В 2023 году видеохостинг YouTube ограничил доступ к 27 российским каналам, а в 2022 году количество заблокированных российских YouTube-каналов составило 63. Среди ресурсов, заблокированных YouTube с 2020 года, Роскомнадзор называет «Соловьев LIVE», «Крым 24», RT, РБК, НТВ, Официальный канал Совета Федерации, Федерального собрания РФ и другие. По данным на 10 июля, в 2024 году YouTube заблокировал уже 83 российских ресурса.
Блокировки затрагивают не только официальные СМИ, но и блогеров. Ограничение доступа к контенту было применено и в отношении популярных российских медиперсон — дизайнера Артемия Лебедева, переводчика Дмитрия Пучкова («Гоблин»), техноблогера и политического обозревателя Стаса Васильева («Ай, как просто!») и пранкеров Вована и Лексуса.
Помимо этого, площадка удаляет и иностранные каналы, публикующие контент о России в позитивном ключе. В частности, YouTube удалил каналы Sasha Meets Russia Саши Йост и Fiorella In Moscow Фиореллы Изабель. Оба аккаунта были удалены без объяснения причин и возможности восстановления. Отмечается, что на своих каналах Йост и Изабель положительно высказывались о России.
В то же время, стирая альтернативные мнения об СВО, YouTube полностью игнорирует требования законодательства РФ и не удаляет фейковые, деструктивные и противоправные материалы. Известно, что площадка до сих пор не удалила более 60 тысяч противоправных материалов.
YouTube уже очень давно дискредитировал себя и стал олицетворением выражения «усидеть на двух стульях». Говорить о свободе — и заниматься цензурой. Говорить о важности плюрализма мнений — и блокировать иностранных блогеров, которые позитивно высказываются о России, не затрагивая политические темы, заявил председатель комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
По словам депутата, такое поведение площадки должно стать сигналом «для всех, но в особенности для авторов, которые планируют начать свою блогерскую карьеру на YouTube или продолжить ее, не рассматривая отечественные площадки в качестве альтернативы». «Даже если опустить моменты морали и поговорить на любимом многими блогерами языке денег и подписчиков, то вот простой факт — YouTube может за секунду перечеркнуть все плоды вашего многолетнего труда, вынуждая разрывать контракты с рекламодателями, терять аудиторию и так далее. И все это произошло просто потому, что ваш канал не попадает в канву того, что можно говорить о России в публичном пространстве. Даже если вы вообще не затрагиваете политические темы, но ваш канал не находится в рамках либеральной и антивоенной повестки, то риск сохраняется постоянно», — отмечает Александр Хинштейн.
Как считает первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич, YouTube прекрасно понимает свое влияние в мире — это видеохостинг №1 в мире по количеству пользователей.
«И это прекрасно понимают власти США, использующие площадку для продвижения необходимой им позиции по тому или иному вопросу. Все, что так или иначе не соответствует «правильному» мнению, безжалостно вычеркивается. Это та самая «культура отмены», только в мировом масштабе. Если раньше тебя не было в телевизоре, то тебя фактически не существовало. Сейчас то же самое применимо к YouTube и прочим видеохостингам. В результате информационной войны никто не слышит доводы России о том, почему и для чего началось СВО. И не только не слышит, но и слушать не хочет. За счет тотальной цензуры YouTube заставляет весь мир забыть, что в России тоже живут люди, у которых есть свои интересы, история, культурные ценности. И все это делается под кураторством страны, кричащей о равенстве и свободе слова», — подчеркивает Александр Малькевич.
По словам эксперта РОЦИТ, медиаэксперта Тимофея Ви, главный инструмент, который YouTube активно применяет — это манипулирование алгоритмами рекомендаций.
«Платформа настраивает их, опираясь на политические интересы и задачи, что само по себе довольно нетипично для частной компании. Одновременно она блокирует пророссийских авторов, причем как в рамках выполнения санкций Евросоюза, так и по собственному усмотрению», — говорит эксперт.
Тем не менее, продолжает он, площадка по-прежнему остается важной и интересной для многих пользователей.