По широкой тропе прискакали ковбои Российское казачество: народность, служба, вера

23 фото

В постсоветской России казачество переживает свой ренессанс, причем ренессанс патриотический. Казаки, некогда охранявшие границы Российской империи, вновь стали востребованы, особенно на юге страны, где местные власти все чаще привлекают их к охране правопорядка. Кремль и Русская православная церковь, по крайней мере на словах, возрождение казачества поддерживают, выделяя казаков в отдельный класс служивых людей. Однако новая история возрождения казаков не так проста, как может показаться на первый взгляд. «Лента.ру» представляет фото Сергея Пономарева.

Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.

Старинная казачья песня

На похоронах убитого казака в станице Гостагаевская, Краснодарский край

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.


Старинная казачья песня

«Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути — геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства — всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи», — так в 2012 году о казаках писал в своей статье кандидат в президенты РФ Владимир Путин.

Построение казаков перед ночным патрулем в Ставрополе. После команды «Шапки долой!» строй освящает православный священник

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути — геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства — всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи», — так в 2012 году о казаках писал в своей статье кандидат в президенты РФ Владимир Путин.

«Видят ли горцы разницу между казаками и русскими? Конечно, в прежнее время видели. Сейчас нет. Но это вовсе не значит, что казачий народ и горцы были комплементарны, то есть друг друга дополняли. Совершенно наоборот, горцы никогда не воспринимали русских как настоящих врагов. По гумилевскому принципу — они  понимали, что русские не смогут никогда жить в условиях Кавказа, они придут и уйдут: не их ландшафт. В то время как казаки со схожей социальной организацией, принципами жизни, вмонтированные в тот же ландшафт, представляли серьезную угрозу. Именно между горцами и казаками и шла подлинная борьба в Кавказскую войну», — заявлял в интервью журналу «Казарла» в апреле 2012 года чеченский писатель с казацкими корнями Герман Садулаев.

В казачьем классе Ставропольского кадетского корпуса имени генерала Ермолова детей учат владеть разными видами оружия

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«Видят ли горцы разницу между казаками и русскими? Конечно, в прежнее время видели. Сейчас нет. Но это вовсе не значит, что казачий народ и горцы были комплементарны, то есть друг друга дополняли. Совершенно наоборот, горцы никогда не воспринимали русских как настоящих врагов. По гумилевскому принципу — они понимали, что русские не смогут никогда жить в условиях Кавказа, они придут и уйдут: не их ландшафт. В то время как казаки со схожей социальной организацией, принципами жизни, вмонтированные в тот же ландшафт, представляли серьезную угрозу. Именно между горцами и казаками и шла подлинная борьба в Кавказскую войну», — заявлял в интервью журналу «Казарла» в апреле 2012 года чеченский писатель с казацкими корнями Герман Садулаев.

«Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски. Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака; на все же остальное смотрит с презрением. Казак большую часть времени проводит на кордонах, в походах, на охоте или рыбной ловле. Он почти никогда не работает дома. Пребывание его в станице есть исключение из правила — праздник, и тогда он гуляет» (Лев Толстой, повесть «Казаки»).

Казачий патруль

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски. Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака; на все же остальное смотрит с презрением. Казак большую часть времени проводит на кордонах, в походах, на охоте или рыбной ловле. Он почти никогда не работает дома. Пребывание его в станице есть исключение из правила — праздник, и тогда он гуляет» (Лев Толстой, повесть «Казаки»).

В 2008 году в России была принята концепция развития казачества, а в 2012 году — стратегия развития казачества. В документе говорится, в частности, что государство намерено заниматься созданием условий для привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы, развитием духовно-нравственных основ, традиционных образа жизни, форм хозяйствования и самобытной культуры российского казачества.

На перемене в кадетском корпусе. Мальчишкам не терпится опробовать навыки владения нагайкой

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

В 2008 году в России была принята концепция развития казачества, а в 2012 году — стратегия развития казачества. В документе говорится, в частности, что государство намерено заниматься созданием условий для привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы, развитием духовно-нравственных основ, традиционных образа жизни, форм хозяйствования и самобытной культуры российского казачества.

Пытаясь поставить казачье движение под контроль и дать ответ на запросы особой «казачьей службы» со стороны многих атаманов, государство создало так называемое «реестровое казачество» (термин был позаимствован РФ у Речи Посполитой). Реестр начали формировать в 1995 году, когда президентом РФ было утверждено «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». С 2005 года реестровые казачьи объединения встроены во властную вертикаль. По оценкам Александра Беглова, председателя Совета по делам казачества при президенте, реестровых казаков в стране около 700 тысяч. Еще 600 тысяч относятся к так называемым «общественным». Многие из числа последних входят в структуру Союза казаков России. Они не несут обязательства по государственной службе, но внешне мало отличаются от реестровых, используя ту же дореволюционную атрибутику, казачьи звания и так далее. При этом тысячи казаков на юге России и в крупнейших городах страны входят в казачьи этнические сообщества, не разделяющие военно-сословных идей.

Похороны казака в станице Гостагаевская Краснодарского края. Все так же, как 200 лет назад

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

Пытаясь поставить казачье движение под контроль и дать ответ на запросы особой «казачьей службы» со стороны многих атаманов, государство создало так называемое «реестровое казачество» (термин был позаимствован РФ у Речи Посполитой). Реестр начали формировать в 1995 году, когда президентом РФ было утверждено «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». С 2005 года реестровые казачьи объединения встроены во властную вертикаль. По оценкам Александра Беглова, председателя Совета по делам казачества при президенте, реестровых казаков в стране около 700 тысяч. Еще 600 тысяч относятся к так называемым «общественным». Многие из числа последних входят в структуру Союза казаков России. Они не несут обязательства по государственной службе, но внешне мало отличаются от реестровых, используя ту же дореволюционную атрибутику, казачьи звания и так далее. При этом тысячи казаков на юге России и в крупнейших городах страны входят в казачьи этнические сообщества, не разделяющие военно-сословных идей.

«Рядом с нами казаки, они всегда были на границе. Сейчас нужно обратить на них внимание и уделять внимание казачеству, так как они первыми встанут на защиту, они сюда пришли, они тут все основали», — уверен губернатор Ставрополья, казак в пятом поколении Валерий Зеренков. По его мнению, «в регионе необходимо открыть кадетские школы, возрождать православные часы и помогать казачеству». В 2012 году на поддержку казачьих обществ из краевого бюджета Ставрополья было направлено около 15 миллионов рублей, а в 2013 году местные власти намерены выделить 20 миллионов рублей. Для сравнения, власти Краснодарского края только на создание казачьей полиции на год выделили 650 миллионов рублей.

Представитель дагестанской диаспоры и депутат Степновского района Ставропольского края Зайнутдин Азизов

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«Рядом с нами казаки, они всегда были на границе. Сейчас нужно обратить на них внимание и уделять внимание казачеству, так как они первыми встанут на защиту, они сюда пришли, они тут все основали», — уверен губернатор Ставрополья, казак в пятом поколении Валерий Зеренков. По его мнению, «в регионе необходимо открыть кадетские школы, возрождать православные часы и помогать казачеству». В 2012 году на поддержку казачьих обществ из краевого бюджета Ставрополья было направлено около 15 миллионов рублей, а в 2013 году местные власти намерены выделить 20 миллионов рублей. Для сравнения, власти Краснодарского края только на создание казачьей полиции на год выделили 650 миллионов рублей.

«Много опасных и кощунственных деяний удалось предотвратить благодаря бдительности казаков. Я просил бы вас и впредь защищать Церковь, ведь душевный мир и благочестие также относятся к правам каждого человека», — так в декабре 2012 года патриарх Кирилл поблагодарил казаков за то, что они охраняют святыни, храмы, крупные церковные собрания.

Тренировка в кадетском корпусе в Ставропольском крае. Полевые задания включают в себя бег в противогазах по пересеченной местности и бег с препятствиями

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«Много опасных и кощунственных деяний удалось предотвратить благодаря бдительности казаков. Я просил бы вас и впредь защищать Церковь, ведь душевный мир и благочестие также относятся к правам каждого человека», — так в декабре 2012 года патриарх Кирилл поблагодарил казаков за то, что они охраняют святыни, храмы, крупные церковные собрания.

Большое число российских казаков лишь формально являются православными, считает митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. «Вера невелика, поскольку воспринимается либо как некий атрибут, либо часть казачьего служения  Участие же в православных таинствах вообще не осознается подавляющим большинством как жизнеобразующая необходимость и опять-таки воспринимается как некая символика, обрядовость, которая в их, казачьем случае, может быть успешно замещена тем же самым служением по охране (православных реликвий)», — констатировал митрополит. По его словам, исповедуются и причащаются казаки «совсем нечасто, соборуются — и того меньше».

Построение казаков перед патрулированием улиц Ставрополя

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

Большое число российских казаков лишь формально являются православными, считает митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. «Вера невелика, поскольку воспринимается либо как некий атрибут, либо часть казачьего служения Участие же в православных таинствах вообще не осознается подавляющим большинством как жизнеобразующая необходимость и опять-таки воспринимается как некая символика, обрядовость, которая в их, казачьем случае, может быть успешно замещена тем же самым служением по охране (православных реликвий)», — констатировал митрополит. По его словам, исповедуются и причащаются казаки «совсем нечасто, соборуются — и того меньше».

В январе 2012 года в Ростове-на-Дону прошел митинг, участники которого потребовали права указывать в документах в графе «национальность» свою принадлежность к казачеству. «Национальность "казак" существует, но на территории Ростовской области чиновники препятствуют казакам при оформлении записей актов гражданского состояния и иных документов, в которых указывается национальная принадлежность», — уверяли организаторы митинга, участие в котором приняли до 700 человек. Согласно данным всероссийской переписи за 2010 год, к казакам себя в России относят 67,5 тысячи человек. Из них мужчин — 38,4 тысячи, женщин — немногим более 29 тысяч.

Учебные нагайки

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

В январе 2012 года в Ростове-на-Дону прошел митинг, участники которого потребовали права указывать в документах в графе «национальность» свою принадлежность к казачеству. «Национальность "казак" существует, но на территории Ростовской области чиновники препятствуют казакам при оформлении записей актов гражданского состояния и иных документов, в которых указывается национальная принадлежность», — уверяли организаторы митинга, участие в котором приняли до 700 человек. Согласно данным всероссийской переписи за 2010 год, к казакам себя в России относят 67,5 тысячи человек. Из них мужчин — 38,4 тысячи, женщин — немногим более 29 тысяч.

«Если казаков официально признают субэтносом, это решит нашу главную проблему. Законодательная база существует. Есть закон о национально-культурной автономии (который сейчас везде нарушается), и существует закон о местном самоуправлении. Хотите у себя в станице ввести атаманское правление — собирайте сход, вводите, кто вам мешает? Вперед! Это если казаки — народ. А если казаки — это нечто непонятное, то остаются клоунские патрули и ансамбль "Рашен балалайка". Если уж обязательно решили завести национальные патрули, то почему обязательно казачьи? Почему не ингушские или не мордовские? От таких "казаков" взвоет очень скоро город, потому что туда хлынет весь криминал. Уже сейчас почти нет в реестре казаков по происхождению. Любым делом (и охраной правопорядка) должны заниматься профессионалы. А эта суета вокруг казачества дает возможность вписаться в социум всяким маргиналам, они этот процесс и симулируют», — считает петербургский писатель Борис Алмазов. Донской казак Алмазов был идейным вдохновителем первого Круга Союза казаков России в 1990-х годах. С тех пор практически все казачьи круги проводятся по созданному им регламенту.

Атаман Хуторского казачьего общества «Красный Кут» Кубанского казачьего войска Николай Левин

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«Если казаков официально признают субэтносом, это решит нашу главную проблему. Законодательная база существует. Есть закон о национально-культурной автономии (который сейчас везде нарушается), и существует закон о местном самоуправлении. Хотите у себя в станице ввести атаманское правление — собирайте сход, вводите, кто вам мешает? Вперед! Это если казаки — народ. А если казаки — это нечто непонятное, то остаются клоунские патрули и ансамбль "Рашен балалайка". Если уж обязательно решили завести национальные патрули, то почему обязательно казачьи? Почему не ингушские или не мордовские? От таких "казаков" взвоет очень скоро город, потому что туда хлынет весь криминал. Уже сейчас почти нет в реестре казаков по происхождению. Любым делом (и охраной правопорядка) должны заниматься профессионалы. А эта суета вокруг казачества дает возможность вписаться в социум всяким маргиналам, они этот процесс и симулируют», — считает петербургский писатель Борис Алмазов. Донской казак Алмазов был идейным вдохновителем первого Круга Союза казаков России в 1990-х годах. С тех пор практически все казачьи круги проводятся по созданному им регламенту.

«...Вас, казаков, обманывали много раз... но вы правы, и надо создавать единую структуру руководства казачьими войсками. Нужно действительно вводить во властные и силовые структуры казачество по переговорам с Чечней. Оружие казакам надо дать, тут я с вами согласен. Вы единственная сила, которая может навести здесь порядок. Вы правы и по средствам массовой информации. Вас обходили и обходят на ОРТ, надо это решить... И если сейчас в Чечне находится 70 тысяч стволов, то и у казаков должно быть столько же. Я буду этому способствовать...»  — заверял Совет атаманов Юга России (свыше 300 атаманов разных уровней) в поселке Иноземцево в декабре 1996 года заместитель секретаря Совета безопасности РФ Борис Березовский (цитата из книги   «Неоказачество» Олега Губенко).

Дети учатся танцевать лезгинку. Этот танец, по мнению многих, усиливает межнациональную напряженность

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«...Вас, казаков, обманывали много раз... но вы правы, и надо создавать единую структуру руководства казачьими войсками. Нужно действительно вводить во властные и силовые структуры казачество по переговорам с Чечней. Оружие казакам надо дать, тут я с вами согласен. Вы единственная сила, которая может навести здесь порядок. Вы правы и по средствам массовой информации. Вас обходили и обходят на ОРТ, надо это решить... И если сейчас в Чечне находится 70 тысяч стволов, то и у казаков должно быть столько же. Я буду этому способствовать...» — заверял Совет атаманов Юга России (свыше 300 атаманов разных уровней) в поселке Иноземцево в декабре 1996 года заместитель секретаря Совета безопасности РФ Борис Березовский (цитата из книги «Неоказачество» Олега Губенко).

В Краснодарском крае на патрулирование улиц городов и станиц более полугода выходят 1000 казаков Кубанского казачьего войска. В августе 2012 года, накануне первого дня дежурства казачьих дружин, губернатор региона Александр Ткачев на совещании в Краснодаре поставил казакам основные задачи. «Во-первых, реализация "детского закона" (дети не могут находиться на улице без родителей поздним вечером и ночью, потому что дети нуждаются в защите на улицах каждый день). Во-вторых, помощь полиции в работе с потенциально опасными группами: наркоманами, алкоголиками, ранее судимыми, незаконными мигрантами», — сказал губернатор. Весной прошлого года Ткачев впервые принял юбилейный парад Кубанского казачьего войска в казачьей форме.

Али Салихов из деревни Левопаднинская Ставропольского края считает, что его дочь должна ходить в школу в хиджабе

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

В Краснодарском крае на патрулирование улиц городов и станиц более полугода выходят 1000 казаков Кубанского казачьего войска. В августе 2012 года, накануне первого дня дежурства казачьих дружин, губернатор региона Александр Ткачев на совещании в Краснодаре поставил казакам основные задачи. «Во-первых, реализация "детского закона" (дети не могут находиться на улице без родителей поздним вечером и ночью, потому что дети нуждаются в защите на улицах каждый день). Во-вторых, помощь полиции в работе с потенциально опасными группами: наркоманами, алкоголиками, ранее судимыми, незаконными мигрантами», — сказал губернатор. Весной прошлого года Ткачев впервые принял юбилейный парад Кубанского казачьего войска в казачьей форме.

«Вы видите, что на протяжении последних 10-20 лет мы сознательно поддерживаем казачество, это наша культура, традиции, песни. По большому счету, ведь еще и сто лет не прошло, как на кубанской земле жили казаки. А ведь казаки — это народ, как русские, татары, мордвины и так далее. Это народ, входящий в Российскую империю. Потом он лишился этого статуса, никто и не претендует на возвращение, но тем не менее… Это была своя ментальность, культура, обычаи. Эта земля, по большому счету, не принадлежала Российской империи, она принадлежала кавказским народностям, черкесам. Потом попала под влияние Турции, и Екатерина II вынуждена была идти на компромисс с запорожскими казаками — достаточно независимыми, вольными людьми, хлебопашцами, свободными, крепкими, державными. Это наши предки, в наших жилах течет их кровь», —  рассказывал  губернатор Краснодарского края Александр Ткачев на коллегии Главного управления МВД края.

Кадет Даниил Рудаченко, 12 лет

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«Вы видите, что на протяжении последних 10-20 лет мы сознательно поддерживаем казачество, это наша культура, традиции, песни. По большому счету, ведь еще и сто лет не прошло, как на кубанской земле жили казаки. А ведь казаки — это народ, как русские, татары, мордвины и так далее. Это народ, входящий в Российскую империю. Потом он лишился этого статуса, никто и не претендует на возвращение, но тем не менее… Это была своя ментальность, культура, обычаи. Эта земля, по большому счету, не принадлежала Российской империи, она принадлежала кавказским народностям, черкесам. Потом попала под влияние Турции, и Екатерина II вынуждена была идти на компромисс с запорожскими казаками — достаточно независимыми, вольными людьми, хлебопашцами, свободными, крепкими, державными. Это наши предки, в наших жилах течет их кровь», — рассказывал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев на коллегии Главного управления МВД края.

В декабре 2012 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал казаков объединиться и вернуть себе историческую роль на Кавказе. «Казачество сегодня, как и столетия назад, должно стать ключевым элементом созидания мира и благополучия живущих здесь народов. В каком-то смысле ситуация, которая сегодня на Северном Кавказе, — это колоссальный вызов самой идентичности казаков, их подлинности», — сказал патриарх в ходе визита в Ставрополье. По его словам, если современное казачество ответит на эти вызовы, солидаризируется, самоорганизуется, «тогда оно существует».

Пятничная молитва в мечети Ставрополя

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

В декабре 2012 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал казаков объединиться и вернуть себе историческую роль на Кавказе. «Казачество сегодня, как и столетия назад, должно стать ключевым элементом созидания мира и благополучия живущих здесь народов. В каком-то смысле ситуация, которая сегодня на Северном Кавказе, — это колоссальный вызов самой идентичности казаков, их подлинности», — сказал патриарх в ходе визита в Ставрополье. По его словам, если современное казачество ответит на эти вызовы, солидаризируется, самоорганизуется, «тогда оно существует».

«Настало время говорить о том, чтобы в муниципальных образованиях, где доминирующим является казачество, к власти начали приходить представители казаков, становиться во главе муниципальных органов. В противном случае в этих населенных пунктах теряются местные традиции, и мы потом не будем знать, как их восстановить», — заявлял
полпред президента в СКФО Александр Хлопонин в 2011 году. Годом ранее Хлопонину было присвоено звание «приписного терского казака».

Школа в поселке Степное Ставропольского края

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«Настало время говорить о том, чтобы в муниципальных образованиях, где доминирующим является казачество, к власти начали приходить представители казаков, становиться во главе муниципальных органов. В противном случае в этих населенных пунктах теряются местные традиции, и мы потом не будем знать, как их восстановить», — заявлял полпред президента в СКФО Александр Хлопонин в 2011 году. Годом ранее Хлопонину было присвоено звание «приписного терского казака».

