Культура

Не «дефекты зрения», а «я так вижу» Реабилитация подвижника «дегенеративного искусства»

17 фото

В октябре немецкие музеи запустили сайт, посвященный видному еврейскому коллекционеру и арт-дилеру Альфреду Флехтхайму, любившему и продвигавшему современное ему искусство. Флехтхайм оказал значительную поддержку французскими авангардистам, а главное — немецким экспрессионистам, чье творчество в нацистской Германии в 1937 году почти полностью признали «дегенеративным». Самих художников Гитлер называл кретинами с дефектами зрения, которые оскорбляют арийцев. Он призывал к истреблению этих авторов и низвержению чуждых ему художественных течений (фовизма, кубизма, экспрессионизма и других). Итогом гонений стала пропагандистская выставка в Мюнхене (так и именовавшаяся — «Дегенеративное искусство»), на которой были выставлены, по мнению руководства Третьего рейха, самые ничтожные произведения. Впоследствии их возили по немецким и австрийским городам как пример абсолютной культурной деградации.

Довольно быстро «дегенеративное» искусство, как и его создатели, были реабилитированы. Европейский авангард как был, так и остается одним из самых интересных явлений в искусстве XX века, а картины Кандинского и Клее сейчас стоят миллионы. Однако немецкие музеи решили пойти дальше и отдать должное не только художникам, но и человеку, который понимал и поддерживал авангардное искусство в самый непростой для него исторический период.

Проект «Альфред Флехтхайм: арт-дилер авангарда» разрабатывался под руководством куратора из мюнхенской пинакотеки Андре Бамби. На сайте собрана информация о жизни самого коллекционера, художников, с которыми он работал, а также сведения о более чем 300 картинах, чей провенанс так или иначе связан с галереями Флехтхайма. «Лента.ру» решила посмотреть на творчество некоторых «дегенеративных» художников и изучила историю их сотрудничества с арт-дилером.

Флехтхайм (1878-1937) родился в семье торговца зерном и какое-то время занимался семейным бизнесом. Коллекционированию и продаже произведений искусства он посвятил себя в начале XX века, а в 1913-м открылась его первая галерея в Дюссельдорфе, затем заработали еще четыре. Арт-дилер решил бежать из страны в 1933 году, после того как нацисты пришли к власти и начали распродавать его собрание. Умер Флехтхайм в Лондоне от заражения крови. Наследники коллекционера ведут ярую борьбу за произведения из его собрания и уже выиграли не один реституционный спор.

Альфред Флехтхайм на выставке Фернана Леже в Берлине, 1928 год

Фото: Atelier Lily Baruch Königliche Bibliothek Kopenhagen

Флехтхайм (1878-1937) родился в семье торговца зерном и какое-то время занимался семейным бизнесом. Коллекционированию и продаже произведений искусства он посвятил себя в начале XX века, а в 1913-м открылась его первая галерея в Дюссельдорфе, затем заработали еще четыре. Арт-дилер решил бежать из страны в 1933 году, после того как нацисты пришли к власти и начали распродавать его собрание. Умер Флехтхайм в Лондоне от заражения крови. Наследники коллекционера ведут ярую борьбу за произведения из его собрания и уже выиграли не один реституционный спор.

Немец Эмиль-Рудольф Вайс (1875-1942) в основном известен как книжный график и типограф. И хотя он занимался и живописью, именно в оформлении книг он заявил о себе больше всего. В галереях Флехтхайма Вайс начал выставляться в 1920-х годах, принимая участие в групповых выставках. На этой картине изображена его вторая жена Рене Синтенис, скульптор и график, которая является автором «Золотого медведя», главной награды Берлинского кинофестиваля. Портрет еще в 1929 году был приобретен  Музеем Кунстпаласт в Дюссельдорфе, там и хранится по сей день.

Эмиль-Рудольф Вайс, «Портрет Рене Синтенис», 1929

Немец Эмиль-Рудольф Вайс (1875-1942) в основном известен как книжный график и типограф. И хотя он занимался и живописью, именно в оформлении книг он заявил о себе больше всего. В галереях Флехтхайма Вайс начал выставляться в 1920-х годах, принимая участие в групповых выставках. На этой картине изображена его вторая жена Рене Синтенис, скульптор и график, которая является автором «Золотого медведя», главной награды Берлинского кинофестиваля. Портрет еще в 1929 году был приобретен Музеем Кунстпаласт в Дюссельдорфе, там и хранится по сей день.

Вильгельм Моргнер (1891-1917), входивший в группу «Мост», считается одним из крупнейших представителей «рейнского экспрессионизма». За свою недолгую жизнь он сумел оставить значительное художественное наследие (на которое позднее повлияло объединение «Синий всадник»): 200 картин, около 2 тысяч рисунков и 70 гравюр. Моргнер и Флехтхайм, видимо, никогда не встречались лично, контакт же с галеристом поддерживался через учителя Моргнера – Георга Тапперта. Пейзаж через три года после смерти художника в 1917-м попал в собрание Музея искусств в Мюнстере.

Вильгельм Моргнер, «Пейзаж, вороны в небе», 1910

Вильгельм Моргнер (1891-1917), входивший в группу «Мост», считается одним из крупнейших представителей «рейнского экспрессионизма». За свою недолгую жизнь он сумел оставить значительное художественное наследие (на которое позднее повлияло объединение «Синий всадник»): 200 картин, около 2 тысяч рисунков и 70 гравюр. Моргнер и Флехтхайм, видимо, никогда не встречались лично, контакт же с галеристом поддерживался через учителя Моргнера – Георга Тапперта. Пейзаж через три года после смерти художника в 1917-м попал в собрание Музея искусств в Мюнстере.

Синтенис (1888-1965) с раннего детства знала, что хочет быть художницей. В ее школьных тетрадях осталось большое количество рисунков, изображающих животных, которые стали главной темой ее творчества как скульптора. Она также создала много автопортретов и фигур атлетов. Флехтхайм, очень любивший творчество художницы и по сути «открывший» ее, никогда не проводил персональных выставок Синтенис, но всегда выставлял на групповых. Благодаря ему 1920-е и начало 1930-х оказались для Рене очень успешными. Позднее ее работы, как и произведения ее мужа Эмиля-Рудольфа Вайса, были признаны «дегенеративными» и изъяты из государственных музеев Германии.

Рене Синтенис, «Футболист», 1927

Синтенис (1888-1965) с раннего детства знала, что хочет быть художницей. В ее школьных тетрадях осталось большое количество рисунков, изображающих животных, которые стали главной темой ее творчества как скульптора. Она также создала много автопортретов и фигур атлетов. Флехтхайм, очень любивший творчество художницы и по сути «открывший» ее, никогда не проводил персональных выставок Синтенис, но всегда выставлял на групповых. Благодаря ему 1920-е и начало 1930-х оказались для Рене очень успешными. Позднее ее работы, как и произведения ее мужа Эмиля-Рудольфа Вайса, были признаны «дегенеративными» и изъяты из государственных музеев Германии.

Немцы впервые увидели произведения одного из главных французских пуантилистов Поля Синьяка (1863-1935) в 1898 году на выставке неоимпрессионистов в Берлине. Потом работы Синьяка демонстрировались в 1913 году — уже на выставке у Альфреда Флехтхайма, открывавшего галерею в Дюссельдорфе. Известно, что арт-дилер еще несколько раз показывал произведения Синьяка, а «Венецию» в 1920-м продал в Кунстхалле Гамбург. И хотя произведения пуантилиста могут показаться вполне безобидными, в 1937-м и в его творчестве нацисты нашли несколько примеров «дегенеративного» искусства.

Поль Синьяк, «Венеция», 1908

Немцы впервые увидели произведения одного из главных французских пуантилистов Поля Синьяка (1863-1935) в 1898 году на выставке неоимпрессионистов в Берлине. Потом работы Синьяка демонстрировались в 1913 году — уже на выставке у Альфреда Флехтхайма, открывавшего галерею в Дюссельдорфе. Известно, что арт-дилер еще несколько раз показывал произведения Синьяка, а «Венецию» в 1920-м продал в Кунстхалле Гамбург. И хотя произведения пуантилиста могут показаться вполне безобидными, в 1937-м и в его творчестве нацисты нашли несколько примеров «дегенеративного» искусства.

Макс Пехштейн (1881-1955), один из лидеров немецкого экспрессионизма, участник группы «Мост», а позднее берлинского «Сецессиона», не принадлежал к числу любимых художников Флехтхайма. Однако они приятельствовали, и галерист часто включал его произведения в групповые выставки. А в 1912-м Флехтхайм приобрел работу Пехштейна в свою личную коллекцию. Немецкий художник пережил драму не только в 1937 году, когда его фактически запретили, но и в 1945-м. Тогда сгорели дом и студия Пехштейна в Берлине, где хранилось большое количество его работ.

Макс Пехштейн, «Натюрморт с цветами», 1918

Макс Пехштейн (1881-1955), один из лидеров немецкого экспрессионизма, участник группы «Мост», а позднее берлинского «Сецессиона», не принадлежал к числу любимых художников Флехтхайма. Однако они приятельствовали, и галерист часто включал его произведения в групповые выставки. А в 1912-м Флехтхайм приобрел работу Пехштейна в свою личную коллекцию. Немецкий художник пережил драму не только в 1937 году, когда его фактически запретили, но и в 1945-м. Тогда сгорели дом и студия Пехштейна в Берлине, где хранилось большое количество его работ.

Немец Кристиан Рольфс (1849-1938) прожил 88 лет, однако признание публики получил только в конце жизни, когда пришел к экспрессионизму. С Флехтхаймом Рольфс познакомился в 1909-1910 годах, тогда же арт-дилер начал продавать его работы. В 1913 году они были представлены на групповых выставках, а в 1919-м Флехтхайм организовал Рольфсу персональную выставку – она была приурочена к 70-летию художника, который в том же году еще и женился. В 1937-м из немецких музеев убрали 412 картин Рольфса, а через год он умер.

Кристиан Рольфс, «Мост в Веймаре», 1888

Немец Кристиан Рольфс (1849-1938) прожил 88 лет, однако признание публики получил только в конце жизни, когда пришел к экспрессионизму. С Флехтхаймом Рольфс познакомился в 1909-1910 годах, тогда же арт-дилер начал продавать его работы. В 1913 году они были представлены на групповых выставках, а в 1919-м Флехтхайм организовал Рольфсу персональную выставку – она была приурочена к 70-летию художника, который в том же году еще и женился. В 1937-м из немецких музеев убрали 412 картин Рольфса, а через год он умер.

К тому моменту, когда Альфред Флехтхайм открыл свою первую галерею, Дега (1834-1917) было уже около 80 лет. Выдающийся мастер, один из ярчайших представителей импрессионизма, Эдгар Дега застал известность и признание: его работы еще при жизни стоили очень больших денег. Без них не обходилась ни одна выставка в галереях Флехтхайма, а в 1926-м была организована отдельная экспозиция скульптур француза. На ней эта танцовщица была продана в Штедель, в художественный музей во Франкфурте-на-Майне. В последние годы жизни почти ослепший Дега, живший в одиночестве, стал антисемитом. Впрочем, от этого интерес Флехтхайма к французскому художнику не уменьшился, а нацисты все равно нашли в творчестве Дега несколько «дегенеративных» вещей.

Эдгар Дега, «Большая танцовщица», около 1900-1910

К тому моменту, когда Альфред Флехтхайм открыл свою первую галерею, Дега (1834-1917) было уже около 80 лет. Выдающийся мастер, один из ярчайших представителей импрессионизма, Эдгар Дега застал известность и признание: его работы еще при жизни стоили очень больших денег. Без них не обходилась ни одна выставка в галереях Флехтхайма, а в 1926-м была организована отдельная экспозиция скульптур француза. На ней эта танцовщица была продана в Штедель, в художественный музей во Франкфурте-на-Майне. В последние годы жизни почти ослепший Дега, живший в одиночестве, стал антисемитом. Впрочем, от этого интерес Флехтхайма к французскому художнику не уменьшился, а нацисты все равно нашли в творчестве Дега несколько «дегенеративных» вещей.

Первая выставка Вилли Баумейстера (1889-1955), немецкого художника-абстракциониста и теоретика искусств, прошла в 1912 году в Цюрихе. После, в Германии и Франции, он участвовал в групповых экспозициях, а в 1928-м художник начал работать с галерей Флехтхайма уже над персональными выставками в Берлине и Дюссельдорфе. Там впоследствии  была организована и продажа его произведений (известно, что одна картина ушла, например, за 900 рейхсмарок). После этого стоимость работ Баумейстера, обращавшегося в живописи к архитектурным элементам, стала расти. Однако после прихода к власти нацистов Баумейстеру пришлось покинуть Франкфуртскую школу прикладного искусства, где он преподавал, и вывезти в Швейцарию свои «дегенеративные» работы.

Вилли Баумейстер, «Бегунья II», 1927

Первая выставка Вилли Баумейстера (1889-1955), немецкого художника-абстракциониста и теоретика искусств, прошла в 1912 году в Цюрихе. После, в Германии и Франции, он участвовал в групповых экспозициях, а в 1928-м художник начал работать с галерей Флехтхайма уже над персональными выставками в Берлине и Дюссельдорфе. Там впоследствии была организована и продажа его произведений (известно, что одна картина ушла, например, за 900 рейхсмарок). После этого стоимость работ Баумейстера, обращавшегося в живописи к архитектурным элементам, стала расти. Однако после прихода к власти нацистов Баумейстеру пришлось покинуть Франкфуртскую школу прикладного искусства, где он преподавал, и вывезти в Швейцарию свои «дегенеративные» работы.

Испанец Хуан Грис (1887-1927), один из основоположников кубизма, мастер натюрморта, переехал в Париж в 1906 году. Там он подписал контракт на эксклюзивную продажу своих работ с арт-дилером Даниэлем-Анри Канвайлером. Однако в 1920-м Флехтхайм и Канвайлер подписали другое соглашение: с этого года Флехтхайм представлял в Германии интересы художников из галереи своего коллеги. В 1923 и 1925 годах немецкий арт-дилер провел две персональные выставки испанца, а затем, через два года, и посмертную ретроспективу творчества Гриса.

Хуан Грис, «Натюрморт (скрипка и чернильница)», 1913

Испанец Хуан Грис (1887-1927), один из основоположников кубизма, мастер натюрморта, переехал в Париж в 1906 году. Там он подписал контракт на эксклюзивную продажу своих работ с арт-дилером Даниэлем-Анри Канвайлером. Однако в 1920-м Флехтхайм и Канвайлер подписали другое соглашение: с этого года Флехтхайм представлял в Германии интересы художников из галереи своего коллеги. В 1923 и 1925 годах немецкий арт-дилер провел две персональные выставки испанца, а затем, через два года, и посмертную ретроспективу творчества Гриса.

Классик немецкого искусства, великолепный портретист Макс Бекман (1884-1950) столкнулся с теми же трагическими обстоятельствами в 1937-м, что и другие экспрессионисты. Из немецких государственных собраний изъяли около 700 работ Бекмана, однако в отличие от многих своих коллег он к этому времени уже хорошо ценился на арт-рынке. Начиная с 1920 года художник работал с пятью-шестью галереями по одной и той же схеме: две трети выручки от продажи картины шли ему, остальное — дилеру. С Флехтхаймом он сотрудничал недолго: с 1927 по 1931 годы, но в итоге они разошлись. На портрете кисти Бекмана изображена его вторая жена, с которой он в 1937 году уехал из Германии, за два дня до открытия выставки «Дегенеративное искусство».

Макс Бекман, «Портрет Кваппи в голубом», 1926

Классик немецкого искусства, великолепный портретист Макс Бекман (1884-1950) столкнулся с теми же трагическими обстоятельствами в 1937-м, что и другие экспрессионисты. Из немецких государственных собраний изъяли около 700 работ Бекмана, однако в отличие от многих своих коллег он к этому времени уже хорошо ценился на арт-рынке. Начиная с 1920 года художник работал с пятью-шестью галереями по одной и той же схеме: две трети выручки от продажи картины шли ему, остальное — дилеру. С Флехтхаймом он сотрудничал недолго: с 1927 по 1931 годы, но в итоге они разошлись. На портрете кисти Бекмана изображена его вторая жена, с которой он в 1937 году уехал из Германии, за два дня до открытия выставки «Дегенеративное искусство».

Клее (1879-1940) — одна из наиболее значительных фигур европейского авангарда, художник, обладающий совершенно особым стилем. Первое серьезное признание к нему пришло с группой «Синий всадник», а международное — на французской выставке сюрреалистов в 1925 году.  Между тем, еще в 1920 году его пригласили преподавать в Баухаусе. Флехтхайм начал охотиться за работами Клее примерно в это же время, но художник подписал контракт на продажу с другим агентом.

Пауль Клее, «Дома на горе», 1926

Клее (1879-1940) — одна из наиболее значительных фигур европейского авангарда, художник, обладающий совершенно особым стилем. Первое серьезное признание к нему пришло с группой «Синий всадник», а международное — на французской выставке сюрреалистов в 1925 году. Между тем, еще в 1920 году его пригласили преподавать в Баухаусе. Флехтхайм начал охотиться за работами Клее примерно в это же время, но художник подписал контракт на продажу с другим агентом.

Работы Клее Альфред Флехтхайм, понимавший масштаб обласканного критиками художника, продавал в своей берлинской галерее. Там среди коллекционеров на них был большой спрос. Карьера Клее шла в гору и он занял место профессора в Дюссельдорфской художественной академии, но в 1933-м нацисты изгнали художника из учебного заведения. В 1937-м году 102 работы Клее были изъяты из государственных собраний как примеры «дегенеративного» искусства. После этого художник переехал в Берн, куда вывез все свои оставшиеся работы. Флехтхайм после отъезда из Германии пытался продавать работы Клее в Лондоне, но, несмотря на хорошие отзывы критиков, денег они ему много не принесли.

Пауль Клее, «Созревший урожай», 1924

Работы Клее Альфред Флехтхайм, понимавший масштаб обласканного критиками художника, продавал в своей берлинской галерее. Там среди коллекционеров на них был большой спрос. Карьера Клее шла в гору и он занял место профессора в Дюссельдорфской художественной академии, но в 1933-м нацисты изгнали художника из учебного заведения. В 1937-м году 102 работы Клее были изъяты из государственных собраний как примеры «дегенеративного» искусства. После этого художник переехал в Берн, куда вывез все свои оставшиеся работы. Флехтхайм после отъезда из Германии пытался продавать работы Клее в Лондоне, но, несмотря на хорошие отзывы критиков, денег они ему много не принесли.

Макс Слефогт (1868-1932) считается одним из виднейших представителей немецкого импрессионизма. Продвижением автора, входившего в объединение берлинский «Сецессион», занимались двоюродные братья Пауль и Бруно Кассиреры, издатели и галеристы. С Флехтхаймом Слефогт особых дел по работе не имел, его произведения лишь несколько раз демонстрировались в галереях Альфреда на групповых выставках. Зато работы немецкого пейзажиста часто печатались на страницах журнала «Der Querschnitt», который издавал Флехтхайм.

Макс Слефогт, «Вид на Маденбург», 1924

Макс Слефогт (1868-1932) считается одним из виднейших представителей немецкого импрессионизма. Продвижением автора, входившего в объединение берлинский «Сецессион», занимались двоюродные братья Пауль и Бруно Кассиреры, издатели и галеристы. С Флехтхаймом Слефогт особых дел по работе не имел, его произведения лишь несколько раз демонстрировались в галереях Альфреда на групповых выставках. Зато работы немецкого пейзажиста часто печатались на страницах журнала «Der Querschnitt», который издавал Флехтхайм.

Эта картина является самым известным произведением Зеехауса (1891-1919), принадлежащего к «рейнскому экспрессионизму». Художник, на которого повлияли и фовисты, и кубисты, написал ее в 1913-м и продал в том же году за 100 марок, как предполагают исследователи, Альфреду Флехтхайму. Известно, что арт-дилер очень любил работы Зеезауса, и «Маяк» был частью его собственной коллекции, висел у него дома. В своих галереях Флехтхайм выставлял полотна экспрессиониста уже после его смерти. «Маяк» с 1949 года хранится в Художественном музее в Бонне. Однако в 2012 учреждению пришлось заплатить около половины стоимости картины наследникам Флехтхайма, потребовавшим вернуть произведение, которое после эмиграции арт-дилера досталось нацистам.

Пауль Адольф Зеехаус, «Маяк с вращающимися лучами», 1913

Эта картина является самым известным произведением Зеехауса (1891-1919), принадлежащего к «рейнскому экспрессионизму». Художник, на которого повлияли и фовисты, и кубисты, написал ее в 1913-м и продал в том же году за 100 марок, как предполагают исследователи, Альфреду Флехтхайму. Известно, что арт-дилер очень любил работы Зеезауса, и «Маяк» был частью его собственной коллекции, висел у него дома. В своих галереях Флехтхайм выставлял полотна экспрессиониста уже после его смерти. «Маяк» с 1949 года хранится в Художественном музее в Бонне. Однако в 2012 учреждению пришлось заплатить около половины стоимости картины наследникам Флехтхайма, потребовавшим вернуть произведение, которое после эмиграции арт-дилера досталось нацистам.

Альфред Флехтхайм познакомился с молодым Карлом Хофером (1878-1955) в Париже в легендарном Café du Dôme, где коротали дни художники и писатели. Знакомство переросло в дружбу, которая длилась многие годы. После Первой мировой войны работы Хофера стали регулярно появляться в галереях Флехтхайма, а в 1919-м он получил эксклюзивные права на экспонирование его произведений: они выставлялись у него каждый год до 1933-го, в том числе на персональных выставках. Помимо того что Карла Хофера причислили к «дегенеративным авторам», 150 произведений художника пострадали в результате бомбежки его студии в 1943-м.

Карл Хофер, «Марта», 1925

Альфред Флехтхайм познакомился с молодым Карлом Хофером (1878-1955) в Париже в легендарном Café du Dôme, где коротали дни художники и писатели. Знакомство переросло в дружбу, которая длилась многие годы. После Первой мировой войны работы Хофера стали регулярно появляться в галереях Флехтхайма, а в 1919-м он получил эксклюзивные права на экспонирование его произведений: они выставлялись у него каждый год до 1933-го, в том числе на персональных выставках. Помимо того что Карла Хофера причислили к «дегенеративным авторам», 150 произведений художника пострадали в результате бомбежки его студии в 1943-м.

Эрнст Барлах (1870-1938) — крупнейший немецкий скульптор начала XX века, занимавший особое место среди экспрессионистов. В начале своего творческого пути он  занимался деревянной скульптурой. Стиль Барлаха сформировался в том числе и под впечатлением от поездки в Россию в 1906 году, после которой его изобразительный язык стал «чище», ближе к кубистам. Флехтхайм постоянно выставлял работы скульптора начиная с 1913 года, а в 1926-м стал его единственным представителем. Именно арт-дилер уговорил Барлаха больше работать с бронзой, и в 1930-м тот согласился создать серию скульптур по мотивам своих ранних произведений. В том же году они демонстрировались на персональной выставке Барлаха, имевшей значительный успех. Вторая часть проекта так и не была осуществлена, поскольку Флехтхайм эмигрировал, а Барлах столкнулся с обвинениями в «дегенеративности».

Эрнст Барлах, «Коллекционер», 1930

Эрнст Барлах (1870-1938) — крупнейший немецкий скульптор начала XX века, занимавший особое место среди экспрессионистов. В начале своего творческого пути он занимался деревянной скульптурой. Стиль Барлаха сформировался в том числе и под впечатлением от поездки в Россию в 1906 году, после которой его изобразительный язык стал «чище», ближе к кубистам. Флехтхайм постоянно выставлял работы скульптора начиная с 1913 года, а в 1926-м стал его единственным представителем. Именно арт-дилер уговорил Барлаха больше работать с бронзой, и в 1930-м тот согласился создать серию скульптур по мотивам своих ранних произведений. В том же году они демонстрировались на персональной выставке Барлаха, имевшей значительный успех. Вторая часть проекта так и не была осуществлена, поскольку Флехтхайм эмигрировал, а Барлах столкнулся с обвинениями в «дегенеративности».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.