В ХХ веке русским старообрядцам, дошедшим за 400 лет гонений до восточных границ России, пришлось окончательно стать эмигрантами. Обстоятельства разбросали их по континентам, вынудив налаживать быт на экзотической чужбине. Специально для «Ленты.ру» фотограф Мария Плотникова побывала в одном из таких поселений — боливийской деревеньке Тоборочи.
Фото: Мария Плотникова
Старообрядцы, или староверы — общее название для религиозных течений в России, возникших в результате неприятия церковных реформ в XVII веке. Все началось после того, как московский патриарх Никон предпринял ряд нововведений (исправление богослужебных книг, изменение обрядов). Недовольных «антихристовыми» реформами объединил протопоп Аввакум. Староверы подвергались жестоким преследованиям со стороны как церковных, так и светских властей. Уже в XVIII веке многие бежали за пределы России, спасаясь от гонений. Не нравились упрямцы и Николаю II, и, впоследствии, большевикам. В Боливии, в трех часах езды от города Санта-Крус, в местечке Тоборочи 40 лет назад обосновались первые русские старообрядцы. Даже сейчас это поселение не отыщешь на картах, а в 1970-х тут были абсолютно необжитые земли, окруженные густыми джунглями.
Фото: Мария Плотникова
Федор и Татьяна Ануфриевы родились в Китае, а в Боливию поехали в числе первых переселенцев из Бразилии. Помимо Ануфриевых в Тоборочи живут Ревтовы, Мурачевы, Калугиновы, Куликовы, Анфилофиевы, Зайцевы.
Фото: Мария Плотникова
Деревня Тоборочи состоит из двух десятков дворов, расположенных на приличном расстоянии друг от друга. Большинство домов — кирпичные.
Фото: Мария Плотникова
Вокруг поселения тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий. Дороги только грунтовые.
Фото: Мария Плотникова
В Санта-Крусе очень жаркий и влажный климат, а комары донимают круглый год. Москитные сетки, такие родные и привычные в России, ставят на окнах и в боливийской глуши.
Фото: Мария Плотникова
Старообрядцы бережно хранят свои традиции. Мужчины носят рубахи с поясами. Шьют их сами, а вот брюки покупают в городе.
Фото: Мария Плотникова
Женщины предпочитают сарафаны и платья в пол. Волосы отращивают с рождения и заплетают в косу.
Фото: Мария Плотникова
Большинство старообрядцев не позволяют чужакам фотографировать себя, однако семейные альбомы есть в каждом доме.
Фото: Мария Плотникова
Молодежь идет в ногу со временем и вовсю осваивает смартфоны. Многие электронные устройства в деревне формально запрещены, но от прогресса не спрятаться даже в такой глуши. Почти во всех домах есть кондиционеры, стиральные машины, микроволновки и телевизоры, взрослые общаются с далекими родственниками посредством мобильного интернета.
Фото: Мария Плотникова
Основное занятие в Тоборочи — сельское хозяйство, а также разведение амазонской рыбы паку в искусственных водоемах. Прикармливают рыбу два раза в день — на рассвете и вечером. Корм производится тут же, на мини-фабрике.
Фото: Мария Плотникова
На обширных полях старообрядцы выращивают бобы, кукурузу, пшеницу, в лесах — эвкалипт. Именно в Тоборочи был выведен единственный сорт боливийских бобов, популярный сейчас во всей стране. Остальные бобовые завозят из Бразилии.
Фото: Мария Плотникова
На деревенской фабрике урожай обрабатывают, пакуют в мешки и продают оптовикам. Боливийская земля плодоносит до трех раз в год, а удобрять ее начали только пару лет назад.
Фото: Мария Плотникова
На кокосовых плантациях выращивают несколько сортов кокоса.
Фото: Мария Плотникова
Женщины занимаются рукоделием и ведут хозяйство, растят детей, внуков. Большинство старообрядческих семей многодетные. Имена детям выбирают по Псалтири, согласно дню рождения. Нарекают новорожденного на восьмой день его жизни. Имена тоборочинцев непривычны не только боливийскому уху: Лукиян, Киприян, Засим, Федосья, Кузьма, Агрипена, Пинарита, Авраам, Агапит, Палагея, Мамелфа, Стефан, Анин, Василиса, Маримия, Елизар, Инафа, Саламания, Селивестр.
Фото: Мария Плотникова
Арбузы, манго, папайя, ананасы растут круглый год. Из фруктов делают квас, брагу, варенье.
Фото: Мария Плотникова
Жители деревни нередко сталкиваются с представителями дикой природы: обезьянами, страусами, ядовитыми змеями и даже небольшими крокодилами, которые любят полакомиться рыбой в лагунах. Для таких случаев у старообрядцев всегда наготове ружье.
Фото: Мария Плотникова
Раз в неделю женщины выезжают на ближайшую городскую ярмарку, где продают сыр, молоко, выпечку. Творог и сметана в Боливии так и не прижились.
Фото: Мария Плотникова
Для работы в полях русские нанимают боливийских крестьян, которых называют Колями.
Фото: Мария Плотникова
Языкового барьера нет, так как старообрядцы, помимо русского, говорят и по-испански, а старшее поколение еще не забыли португальский и китайский.
Фото: Мария Плотникова
По деревне жители перемещаются на мопедах и мотоциклах. В сезон дождей дороги сильно раскисают и пешеход может увязнуть в грязи.
Фото: Мария Плотникова
К 16 годам мальчики приобретают необходимый опыт работы в поле и могут жениться. У старообрядцев строго запрещены браки между родственниками до седьмого колена, поэтому невест ищут в других деревнях Южной и Северной Америки. До России добираются редко.
Фото: Мария Плотникова
Девушки могут выходить замуж по достижении 13-летнего возраста.
Фото: Мария Плотникова
Первый «взрослый» подарок для девушки — сборник русских песен, с которого мать снимает очередную копию и дарит дочери на день рождения.
Фото: Мария Плотникова
Все девушки — большие модницы. Они сами придумывают фасон и шьют себе платья. Ткани закупают в крупных городах — Санта-Крусе или Ла-Пасе. Среднестатистический гардероб насчитывает 20-30 платьев и сарафанов. Девушки меняют наряды почти каждый день.
Фото: Мария Плотникова
Десять лет назад боливийские власти профинансировали строительство школы. Она состоит из двух зданий и делится на три класса: дети 5-8 лет, 8-11 и 12-14-летки. Мальчики и девочки учатся вместе.
Фото: Мария Плотникова
В школе преподают два боливийских учителя. Основные предметы — испанский язык, чтение, математика, биология, рисование. Русский язык учат дома. В устной речи тоборочинцы привыкли смешивать два языка, а некоторые испанские слова и вовсе вытеснили русские. Так, бензин в деревне называют не иначе как «гасолина», ярмарку — «ферия», рынок — «меркадо», мусор — «басура». Испанские слова давно обрусели и склоняются по правилам родного языка. Есть и неологизмы: например, вместо выражения «скачать из интернета» в ходу слово «дескаргарить» от испанского descargar. Некоторые русские слова, повсеместно употребляемые в Тоборочи, давно вышли из обихода в современной России. Вместо «очень» старообрядцы говорят «шибко», дерево называют «лесиной». Старшее поколение ко всему этому разнообразию примешивает португальские словечки бразильского разлива. В общем, материала для диалектологов в Тоборочи — на целую книгу.
Фото: Мария Плотникова
Начальное образование не является обязательным, но боливийское правительство поощряет всех учеников государственных школ: раз в год приезжают военные, выплачивающие каждому ученику по 200 боливиано (порядка 30 долларов).
Фото: Мария Плотникова
Что делать с деньгами — непонятно: в Тоборочи нет ни одного магазина, а в город детей никто не отпустит. Приходится отдавать честно заработанное родителям.
Фото: Мария Плотникова
Старообрядцы посещают церковь дважды в неделю, не считая православных праздников: службы проходят в субботу с 17 до 19 часов и в воскресенье с 4 до 7 утра.
Фото: Мария Плотникова
Мужчины и женщины приходят в церковь во всем чистом, надев поверх темную одежду. Черная накидка символизирует равенство всех перед Богом.
Фото: Мария Плотникова
Большинство южноамериканских старообрядцев никогда не бывали в России, но свою историю помнят, отражая главные ее моменты в художественном творчестве.
Фото: Мария Плотникова
Старообрядцы бережно хранят воспоминания о предках, тоже живших вдалеке от исторической родины.
Фото: Мария Плотникова
Воскресенье — единственный выходной. Все ходят друг к другу в гости, мужчины ездят на рыбалку.
Фото: Мария Плотникова
Мальчишки играют в футбол и волейбол. Футбол — самая популярная игра в Тоборочи. Местная команда не раз побеждала на школьных любительских турнирах.
Фото: Мария Плотникова
Подростки по воскресеньям гоняют на мотоциклах.
Фото: Мария Плотникова
Темнеет в деревне рано, ложатся спать к 10 вечера.
Фото: Мария Плотникова
Боливийская сельва стала для русских старообрядцев малой родиной, плодородная земля обеспечила всем необходимым, и, если бы не зной, лучшего места для жизни они не могли бы и пожелать.