«На Кавказе казаки должны ощущать себя как пионеры Дикого Запада. История ведь не знает таких вещей, как гуманность, как политкорректность. Если этнос неспособен обеспечить свое выживание — этот этнос не нужен истории. Его умирание — вопрос времени. Его можно спасти созданием искусственных резерваций, но нужно ли это казакам?  На ближайшие 12 лет стоит вопрос: будут ли казаки "ряжеными", или обретут какую-то свою идентичность. Я не призываю ни к какому военному противостоянию, оно и не нужно, никто и не полезет в крепкую станицу. Нужно просто быть казаками», — считает  писатель Герман Садулаев, которого глава Чечни Рамзан Кадыров назвал шизофреником за слова о возможном «расцвете гомосексуализма» в республике.

Кадеты упражняются с нагайкой

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«На Кавказе казаки должны ощущать себя как пионеры Дикого Запада. История ведь не знает таких вещей, как гуманность, как политкорректность. Если этнос неспособен обеспечить свое выживание — этот этнос не нужен истории. Его умирание — вопрос времени. Его можно спасти созданием искусственных резерваций, но нужно ли это казакам? На ближайшие 12 лет стоит вопрос: будут ли казаки "ряжеными", или обретут какую-то свою идентичность. Я не призываю ни к какому военному противостоянию, оно и не нужно, никто и не полезет в крепкую станицу. Нужно просто быть казаками», — считает писатель Герман Садулаев, которого глава Чечни Рамзан Кадыров назвал шизофреником за слова о возможном «расцвете гомосексуализма» в республике.

«Казаки не должны заниматься борьбой с незаконной торговлей на улицах и незаконными парковками. Это шоу не нравится тем казакам, которые живут на своих исторических территориях», — так в декабре 2012 года атаман войскового казачьего общества «Всевеликого войска Донского», член комитета Госдумы по обороне Виктор Водолацкий прокомментировал организацию казачьих патрулей в Москве. В феврале 2013 года Водолацкий досрочно сложил полномочия атамана донских казаков, хотя и остался верховным атаманом Союза казачьих войск России.

На похоронах убитого казака в станице Гостагаевская, Краснодарский край

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«Казаки не должны заниматься борьбой с незаконной торговлей на улицах и незаконными парковками. Это шоу не нравится тем казакам, которые живут на своих исторических территориях», — так в декабре 2012 года атаман войскового казачьего общества «Всевеликого войска Донского», член комитета Госдумы по обороне Виктор Водолацкий прокомментировал организацию казачьих патрулей в Москве. В феврале 2013 года Водолацкий досрочно сложил полномочия атамана донских казаков, хотя и остался верховным атаманом Союза казачьих войск России.

«Нам навязывают два варианта, оба из которых для казачества вредны: первый — создать "казачью партию", второй — стать членами уже существующих партий, принять их идеологию. И тогда казачество якобы будет защищено. Хотя все прекрасно понимают: перестав опираться на свою собственную идею — идею возрождения казачества как народа, идею казачьего братства и казачьего единства, казачество мгновенно окажется "размазанным" и очень скоро перестанет существовать вообще. Мнение кубанского казачества здесь таково: никаких партий нам не надо! У нас уже есть то, что превыше всех партий: казачья идея, казачий народ, казачье войско», —  заявлял атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда в октябре 2012 года.

Пятничная молитва в мечети Ставрополя. Мечеть находится в здании бывшей автобазы – один из ангаров отремонтировали для нужд мусульман

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«Нам навязывают два варианта, оба из которых для казачества вредны: первый — создать "казачью партию", второй — стать членами уже существующих партий, принять их идеологию. И тогда казачество якобы будет защищено. Хотя все прекрасно понимают: перестав опираться на свою собственную идею — идею возрождения казачества как народа, идею казачьего братства и казачьего единства, казачество мгновенно окажется "размазанным" и очень скоро перестанет существовать вообще. Мнение кубанского казачества здесь таково: никаких партий нам не надо! У нас уже есть то, что превыше всех партий: казачья идея, казачий народ, казачье войско», — заявлял атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда в октябре 2012 года.

