Леди Гага показала обложку своего следующего альбома «ArtPop». Как оказалось, ее оформил Джефф Кунс, знаменитейший американский постмодернист и коммерческий трэш-скульптор — то, что он нашел общий язык с Леди Гагой, совершенно неудивительно. «Лента.ру» вспомнила других современных художников — как зарубежных, так и российских, чьи работы украсили знаменитые пластинки.
Наверное, нет более известного примера сотрудничества современного художника и рок-музыканта, чем обложка Энди Уорхола, сделанная им для дебютного альбома группы Лу Рида. На первых экземплярах альбома желтый банан был наклейкой: слушателю предлагалось «очистить» его, чтобы обнаружить розовую мякоть. Сейчас это раритеты.
Самый дорогой из живущих ныне художников Герхард Рихтер создал цикл «Свеча» в 1982 году, отрефлексировав традиционную для натюрморта тему memento mori. Классики инди-рока поместили одну из работ цикла на обложку «Daydream Nation», по мнению многих — главного альбома восьмидесятых. В 2011-м одна из «Свечей» была продана на Christie's за 16,6 миллиона долларов.
Швейцарский художник Ганс Рудольф Гигер, получивший широкую известность благодаря дизайну для «Чужого» Ридли Скотта, не раз иллюстрировал альбомы — Emerson, Lake & Palmer, например. Для вокалистки Blondie Дебби Харри он сделал обложку не только дебютного сольника «Koo Koo», но и сингла «The Jam Was Moving», а также снял клип «Now I Know You Know».
Швейцарец Урс Фишер известен своими инсталляциями и арт-объектами: он рыл гигантский котлован в галерее, строил дом из хлеба, «скрещивал» огурец с бананом, сажал гигантского плюшевого мишку под гигантский ночник на улицах Манхэттена — а еще создал обложку для обласканного критиками третьего альбома Yeah Yeah Yeahs.
Авторы одного из лучших инди-альбомов 2012 года позаимствовали его оформление у Ричарда Дибенкорна, представителя второго поколения абстрактного экспрессионизма.
Обложку классического альбома Manic Street Preachers гитарист группы Ричи Эдвардс придумал в больнице. В основе концепции — триптих «Стратегия» Дженни Савиль, одной из поколения Молодых британских художников (YBA). Савиль разрешила Ричардсу использовать один из традиционных для нее монументальных женских портретов после того, как музыкант рассказал ей про каждую песню с альбома.
Обложку для последнего на сегодняшний день альбома Blur нарисовал главный граффитчик мира Бэнкси, известный тем, что обычно не рисует на заказ. Художник потом оправдывался: «Я сделал несколько работ, чтобы оплатить счета, и я сделал обложку для Blur. Это была хорошая запись, и мне заплатили очень много денег». По словам граффитчика, если ты веришь в то, что делаешь, то даже деньги это «не превратят в дерьмо».
Неудивительно, что одним из самых плодовитых авторов обложек среди художников является и без того работящий Дэмиен Херст. Дебютировал он в музыке, когда Дэйв Стюарт из Eurythmics выпускал свой первый сольник.
Для третьей версии классического благотворительного сингла, в котором солянка из популярных певцов поет по строчке, Херст сделал жутковатых рождественских оленят.
Работы Херста с таблетками нашли отражение на обложке последней пластинки RHCP.
Херстовские кружочки взяли себе 30 Seconds to Mars.
А почти все обложки The Hours изображают херстовские черепа.
Последняя работа Херста в музыке — обложка для грядущего альбома группы Пита Догерти.
Обложку своего третьего альбома Канье Уэст заказал «японскому Уорхолу», постмодернисту Такаси Мураками. Мастер нагружать яркие и веселые изображения мрачными смыслами взялся раскрыть тему школы, заданную рэпером. Главным героем серии изображений стал плюшевый медведь-бездельник, талисман Уэста.
Для нового альбома Леди Гаги китч-классик Джефф Кунс создал статую голой певицы в полный рост. От руки Кунса пострадал и Боттичелли, чья раздраконенная «Венера» стала фоном для Гаги.
Среди российских групп с современными художниками тесно сотрудничал «Вежливый отказ»; хорошо известно, в частности, что Гор Чахал принимал участие в выступлениях группы в восьмидесятых. Обложку их первого диска, выпущенного «Мелодией», сделал Свен Гундлах из арт-группы «Мухомор».
Блестящую «Косу на камень» оформлял Дмитрий Гутов.
А обложку для «Герани» делал Константин Звездочетов, также один из основателей «Мухомора».
С питерскими рокерами, что естественно, тесно сотрудничали митьки. Обложку концертных «Десяти стрел» сделал Александр Флоренский.
А «Митьковскую тишину», для которой городской фольклор пели, в частности, БГ, Чиж и Бутусов, оформил главный митек Дмитрий Шагин.
Юрий Непахарев (Хипов) из сообщества «Самотека» делал обложки для неофициальных сборников «Аквариума»: бутлега «Сроки и цены...»...
...и бутлега «Рыбный день».
«Не тот ли это знаменитый Кирилл Миллер, о встрече с которым мы так давно мечтали» — так называл сам себя художник, который оформлял четыре классических альбома «Аукцыона».
Это тоже работа Миллера.
«Жопа» Кирилла Миллера.
«Бодун» — дело рук Миллера.
Альбом Гарика Сукачева сотоварищи оформлял тоже Кирилл Миллер.
Сергей Жариков из московской панк-группы ДК нередко использовал работы своих друзей-художников для оформления пластинок. «Оркестр девушки Кати» — работа Олега Котельникова, одного из питерских Новых художников, одноклассника и друга Тимура Новикова.
Другой Новый художник — Георгий (Густав) Гурьянов — был еще и барабанщиком группы «Кино». Он и придумал «черный квадрат» «Черного альбома». Налицо были аналогии с битловским «Белым альбомом»...
...дизайн которого, по совпадению, тоже был придуман прославленным художником. Ричард Гамильтон, сделавший белую обложку, упоминается обычно в одном ряду с Уорхолом — его коллаж «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» считается первым произведением поп-арта.