Было доказано, что он совершил только четыре преступления, однако считается, что Роудс мог расправиться примерно с 50 женщинами.
Он оборудовал в своем грузовике пыточную камеру, где измывался над случайными попутчицами. 14-летнюю Регину Уолтерс он похитил, когда она сбежала из дома, чтобы быть вместе с 18-летним возлюбленным. Дальнобойщик мучил девочку несколько недель.
Фиглюцци признался, что за годы своей карьеры видел много жестокости, но с таким не сталкивался никогда.
Бывший агент считает Роудса одним из самых примечательных по кровожадности и изощренности водителей-садистов. Однако он не единственный в своем роде. В данный момент в США отбывают наказание 25 маньяков, которые совершали преступления, работая дальнобойщиками. Сколько их находится на свободе — неизвестно. На 200 нераскрытых преступлений имеется 450 подозреваемых.
Вышедшая в июле книга Фиглюцци Long Haul: Hunting the Highway Serial Killers («Длинный маршрут: охота на маньяков с шоссе») в очередной раз обратила внимание американского общества на проблему, которая, как считается, в наше время стала менее острой, но до конца не решена.
В 2022 году в области грузоперевозок в США были заняты 8,4 миллиона человек. Из них дальнобойщиков — 3,54 миллиона человек. Оборот этого сектора экономики исчисляется сотнями миллиардов долларов, а в последние годы вплотную подобрался к триллиону.
Грузовые автомобильные перевозки — настоящая кровь Америки. Если они остановятся, то запасы продуктов в городах начнут иссякать примерно через три дня. Но в этой крови завелись десятки или даже сотни раковых клеток. Около десяти процентов водителей грузовиков работают сами на себя. По словам Фиглюцци, именно среди них преступники встречаются чаще всего.
В корпорациях за водителями следят круглосуточно. Камеры, в частности, устанавливают в кабинах грузовиков, так что совершить преступление и остаться незамеченным таким дальнобойщикам очень сложно. Небольшие же компании относятся к контролю за водителями куда менее ответственно. Работающие сами на себя дальнобойщики и вовсе не должны ни перед кем отчитываться.
То, что маньяки-дальнобойщики — отдельный подвид преступников, следователи поняли около 20 лет назад. В 2004-м было создано специальное подразделение ФБР, которое занимается именно такими людьми.
В первую очередь агенты ввели систему идентификации жертв «убийц с большой дороги». Согласно этой системе, если жертва найдена у шоссе, проходящего через несколько штатов, если в последний раз ее видели на стоянке грузовиков или выясняется, что она жила не в том штате, где ее нашли, — скорее всего, преступление совершил именно водитель грузовика.
За 20 лет было осуждено 25 человек, однако какое количество садистов все еще колесит по США — не возьмется сказать никто. ФБР в данный момент рассматривает личности 450 водителей, которые могут быть преступниками.
В сентябре 2022 года был арестован 64-летний Гарри Артман из Флориды. Его обвинили в расправе над 24-летней Дейзи Шак, которая пропала в 2006 году. В январе 2024-го неизлечимо больной Артман, уже приговоренный к пожизненному сроку, признался в 11 подобных преступлениях, совершенных в 1990-х — начале 2000-х.
Вычислить Артмана удалось благодаря современным методам ДНК-исследования. Фиглюцци называет его арест последним на данный момент крупным успехом отдела ФБР по борьбе с дальнобойщиками-маньяками.
Он признал, что переносить такую жизнь крайне тяжело психологически. Дальнобойщики находятся в постоянной изоляции, если не считать переговоров с коллегами по рации, и практически не двигаются, находясь целый день за рулем. По правилам многих компаний, останавливаться во время рейсов можно только на время сна.
При этом Фиглюцци отмечает, что многие дальнобойщики-садисты в детстве подвергались насилию в семье и выбрали именно такую профессию, чтобы быть подальше от общества.
Одним из примеров подобного склада характера может служить история того же Роудса. Он родился в нормальной семье, неплохо учился в школе, однако подростком несколько раз попадал в полицию из-за драк. Служил в морской пехоте, однако был с позором изгнан за ограбление. Потом пытался устроиться в полицию, но его не взяли из-за истории с грабежом. Роудс поступил в колледж, но долго учиться не смог. В итоге он стал дальнобойщиком, и именно тогда его страсть к насилию, вероятно, подстегиваемая жизненными неудачами, вырвалась на свободу.
Фиглюцци пишет, что дальнобойщики-маньяки продолжают совершать преступления, несмотря на усилия властей, хотя уже не так часто, как в 1980-1990 и начале 2000-х годов. В марте 2023 года 38-летний водитель из Техаса Рамин Ходакарамрезаи расправился с ведущей подкаста, которой долгое время был одержим.
В январе того же 2023-го арестовали 55-летнего дальнобойщика Джеймса Уильяма Гримсли, который расправился с женщиной еще в 1994-м. Фиглюцци признает, что борьба с преступлениями водителей-садистов ведется успешно, но главные причины появления этой отдельной касты маньяков никуда не делась.
В своей книге бывший агент ФБР ссылается на исследование Дженнифер Джонсон из Университета Западного Онтарио. Психолог констатирует, что при общении с дальнобойщиками выделяются «навязчивые темы»: изоляция, дегуманизация и невозможность удовлетворить основные потребности. Кроме того, на водителей действует постоянный стресс, связанный с необходимостью доставить груз вовремя. По мнению Джонсон, дальнобойщики живут в «отдельном скрытом мире». Если в него попадает человек с нестабильной психикой, он вполне может превратиться в маньяка.
Фиглюцци считает, что решить проблему водителей-садистов можно с помощью специальных образовательных программ, улучшения качества здравоохранения, повышения оплаты труда и так далее. Готовы ли владельцы транспортных компаний идти на дополнительные траты — вопрос открытый.