В ноябре пользователи сети, следившие за жизнью популярной австралийской блогерши Алланы Харрис, ее мужа и четырех детей, узнали испугавшую их новость. Блогершей заинтересовалась полиция: ее заподозрили в том, что она накачивала младшую дочь Дейзи сильнодействующими препаратами, чтобы создать видимость тяжелой болезни. До этого Харрис в течение нескольких месяцев уверяла своих подписчиков, что ребенка не могут вылечить, и критиковала систему здравоохранения. Как блогерша, годами создававшая образ счастливой и любящей матери, в одночасье стала изгоем и вызвала гнев людей с разных концов света — в материале «Ленты.ру».
Узнайте больше в полной версии ➞О том, что блогерша создавала видимость болезни у ребенка с помощью сильнодействующих лекарств, в своем посте в соцсети Snapchat в конце ноября заявил ее муж Брок. По его словам, он не догадывался о действиях жены и искренне верил в то, что дочь серьезно больна. «Я не осознавал, что все это время Дейзи накачивали препаратами, из-за чего у нее и возникали симптомы», — написал супруг блогерши.
Он также признался, что его подозревают в соучастии в преступлении, из-за чего всех детей изъяли из семьи.
Хотя никакой официальной информации о расследовании в отношении супругов на тот момент еще не было, большинство пользователей сети, где скриншот поста быстро разошелся, не усомнились в словах Брока Харриса и обрушились на блогершу с критикой. «Мне тошно от этого», «Это чудовищно!», «Бедная Дейзи. Надеюсь, Аллана будет гнить в тюрьме», «Как мать может быть способна на такое?» — возмущались, к примеру, на Reddit.
Уже на следующий день после публикации Брока Харриса австралийские СМИ начали писать, что полиция начала расследование в отношении популярной блогерши из штата Квинсленд. «Широко известная жительница Австралии столкнулась с громкими обвинениями в том, что она накачивала препаратами своего ребенка, о болезни которого она рассказывала в соцсетях», — отмечала пресса.
По данным журналистов, расследование началось после того, как о своих подозрениях полиции сообщили сотрудники больницы, где дочь блогерши проходила лечение. Уточнялось, что делом также занимаются департамент здравоохранения и служба опеки, а ребенок уже чувствует себя хорошо.
Большинство СМИ при этом не называло имени блогерши, ее ника в соцсетях или имени ребенка, но данные относительно расследования совпадали с тем, что было известно о разбирательстве вокруг семьи Харрис. Кроме того, некоторые издания сопроводили статьи скриншотами, по которым можно было понять, что речь идет именно о Харрис.
Аллана Харрис (также известна как Аллана Элисон и Аллана Шульц) начала вести блог в 2021 году. В октябре 2022 года на ее страницу в TikTok уже было подписано почти 350 тысяч пользователей.
Блогерша рассказывала главным образом о материнстве, воспитании детей и повседневной жизни своей семьи. Например, в одном из самых популярных своих видео она заявила, что сразу же после рождения сына снова забеременела, несмотря на средства контрацепции. Ролик собрал почти 25 миллионов просмотров.
Идиллические видео с детьми, на которых они обнимаются или плещутся в надувном бассейне, ролики о подготовке ко дню рождения племянницы, милые розыгрыши, песни и танцы всей семьей — посты такого характера чаще всего публиковала Харрис. По ним могло сложиться впечатление, что блогерша, ее муж, четверо детей и племянница — это счастливая семья, будто сошедшая с картинки.
Благодаря такому контенту Харрис набрала 1,1 миллиона подписчиков в TikTok и 250 тысяч фолловеров в Instagram (соцсеть запрещена в России; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ).
Однако еще тогда пользователи соцсетей и форумов нередко обвиняли блогершу, продвигавшую образ счастливой матери, в эксплуатации детей ради прибыли. «Она такая фальшивая», «Ее голос так раздражает», «Она — самая невыносимая из всех блогерш в TikTok», — писали критики. Они также утверждали, что Харрис неоднократно выдавала истории других тиктокерш за свои собственные.
«Маленький мозг Дейзи весь покрыт опухолями», — заявила Харрис своим подписчикам в июне. По ее словам, у ребенка диагностировали туберозный склероз — редкую болезнь, при которой в тканях и органах образуются доброкачественные опухоли.
В процесс лечения блогерша и ее близкие скрупулезно уведомляли подписчиков о состоянии здоровья ребенка. Например, в августе Харрис рассказала, что Дейзи больше 100 часов пробыла в состоянии комы по неизвестной врачам причине. В том же месяце ее бабушка сообщила, что у ребенка несколько раз останавливалось сердце, ей сделали целый ряд анализов, а затем провели операцию на мозге.
В общей сложности Дейзи дважды делали операции на мозге. Однако блогерша уверяла, что в состоянии ее дочери так и не наступило значительных улучшений.
В сентябре блогерша объявила, что доктора переводят ее ребенка на паллиативное лечение. «Эта новость довольно-таки шокировала нас», — писала тогда Харрис. Она отмечала, что в последующие недели ее семья вместе с сотрудниками больницы займется подготовкой к переводу Дейзи домой и создаст все необходимые условия для поддерживающего лечения в домашних условиях. Через два месяца после этого блогершу обвинили в том, что она сама травила ребенка.
«Она — чистое зло», «У нее нет души», «Это ужасающе, у меня нет слов», — комментировали историю Харрис в TikTok. Некоторые пользователи, давно следившие за блогершей, также заявили, что ее поведение и ранее казалось им странным: они стали утверждать, что во многих видео, где Харрис рассказывала о болезни дочери, она не выглядела искренне расстроенной.
Как бы то ни было, на фоне скандала официальные аккаунты Харрис пропали из соцсетей. Краудфандинговая платформа GoFundMe также удалила страницу с финансовым сбором на лечение Дейзи и пообещала вернуть пожертвования, если болезнь ребенка не подтвердится. Уточнялось, что общая сумма пожертвований превысила 60 тысяч долларов (6,4 миллиона рублей).
Сама же блогерша выступила с коротким комментарием только на третий день скандала. В беседе с журналистами она назвала обвинения в свой адрес несправедливыми, однако отказалась отвечать на вопрос, причиняла ли она вред дочери. Нанятый ею адвокат также не стал предоставлять комментариев и попросил журналистов не связываться с его клиенткой.
На момент написания материала ни самой блогерше, ни кому-то другому не предъявлены официальные обвинения в рамках дела, полиция также никого не арестовала. Тем не менее в сети на фоне дела Харрис создали петицию, призывающую обязать медработников в Австралии проводить токсикологический анализ всем детям с необъяснимыми симптомами. А автор другой петиции и вовсе попросил австралийское правительство пересмотреть законы о личных данных и установить строгие правила во избежание эксплуатации детей родителями-блогерами.
«Я помню времена, когда детство было личным делом, скрытым от назойливых взглядов незнакомцев (...). Сегодня детям недоступна такая роскошь. Бесчисленные незнакомцы становятся их "фанатами" еще до того, как эти дети поймут саму концепцию частной жизни», — гласит инициатива.