 «Для меня казачество, казачий дух является не духом поднять там чарку, рюмку за власть, прокричать, как ты лоялен к бюрократии, и получить потом зарплату у этой бюрократии. Казачий дух — это значит, прежде всего, казачий круг, свободная демократия, свободные выборы органов суда, свободные выборы органов правопорядка, выборы шерифов… Даешь казаков, которые являются проявлением духа народа. Сделать местное самоуправление по-настоящему народным, по-настоящему прямыми формами народовластия. Нет казакам, которые являются опричниками тех или иных бюрократических структур или их производных», — говорил
 российский журналист Максим Шевченко в сентябре 2012 года. Весной 2013 года Шевченко, известный своей лояльностью Кремлю, был вынужден защищать Сахаровский центр от погрома казаков, которые были недовольны премьерой спектакля про Pussy Riot.

Кадет учится отдавать кадетское приветствие

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«Для меня казачество, казачий дух является не духом поднять там чарку, рюмку за власть, прокричать, как ты лоялен к бюрократии, и получить потом зарплату у этой бюрократии. Казачий дух — это значит, прежде всего, казачий круг, свободная демократия, свободные выборы органов суда, свободные выборы органов правопорядка, выборы шерифов… Даешь казаков, которые являются проявлением духа народа. Сделать местное самоуправление по-настоящему народным, по-настоящему прямыми формами народовластия. Нет казакам, которые являются опричниками тех или иных бюрократических структур или их производных», — говорил российский журналист Максим Шевченко в сентябре 2012 года. Весной 2013 года Шевченко, известный своей лояльностью Кремлю, был вынужден защищать Сахаровский центр от погрома казаков, которые были недовольны премьерой спектакля про Pussy Riot.

В январе 2013 года правление Забайкальского казачьего войска единогласно поддержало просьбу потомков казаков из города Калгари провинции Альберта в Канаде о вступлении в ряды казачьего войска. Новая структура будет называться Посольской Западно-Канадской станицей. На данный момент в этой казачьей структуре зарегистрировано около полутора десятков человек. Ранее ЗКВ уже принимало в свои ряды казаков из Австралии — потомков забайкальских станичников, эмигрировавших в период Гражданской войны.

Пятничная молитва в мечети Ставрополя

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

В январе 2013 года правление Забайкальского казачьего войска единогласно поддержало просьбу потомков казаков из города Калгари провинции Альберта в Канаде о вступлении в ряды казачьего войска. Новая структура будет называться Посольской Западно-Канадской станицей. На данный момент в этой казачьей структуре зарегистрировано около полутора десятков человек. Ранее ЗКВ уже принимало в свои ряды казаков из Австралии — потомков забайкальских станичников, эмигрировавших в период Гражданской войны.

«К сожалению, многие пытаются усидеть на двух стульях: с одной стороны, кричат, что мы коренной народ Дона, а с другой — надели форму и погоны с достаточно большими звездами. По сути дела, мы видим мезальянс — совмещение несовместимого. И начались перекосы. Пришло время, когда нужно четко определиться: мы либо народ, либо сообщество служивых людей», — уверен атаман Зимовниковского юрта (Ростовская область) Павел Сериков.

Патруль казаков перед администрацией Краснодара

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

«К сожалению, многие пытаются усидеть на двух стульях: с одной стороны, кричат, что мы коренной народ Дона, а с другой — надели форму и погоны с достаточно большими звездами. По сути дела, мы видим мезальянс — совмещение несовместимого. И начались перекосы. Пришло время, когда нужно четко определиться: мы либо народ, либо сообщество служивых людей», — уверен атаман Зимовниковского юрта (Ростовская область) Павел Сериков.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю. 

Михаил Лермонтов. Казачья колыбельная песня.

Торжественная линейка и поднятие флага в честь 23 февраля

Фото: Сергей Пономарев / «Лента.ру»

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Михаил Лермонтов. Казачья колыбельная песня.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше