В октябре немецкие музеи запустили сайт, посвященный видному еврейскому коллекционеру и арт-дилеру Альфреду Флехтхайму, любившему и продвигавшему современное ему искусство. Флехтхайм оказал значительную поддержку французскими авангардистам, а главное — немецким экспрессионистам, чье творчество в нацистской Германии в 1937 году почти полностью признали «дегенеративным». Самих художников Гитлер называл кретинами с дефектами зрения, которые оскорбляют арийцев. Он призывал к истреблению этих авторов и низвержению чуждых ему художественных течений (фовизма, кубизма, экспрессионизма и других). Итогом гонений стала пропагандистская выставка в Мюнхене (так и именовавшаяся — «Дегенеративное искусство»), на которой были выставлены, по мнению руководства Третьего рейха, самые ничтожные произведения. Впоследствии их возили по немецким и австрийским городам как пример абсолютной культурной деградации.
Довольно быстро «дегенеративное» искусство, как и его создатели, были реабилитированы. Европейский авангард как был, так и остается одним из самых интересных явлений в искусстве XX века, а картины Кандинского и Клее сейчас стоят миллионы. Однако немецкие музеи решили пойти дальше и отдать должное не только художникам, но и человеку, который понимал и поддерживал авангардное искусство в самый непростой для него исторический период.
Проект «Альфред Флехтхайм: арт-дилер авангарда» разрабатывался под руководством куратора из мюнхенской пинакотеки Андре Бамби. На сайте собрана информация о жизни самого коллекционера, художников, с которыми он работал, а также сведения о более чем 300 картинах, чей провенанс так или иначе связан с галереями Флехтхайма. «Лента.ру» решила посмотреть на творчество некоторых «дегенеративных» художников и изучила историю их сотрудничества с арт-дилером.