Российский банк рассказал о рисках раскрытия потенциала льготного кредитования бизнеса

ВТБ назвал льготное кредитование предприятий несущим меньшие риски для инфляции
СюжетСнижение ставки по кредитам:

Фото: Александр Подгорчук / Коммерсантъ

По оценке аналитиков ВТБ, потенциал корпоративных льготных заимствований для инфраструктуры и промышленности пока полностью не раскрыт. При этом, его раскрытие может нести меньшие риски для инфляции и дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики. Об этом говорится в отчете ВТБ Инфраструктурный Холдинг «Инструменты запуска инфраструктурных и промышленных проектов в условиях высоких ставок».

Так, на середину 2024 года объем льготных кредитов в экономике составлял 14 триллионов рублей или 11 процентов всего кредитного портфеля физическим и юридическим лицам. Большая часть приходится на льготные ипотечные заимствования и льготные кредиты агропромышленному комплексу и организациям малого и среднего предпринимательства.

Льготный портфель остальных компаний реального сектора, относительно крупных и не относящихся к сельскому хозяйству, составляет лишь 1,1-1,2 триллиона рублей. Это меньше, чем в середине 2023 года (более 1,5 триллиона рублей).

«Льготное кредитование инфраструктуры и промышленности создает меньшие риски для проводимой регулятором денежно-кредитной политики, а в некоторых случаях даже замедляет инфляцию, например, при росте производительности труда. Ежегодную потребность в кредитовании запускаемых концессионных и ГЧП-проектов можно оценить в среднем в 550-750 миллиардов рублей без учета ВСМ. Это около одного процента портфеля корпоративных кредитов реального сектора», — рассказал член правления ВТБ Виталий Сергейчук.

Он также подчеркнул, что удержание этого уровня и даже его повышение в полтора-два раза с помощью льготного кредитования или других мер не создаст больших рисков, но при этом будет способствовать социально-экономическому развитию и росту инвестиционной привлекательности территорий.

Как указано в отчете, наиболее активно в инфраструктуре через специализированные программы льготного кредитования финансируют строительство и модернизацию коммунальных объектов (через Фонд развития территорий за счет займа в 150 миллиардов рублей у ФНБ) и создание туристической и гостиничной инфраструктуры (через Минэкономразвития и уполномоченные банки).

Льготное кредитование в транспортной отрасли отсутствует в виде отдельной программы и периодически идет по линии крупнейших госкомпаний, а также частично через другие инструменты (кредитование за счет средств от инфраструктурных облигаций).

По мнению аналитиков ВТБ, для отдельных транспортных отраслей такие программы необходимы, например, в автодорожной сфере они могут обеспечить высокий мультипликативный эффект и стимулировать развитие других, в том числе социально-значимых направлений.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше