Для коллекции моей самый подходящий Роман Абрамович купил 40 работ Ильи Кабакова

33 фото

Российский миллиардер Роман Абрамович и основатель арт-центра «Гараж» Дарья Жукова купили у американского коллекционера Джона Стюарта уникальное собрание работ Ильи Кабакова — патриарха концептуализма, самого известного российского художника на Западе. Большая часть проданных произведений была создана художником еще до эмиграции. Сумма сделки не называется, но ранее за коллекцию просили от 30 до 60 миллионов долларов. «Лента.ру» бесплатно предлагает свою ретроспективу творчества замечательного художника.

Илья Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске. Его мать, Берта Солодухина, была бухгалтером, а отец, Иосиф Кабаков, — слесарем.

Без названия. 1969

Илья Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске. Его мать, Берта Солодухина, была бухгалтером, а отец, Иосиф Кабаков, — слесарем.

Искусству Кабаков начал учиться в 10-летнем возрасте, в эвакуации в Самарканде, где также были размещены преподаватели Художественной школы при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Затем Кабаков учился в Московской средней художественной школе и Суриковском институте. За время учебы он познакомился с другими будущими

Расписание выноса помойного ведра. 1980

Искусству Кабаков начал учиться в 10-летнем возрасте, в эвакуации в Самарканде, где также были размещены преподаватели Художественной школы при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Затем Кабаков учился в Московской средней художественной школе и Суриковском институте. За время учебы он познакомился с другими будущими

В 1950-х Кабаков иллюстрировал детские книги и журналы «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Тогда же он пробует себя в сюрреалистической и абстрактной живописи.

Мастера искусств. 1981

В 1950-х Кабаков иллюстрировал детские книги и журналы «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Тогда же он пробует себя в сюрреалистической и абстрактной живописи.

В 1968 году Кабаков перебрался в мастерскую на чердаке бывшего доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре; по соседству расположилась мастерская эстонского художника-диссидента Юло Соостера. Тогда же он вместе с Олегом Васильевым, Эриком Булатовым и другими художниками проводит первую нонкомформистскую выставку в кафе «Синяя птица».

Гастроном. 1981

В 1968 году Кабаков перебрался в мастерскую на чердаке бывшего доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре; по соседству расположилась мастерская эстонского художника-диссидента Юло Соостера. Тогда же он вместе с Олегом Васильевым, Эриком Булатовым и другими художниками проводит первую нонкомформистскую выставку в кафе «Синяя птица».

В 1965 году Кабакова впервые выставляют за рубежом — в итальянской Аквиле проходит выставка «Альтернативная действительность II», куда попадают его работы. С начала 1970-х творчество Кабакова — постоянный элемент западных выставок советского неофициального искусства; они проходят в Кельне, Лондоне, Венеции и других городах.

Ящик с мусором. 1981

В 1965 году Кабакова впервые выставляют за рубежом — в итальянской Аквиле проходит выставка «Альтернативная действительность II», куда попадают его работы. С начала 1970-х творчество Кабакова — постоянный элемент западных выставок советского неофициального искусства; они проходят в Кельне, Лондоне, Венеции и других городах.

С 1970 по 1976 годы Кабаков создал 55 авторских альбомов, 10 из которых вошли в знаменитую серию «Десять персонажей». Цикл создавался специально для домашнего просмотра: это был нонконформистский, неофициальный проект.

Номер люкс. 1981

С 1970 по 1976 годы Кабаков создал 55 авторских альбомов, 10 из которых вошли в знаменитую серию «Десять персонажей». Цикл создавался специально для домашнего просмотра: это был нонконформистский, неофициальный проект.

В середине 1970-х Кабаков сделал концептуальный триптих из трех белых холстов и приступил к циклу «альб» — листов с надписями на «коммунальные» темы, а с 1978-го разрабатывал ироническую «жэковскую серию». В 1980 году он стал меньше заниматься графикой и сосредоточился на инсталляциях, в которых использовал обычный мусор и обыгрывал жизнь и быт коммунальных квартир.

Жук. 1982

В середине 1970-х Кабаков сделал концептуальный триптих из трех белых холстов и приступил к циклу «альб» — листов с надписями на «коммунальные» темы, а с 1978-го разрабатывал ироническую «жэковскую серию». В 1980 году он стал меньше заниматься графикой и сосредоточился на инсталляциях, в которых использовал обычный мусор и обыгрывал жизнь и быт коммунальных квартир.

В 1982 году Кабаков придумал одну из своих самых знаменитых инсталляций — «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», законченную к 1986 году. Впоследствии такие масштабные проекты он стал называть «тотальными инсталляциями».

Пошел на х**! 1983

В 1982 году Кабаков придумал одну из своих самых знаменитых инсталляций — «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», законченную к 1986 году. Впоследствии такие масштабные проекты он стал называть «тотальными инсталляциями».

В 1987 году Кабаков получил первый зарубежный грант — от австрийского объединения Graz Kunstverein — и построил в Граце инсталляцию «Ужин». Год спустя он устроил первую «тотальную инсталляцию» из проекта «Десять персонажей» в нью-йоркской галерее Рональда Фельдмана.

Доска-объяснение. 1984

В 1987 году Кабаков получил первый зарубежный грант — от австрийского объединения Graz Kunstverein — и построил в Граце инсталляцию «Ужин». Год спустя он устроил первую «тотальную инсталляцию» из проекта «Десять персонажей» в нью-йоркской галерее Рональда Фельдмана.

В 1989 году Кабакову дали стипендию в фонде DAAD (Германская служба академических обменов), и он переехал в Берлин. С этого времени он постоянно работал за пределами сначала СССР, а потом России.

Человек, который никогда ничего не выбрасывал. 1985

В 1989 году Кабакову дали стипендию в фонде DAAD (Германская служба академических обменов), и он переехал в Берлин. С этого времени он постоянно работал за пределами сначала СССР, а потом России.

С начала 1990-х годов у Кабакова прошли десятки выставок в Европе и Америке, в том числе в таких крупных музеях, как парижский Центр Помпиду, норвежский Национальный центр современного искусства, нью-йоркский Музей современного искусства, кельнский Кунстхалле, а также на Венецианской биеннале и на выставке Documenta в Касселе.

Летайте табуретками. 1985

С начала 1990-х годов у Кабакова прошли десятки выставок в Европе и Америке, в том числе в таких крупных музеях, как парижский Центр Помпиду, норвежский Национальный центр современного искусства, нью-йоркский Музей современного искусства, кельнский Кунстхалле, а также на Венецианской биеннале и на выставке Documenta в Касселе.

1990-е годы стали временем признания художника: в это десятилетие он получил награды от датского, немецкого и швейцарского музеев, титул кавалера Ордена искусств и литературы от французского министерства культуры.

Анна Евгеньевна Королева: Чья эта муха? 1985

1990-е годы стали временем признания художника: в это десятилетие он получил награды от датского, немецкого и швейцарского музеев, титул кавалера Ордена искусств и литературы от французского министерства культуры.

В 1989 году постоянным соавтором Кабакова становится Эмилия Леках; с 1990 года все работы подписываются «Илья и Эмилия Кабаковы», а в 1992 году художники официально женятся.

Праздники №10. 1987

В 1989 году постоянным соавтором Кабакова становится Эмилия Леках; с 1990 года все работы подписываются «Илья и Эмилия Кабаковы», а в 1992 году художники официально женятся.

В 2000-е годы художник стал активно выставляться в России. Так, осенью 2003 года Московский дом фотографии показал проект «Илья Кабаков. Фото и видео документация жизни и творчества». В начале 2004 года Третьяковская галерея устроила программную выставку «Илья Кабаков. Десять персонажей».

Праздники №1. 1987

В 2000-е годы художник стал активно выставляться в России. Так, осенью 2003 года Московский дом фотографии показал проект «Илья Кабаков. Фото и видео документация жизни и творчества». В начале 2004 года Третьяковская галерея устроила программную выставку «Илья Кабаков. Десять персонажей».

В июне 2004 года в Эрмитаже в здании Главного штаба открылась выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее и другие инсталляции», которая «знаменовала их возвращение на родину». Тогда же художники подарили музею две инсталляции, которые положили начало эрмитажному собранию новейшего искусства.

Перед ужином. 1988

В июне 2004 года в Эрмитаже в здании Главного штаба открылась выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее и другие инсталляции», которая «знаменовала их возвращение на родину». Тогда же художники подарили музею две инсталляции, которые положили начало эрмитажному собранию новейшего искусства.

Когда в 2006 году в нью-йоркский музей Гуггенхайма отправилась программная выставка «Russia!», в нее была включена инсталляция Кабакова «Человек, который улетел в космос». Присутствие этой работы в одном пространстве с иконами Андрея Рублева и Дионисия, картинами Брюллова, Репина и Малевича окончательно закрепило за Кабаковым статус одного из самых важных советских и российских художников послевоенного поколения.

Пейзаж с домом. 1989

Когда в 2006 году в нью-йоркский музей Гуггенхайма отправилась программная выставка «Russia!», в нее была включена инсталляция Кабакова «Человек, который улетел в космос». Присутствие этой работы в одном пространстве с иконами Андрея Рублева и Дионисия, картинами Брюллова, Репина и Малевича окончательно закрепило за Кабаковым статус одного из самых важных советских и российских художников послевоенного поколения.

Летом 2007 года на лондонских торгах дома Phillips de Pury & Company картина Кабакова «Номер люкс» была куплена за 2 миллиона фунтов стерлингов (около 4 миллионов долларов). Так он стал самым дорогим русским художником второй половины ХХ века.

Туалет. 1992

Летом 2007 года на лондонских торгах дома Phillips de Pury & Company картина Кабакова «Номер люкс» была куплена за 2 миллиона фунтов стерлингов (около 4 миллионов долларов). Так он стал самым дорогим русским художником второй половины ХХ века.

В феврале 2008 года работа Кабакова «Жук» (1982) ушла с молотка на аукционе Phillips de Pury & Company за 2,93 миллиона фунтов стерлингов (5,84 миллиона долларов).

Кухня. 1992

В феврале 2008 года работа Кабакова «Жук» (1982) ушла с молотка на аукционе Phillips de Pury & Company за 2,93 миллиона фунтов стерлингов (5,84 миллиона долларов).

В июле 2008 года самой большой в истории ретроспективой Ильи и Эмилии Кабаковых открывался центр современного искусства «Гараж» Дарьи Жуковой. Еще две части ретроспективы располагались в ГМИИ имени Пушкина и на «Винзаводе».

Аварийный выход. 1993

В июле 2008 года самой большой в истории ретроспективой Ильи и Эмилии Кабаковых открывался центр современного искусства «Гараж» Дарьи Жуковой. Еще две части ретроспективы располагались в ГМИИ имени Пушкина и на «Винзаводе».

Крупный проект Кабаковых последних лет — работа «Корабль толерантности», паблик-арт, в создании которого каждый раз принимают участие дети из той страны, куда «приплывает» корабль.

Ольга Львовна пришла. 1994

Крупный проект Кабаковых последних лет — работа «Корабль толерантности», паблик-арт, в создании которого каждый раз принимают участие дети из той страны, куда «приплывает» корабль.

Илья Кабаков — «отец» нескольких вымышленных художников, для которых он сам создавал работы. Одного из них — уроженца Херсона Шарля Розенталя — Кабаков назначил своим предшественником. Розенталь умер в год рождения Кабакова.

Библиотека художника. 1997

Илья Кабаков — «отец» нескольких вымышленных художников, для которых он сам создавал работы. Одного из них — уроженца Херсона Шарля Розенталя — Кабаков назначил своим предшественником. Розенталь умер в год рождения Кабакова.

Илья Кабаков придумал также последователя Розенталя — художника Илью Кабакова. Этот герой — лирический персонаж настоящего Кабакова, немного похожий на него и немного от него отличающийся.

Парад на Красной Площади. 1997

Илья Кабаков придумал также последователя Розенталя — художника Илью Кабакова. Этот герой — лирический персонаж настоящего Кабакова, немного похожий на него и немного от него отличающийся.

Их творчество выставлялось вместе с картинами третьего вымышленного художника — нашего современника Игоря Спивака, родившегося в Киеве в 1980 году.

В клубе. 1997

Их творчество выставлялось вместе с картинами третьего вымышленного художника — нашего современника Игоря Спивака, родившегося в Киеве в 1980 году.

В Нью-Йорке Кабаков знакомил американцев с советским искусством 1930—1950-х годов с помощью еще одного выдуманного художника, Степана Яковлевича Кошелева. Его картины в США привезли из Музея изобразительных искусств города Барнаула.

Призраки утром. 1998

В Нью-Йорке Кабаков знакомил американцев с советским искусством 1930—1950-х годов с помощью еще одного выдуманного художника, Степана Яковлевича Кошелева. Его картины в США привезли из Музея изобразительных искусств города Барнаула.

«Еще в детстве, когда я жил в интернате при художественной школе, музей был для меня единственным местом, в котором можно было спасаться от жизни. Это остров, на котором можно спастись от реальности» (Илья Кабаков в интервью «Коммерсанту»).

12 комментариев к супрематизму. 1999

«Еще в детстве, когда я жил в интернате при художественной школе, музей был для меня единственным местом, в котором можно было спасаться от жизни. Это остров, на котором можно спастись от реальности» (Илья Кабаков в интервью «Коммерсанту»).

«Художник отражает мир, который вокруг него. Содержание искусства рождается в среде, в детстве, в мире, где живет художник, но формы художник изменяет постоянно. Вопрос для нас стоял так: либо заимствовать принятые формы, либо создать свои. Старые формы были нам отвратительны, жалки. Новые — проблематичны, комичны даже, но они соответствовали нашим стремлениям. И мы начали выражать наши высокие потуги, устремленные иногда за край мира, в этих комичных формах» (Илья Кабаков в интервью «Частному корреспонденту»).

Ангел и пейзаж. 2001

«Художник отражает мир, который вокруг него. Содержание искусства рождается в среде, в детстве, в мире, где живет художник, но формы художник изменяет постоянно. Вопрос для нас стоял так: либо заимствовать принятые формы, либо создать свои. Старые формы были нам отвратительны, жалки. Новые — проблематичны, комичны даже, но они соответствовали нашим стремлениям. И мы начали выражать наши высокие потуги, устремленные иногда за край мира, в этих комичных формах» (Илья Кабаков в интервью «Частному корреспонденту»).

«Инсталляции не должны смотреть много людей одновременно. В идеале — один человек на одну инсталляцию. Инсталляционное пространство — это диалог один на один. Инсталляция — сцена, а зритель — актер. А на сцене не может одновременно находиться толпа героев, тогда это уже массовка» (Илья Кабаков в интервью «Итогам»).

Вечный эмигрант. 2005

«Инсталляции не должны смотреть много людей одновременно. В идеале — один человек на одну инсталляцию. Инсталляционное пространство — это диалог один на один. Инсталляция — сцена, а зритель — актер. А на сцене не может одновременно находиться толпа героев, тогда это уже массовка» (Илья Кабаков в интервью «Итогам»).

«Кабаков был и остается исследователем банальности. Он имеет полное право говорить: „Я – homo soveticus и отличаюсь от последнего только тем, что изучил его“. Ничего себе маленькое отличие» (Екатерина Деготь)

Упавшее небо. 2006

«Кабаков был и остается исследователем банальности. Он имеет полное право говорить: „Я – homo soveticus и отличаюсь от последнего только тем, что изучил его“. Ничего себе маленькое отличие» (Екатерина Деготь)

«Илья Кабаков проделал громадную работу. В 1970-1980-е годы он скрупулезно сдирал кожу с советского коллективного тела, сворачивал ее в свитки и прятал у себя в мастерской на чердаке. Когда открылись границы, он вывез эти свитки на Запад, в 1990-е годы ездил по странам и городам и демонстрировал эту кожу коллективного советского тела» (Владимир Сорокин в интервью журналу «Коммерсантъ-Власть»)

Небо зовет. 2007

«Илья Кабаков проделал громадную работу. В 1970-1980-е годы он скрупулезно сдирал кожу с советского коллективного тела, сворачивал ее в свитки и прятал у себя в мастерской на чердаке. Когда открылись границы, он вывез эти свитки на Запад, в 1990-е годы ездил по странам и городам и демонстрировал эту кожу коллективного советского тела» (Владимир Сорокин в интервью журналу «Коммерсантъ-Власть»)

«Вспоминается старый анекдот: человек приходит к врачу и начинает жаловаться, что у него голова болит; выясняется, что на голове у него сидит жаба, — и в этот момент раздается тонкий голос: „Доктор, а у меня тоже есть вопрос, посмотрите, у меня что-то к жопе прилипло“. Вот это наша ситуация — мы думаем, что у нас что-то болит, а на самом деле мы тут вообще лишние», — Илья Кабаков о месте художника в современном мире (цитата по Openspace).

Рука. 2009

«Вспоминается старый анекдот: человек приходит к врачу и начинает жаловаться, что у него голова болит; выясняется, что на голове у него сидит жаба, — и в этот момент раздается тонкий голос: „Доктор, а у меня тоже есть вопрос, посмотрите, у меня что-то к жопе прилипло“. Вот это наша ситуация — мы думаем, что у нас что-то болит, а на самом деле мы тут вообще лишние», — Илья Кабаков о месте художника в современном мире (цитата по Openspace).

«Все эти орды ходят в музеи только потому, что там есть прогулочный момент, анфилада. Люди обнаруживают сквозь дверь, что там есть еще следующие залы, и всё — идут туда. Это напоминает поведение кур на дворе, когда им сыплют зерно, — вместо того чтобы склевать ближайшее, они начинают нервничать, с вожделением бросаются к следующему и так далее. Ближайшее уже не представляет никакого интереса. Вот это и есть массы, которые рядом с Рембрандтом на Рембрандта не смотрят» (из интервью Ильи Кабакова изданию Openspace).

Видимость коллажа #5. 2011

«Все эти орды ходят в музеи только потому, что там есть прогулочный момент, анфилада. Люди обнаруживают сквозь дверь, что там есть еще следующие залы, и всё — идут туда. Это напоминает поведение кур на дворе, когда им сыплют зерно, — вместо того чтобы склевать ближайшее, они начинают нервничать, с вожделением бросаются к следующему и так далее. Ближайшее уже не представляет никакого интереса. Вот это и есть массы, которые рядом с Рембрандтом на Рембрандта не смотрят» (из интервью Ильи Кабакова изданию Openspace).

«Я интроверт. Но художественный мир всегда был миром интровертов. Возьмем самых публично экзальтированных людей типа Рубенса — все равно внутри лежит интровертный промысел. Но сильно интровертный тип потерпел сегодня поражение. Быть интровертом некрасиво. Считается, что это род сумасшествия. Такой человек представляет собой опасное и публично безобразное зрелище. До сих пор вся история культуры делалась интровертами, но на смену им пришли другие существа, которые говорят, что ко всему надо относиться с точки зрения внешнего существования»  (из интервью Ильи Кабакова Openspace).

Видимость коллажа #10. 2012

«Я интроверт. Но художественный мир всегда был миром интровертов. Возьмем самых публично экзальтированных людей типа Рубенса — все равно внутри лежит интровертный промысел. Но сильно интровертный тип потерпел сегодня поражение. Быть интровертом некрасиво. Считается, что это род сумасшествия. Такой человек представляет собой опасное и публично безобразное зрелище. До сих пор вся история культуры делалась интровертами, но на смену им пришли другие существа, которые говорят, что ко всему надо относиться с точки зрения внешнего существования» (из интервью Ильи Кабакова Openspace).

«Вся моя картина художественного мира сформировалась под влиянием Кабакова. У него цельные, законченные взгляды на политику и искусство. Потом — харизма. У меня было буквально физическое ощущение, что я общаюсь с великим человеком. А Кабаков — человек эпохи, когда великие люди были нужны. Сейчас такие люди уже не востребованы обществом. А Илья — последний великий русский художник», — Иосиф Бакштейн в интервью журналу «Афиша».

Золотые яблоки III. 2012

«Вся моя картина художественного мира сформировалась под влиянием Кабакова. У него цельные, законченные взгляды на политику и искусство. Потом — харизма. У меня было буквально физическое ощущение, что я общаюсь с великим человеком. А Кабаков — человек эпохи, когда великие люди были нужны. Сейчас такие люди уже не востребованы обществом. А Илья — последний великий русский художник», — Иосиф Бакштейн в интервью журналу «Афиша».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше