Женщины-предприниматели оптимистичнее мужчин, чаще учатся, больше занимаются благотворительностью и заботятся о природе. На старте они готовы рисковать наравне с сильным полом, но с большей осторожностью планируют расширять свой бизнес. Об этом сообщается в новом исследовании Сбера и Минэкономразвития России, подготовленном к 8 Марта. В нем приняли участие 600 владельцев ООО и ИП, а также 600 самозанятых со всей России.
Как показало исследование, каждая вторая российская женщина (48 процентов) с оптимизмом оценивает возможности для открытия своего дела и считает, что условия для ведения бизнеса будут только улучшаться (так же думают 43 процента мужчин). На вопрос, готовы ли они начинать бизнес, если будут высокие риски неудачи, 44 процента ответили утвердительно.
В настоящее время 58 процентов женщин-предпринимателей владеют небольшими компаниями с оборотом до пяти миллионов рублей в год, при этом у 48 процентов нет наемных сотрудников либо их немного — от одного до 16 (46 процентов). Они чаще открывают бизнес в розничной торговле (35 процентов), лидируют в профессиональной, научной и технической деятельности (17 процентов).
«В последние годы в России растет число женщин-предпринимателей, прежде всего в малом бизнесе и среди самозанятых. Это связано и с тем, что зарегистрировать бизнес сегодня намного проще, чем несколько лет назад. Мы видим, что женщины в бизнесе находят опору в семье: 90 процентов обращаются за поддержкой к близким, когда сталкиваются с трудностями. При этом 50 процентов женщин считают свой бизнес семейным и 30 процентов надеются, что родные в будущем продолжат их дело», — отметил заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов.
В исследовании отмечается, что 55 процентов опрошенных женщин-предпринимателей называют свое текущее положение дел в бизнесе стабильным, 9 процентов — хорошим.
И женщины, и мужчины не планируют закрывать своей бизнес в ближайшее время. Многие из них рассчитывают на господдержку. Среди самых полезных мер они чаще отмечают специальные налоговые режимы (53 процента), обучение (16 процентов) и информационную помощь (15 процентов). Ждут и помощи от банков — в виде льготной рекламы и маркетинговой поддержки (37 процентов).
«Мы видим положительную динамику развития женского предпринимательства: более 900 тысяч женщин руководят своими компаниями, 1,8 миллиона развивают бизнес в качестве индивидуального предпринимателя, два миллиона женщин активно ведут свою деятельность в качестве самозанятого. Согласно данным исследования ПРИМ, и женщины, и мужчины не планируют закрывать свой бизнес в ближайшее время. Многие из них рассчитывают на господдержку. Среди самых полезных мер они чаще отмечают специальные налоговые режимы (53 процента), обучение (16 процентов) и информационную помощь (15 процентов)», — отмечает замминистра экономического развития России Татьяна Илюшникова».
Женщины-предприниматели чаще мужчин говорят, что им в работе не хватает бизнес-знаний (88 процентов vs 76 процентов среди мужчин). Они хотели бы лучше разбираться в юридических вопросах (39 процентов), больше знать о мерах поддержки (38 процентов), бухгалтерии (33 процента), стратегиях продвижения (29 процентов) и финансовой грамотности (23 процента), а также быть экспертами в своей бизнес-нише (23 процента).
Чтобы повысить свою компетентность, женщины-предприниматели готовы учиться: они чаще планируют повысить свою квалификацию в ближайшем году (54 процента vs 36 процентов среди мужчин) и больше обучались за последние три года (41 процент vs 32 процента).
Женщины-предприниматели зачастую занимаются не только бизнесом, но и социально значимыми проектами (86 процентов): сотрудничают с благотворительными организациями (37 процентов), сокращают расход офисной бумаги (35 процентов), организуют субботники (33 процента) и адресно помогают нуждающимся (30 процентов). Им важны поддержка и содействие в решении социальных проблем: они ожидают финансовой помощи (29 процентов), консультаций (24 процента), информации об актуальных социальных проблемах (23 процента).
Женщины-предприниматели стараются жить полноценной жизнью: в свободное время занимаются спортом (31 процент), рукоделием (23 процента) и садоводством (15 процентов). Они чаще читают книги (73 процента vs 53 процента среди мужчин), отдавая предпочтение классической литературе (41 процент), историческим романам (36 процентов) и книгам по саморазвитию и психологии (36 процентов).
ПРИМ («Предприниматели России: исследовательский мониторинг») — это совместный проект Сбера, фонда «Общественное мнение» и Минэкономразвития РФ. Он создан для изучения мнений граждан, занятых в сегменте малого и микробизнеса, дает им возможность рассказать о своей жизни в бизнесе, выразить свое отношение к происходящим в обществе процессам, поделиться своими тревогами и ожиданиями. В проекте также изучается предпринимательская атмосфера в обществе в целом — через опросы россиян трудоспособного возраста (от 18 до 64 лет). Опросы предпринимателей проводятся ежеквартально, а населения в целом — один раз в год.