Культура

«Извращение и порнография» Он всю жизнь рисовал голых женщин, но сексом с ними не занимался

17 фото

Исполняется 100 лет со дня смерти Густава Климта (14.07.1862 — 06.02.1918) — одного из самых известных австрийских художников и важнейшей фигуры сецессиона и в целом венского модерна. Главный мотив большинства его картин — обнаженная женская натура, за что его считают мастером эротизма.

Некоторые произведения живописца были слишком откровенны для своего времени и подвергались жесткой критике: например, его «факультетские» работы для украшения потолка зала Венского университета коллегия профессоров назвала «извращением и порнографией» и «обсценным искусством».

Несмотря на невероятную чувственность женских портретов Климта, некоторые эксперты считают, что художник, который никогда не был женат, — хотя у него было много возлюбленных — вероятно, вообще воздерживался от секса и близких отношений. Самые очаровательные девушки с полотен Климта — в галерее «Ленты.ру».

Климт знаком зрителю, прежде всего, картинами своего «Золотого периода»: позолота, использованная в работах, — наиболее узнаваемый элемент его творчества. В «Данае» позолоченным стал, естественно, тот самый золотой дождь, который, согласно мифу, оплодотворил героиню.

«Даная», 1907 год

Климт знаком зрителю, прежде всего, картинами своего «Золотого периода»: позолота, использованная в работах, — наиболее узнаваемый элемент его творчества. В «Данае» позолоченным стал, естественно, тот самый золотой дождь, который, согласно мифу, оплодотворил героиню.

Дочь генерального директора Венского банковского союза осталась в истории благодаря четырем живописным работам Климта. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» стал одной из важнейших картин югендстиля, что отражено в других названиях полотна: «Австрийская Мона Лиза» и «Золотая Адель».

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907 год

Дочь генерального директора Венского банковского союза осталась в истории благодаря четырем живописным работам Климта. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» стал одной из важнейших картин югендстиля, что отражено в других названиях полотна: «Австрийская Мона Лиза» и «Золотая Адель».

Nuda Veritas — очередной выпад Климта в адрес консервативного вкуса. Голую правду здесь воплощает голая в прямом смысле рыжая женщина, которая держит зеркало истины. Над картиной — цитата Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».

«Голая правда», 1899 год

Nuda Veritas — очередной выпад Климта в адрес консервативного вкуса. Голую правду здесь воплощает голая в прямом смысле рыжая женщина, которая держит зеркало истины. Над картиной — цитата Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».

«Подруги» — весьма обтекаемое название для картины, изображающей, как считается, лесбийские отношения двух девушек. Несмотря на однополость их любви, фигуры противопоставлены: одна обнажена, другая одета и с покрытой головой. Картина была уничтожена во время пожара в 1945 году.

«Подруги», 1917 год

Картина: Густав Климт

«Подруги» — весьма обтекаемое название для картины, изображающей, как считается, лесбийские отношения двух девушек. Несмотря на однополость их любви, фигуры противопоставлены: одна обнажена, другая одета и с покрытой головой. Картина была уничтожена во время пожара в 1945 году.

Афина Паллада — воплощение правосудия, мудрости и искусства — была символом Венского сецессиона, художественной группы, основателем и президентом которой Климт стал в 1897 году. Считается, что именно с картины «Афина Паллада» художник, сын известного ювелира, начал экспериментировать с золотом.

«Афина Паллада», 1898 год

Афина Паллада — воплощение правосудия, мудрости и искусства — была символом Венского сецессиона, художественной группы, основателем и президентом которой Климт стал в 1897 году. Считается, что именно с картины «Афина Паллада» художник, сын известного ювелира, начал экспериментировать с золотом.

В отношении картин Климта, часто напоминающих иконы из-за обильной позолоты (когда-то в религиозных кругах говорили о кощунственности художника), принято говорить об «ореолах» или «аурах» — световых и цветовых полотнах, окружающих фигуры. Здесь ореол вокруг молодых героинь — ребенка и матери — противопоставлен ореолу пожилой женщины.

«Три возраста женщины», 1905 год

В отношении картин Климта, часто напоминающих иконы из-за обильной позолоты (когда-то в религиозных кругах говорили о кощунственности художника), принято говорить об «ореолах» или «аурах» — световых и цветовых полотнах, окружающих фигуры. Здесь ореол вокруг молодых героинь — ребенка и матери — противопоставлен ореолу пожилой женщины.

Несмотря на целомудренность картины — женщина полностью одета, нет привычного «вызывающего взгляда» — критики видят здесь некую интимность. Героиня задумалась и, кажется, не знает, что за ней наблюдают: и у зрителя создается впечатление, что он подсматривает за девушкой.

«Черная шляпа с пером», 1910 год

Несмотря на целомудренность картины — женщина полностью одета, нет привычного «вызывающего взгляда» — критики видят здесь некую интимность. Героиня задумалась и, кажется, не знает, что за ней наблюдают: и у зрителя создается впечатление, что он подсматривает за девушкой.

«Юдифь I» (полотно под вторым номером было создано в том же 1901 году) — еще одно изображение Адели Блох-Бауэр. Климт исследует разрушительную и опасную силу женской сексуальности, перекладывая библейскую историю молодой вдовы, которая, чтобы спасти свой народ, соблазнила вражеского полководца и отрубила ему голову.

«Юдифь и голова Олоферна», 1901 год

«Юдифь I» (полотно под вторым номером было создано в том же 1901 году) — еще одно изображение Адели Блох-Бауэр. Климт исследует разрушительную и опасную силу женской сексуальности, перекладывая библейскую историю молодой вдовы, которая, чтобы спасти свой народ, соблазнила вражеского полководца и отрубила ему голову.

Серена Ледерер — близкая подруга Климта, под влиянием которой ее муж создал большую коллекцию работ художника: именно он, в частности, приобрел «факультетские» картины, от которых отказался Венский университет. К несчастью, все собрание было национализировано нацистами, которые в 1945 году подожгли дворец Иммерхоф, где оно хранилось. На этой картине — 20-летняя дочь Ледереров.

«Портрет Элизабет Ледерер (баронессы Элизабет Бахофен-Эхт)», 1916 год

Серена Ледерер — близкая подруга Климта, под влиянием которой ее муж создал большую коллекцию работ художника: именно он, в частности, приобрел «факультетские» картины, от которых отказался Венский университет. К несчастью, все собрание было национализировано нацистами, которые в 1945 году подожгли дворец Иммерхоф, где оно хранилось. На этой картине — 20-летняя дочь Ледереров.

Про свою модель Герму Климт говорил, что «ее зад намного прекрасней и интеллигентней, чем лица многих других». Картина, написанная во время беременности Гермы, шесть лет хранилась в частной коллекции за створками — как большинство других работ художника, «Надежду» посчитали пошлой и непристойной.

«Надежда I», 1903 год

Про свою модель Герму Климт говорил, что «ее зад намного прекрасней и интеллигентней, чем лица многих других». Картина, написанная во время беременности Гермы, шесть лет хранилась в частной коллекции за створками — как большинство других работ художника, «Надежду» посчитали пошлой и непристойной.

Искусствоведы находят в самой известной картине Климта много эротических подтекстов: например, считается, что прямоугольники на одежде мужчины — сперматозоиды, а «яйцевидные» узоры на платье женщины символизируют плодовитость.

«Поцелуй», 1908 год

Искусствоведы находят в самой известной картине Климта много эротических подтекстов: например, считается, что прямоугольники на одежде мужчины — сперматозоиды, а «яйцевидные» узоры на платье женщины символизируют плодовитость.

«Портрет Иоганны Штауде» — одна из последних работ Климта. Начатая на рубеже 1917-1918 годов, она так и осталась незавершенной. Модель какое-то время работала у писателя Петера Альтенберга (возможно, по рекомендации художника), который называл ее «современным ангелом».

«Портрет Иоганны Штауде», 1918 год

«Портрет Иоганны Штауде» — одна из последних работ Климта. Начатая на рубеже 1917-1918 годов, она так и осталась незавершенной. Модель какое-то время работала у писателя Петера Альтенберга (возможно, по рекомендации художника), который называл ее «современным ангелом».

«Медицина» — одно из трех полотен, которые были заказаны у Климта Министерством культуры, религии и образования для украшения потолка большого зала Венского университета. Многие восприняли картины как очень вызывающие, причем не только из-за излишней эротичности, но и из-за «невразумительности». Этот фрагмент — единственная часть, которая сохранилась на цветной фотографии. Все три картины были уничтожены во время пожара в 1945 году, от них остались только черно-белые снимки плохого качества.

«Гигиея», фрагмент картины «Медицина», 1901 год

«Медицина» — одно из трех полотен, которые были заказаны у Климта Министерством культуры, религии и образования для украшения потолка большого зала Венского университета. Многие восприняли картины как очень вызывающие, причем не только из-за излишней эротичности, но и из-за «невразумительности». Этот фрагмент — единственная часть, которая сохранилась на цветной фотографии. Все три картины были уничтожены во время пожара в 1945 году, от них остались только черно-белые снимки плохого качества.

Эротизм и смерть — главные темы, которые волновали Климта и которые он противопоставлял. Если в «Надежде I» на фоне черепа и черных пятен оказывается светлое лицо беременной женщины, не замечающей мрака, то здесь темной смерти противопоставлена единая масса обнаженных тел, сливающихся в неге и окруженных яркими узорами.

«Смерть и Жизнь», 1915 год

Эротизм и смерть — главные темы, которые волновали Климта и которые он противопоставлял. Если в «Надежде I» на фоне черепа и черных пятен оказывается светлое лицо беременной женщины, не замечающей мрака, то здесь темной смерти противопоставлена единая масса обнаженных тел, сливающихся в неге и окруженных яркими узорами.

Вторая «Надежда», написанная через пять лет после первой картины, — немного менее провокационная. Несмотря на название (немецкое выражение In guter Hoffnung — «в хорошей надежде», переводится просто как «беременная»), обе работы довольно мрачны: округлившийся живот женщины соседствует с черепом — символом смерти.

«Надежда II», 1908 год

Вторая «Надежда», написанная через пять лет после первой картины, — немного менее провокационная. Несмотря на название (немецкое выражение In guter Hoffnung — «в хорошей надежде», переводится просто как «беременная»), обе работы довольно мрачны: округлившийся живот женщины соседствует с черепом — символом смерти.

«Бетховенский фриз» стал ответом Климта на критику его «факультетских» картин. Работа была создана для «Гезамткунстверк» Венского сецессиона: большого произведения, объединяющего музыку, живопись, скульптуру и архитектуру и посвященного Бетховену. Вдохновением для цикла Климта, который был представлен в нескольких залах выставки сецессиона вместе со скульптурой Бетховена работы Макса Клингера, стала вагнеровская интерпретация Девятой симфонии.

«Враждебные силы» из цикла «Бетховенский фриз», 1902 год

«Бетховенский фриз» стал ответом Климта на критику его «факультетских» картин. Работа была создана для «Гезамткунстверк» Венского сецессиона: большого произведения, объединяющего музыку, живопись, скульптуру и архитектуру и посвященного Бетховену. Вдохновением для цикла Климта, который был представлен в нескольких залах выставки сецессиона вместе со скульптурой Бетховена работы Макса Клингера, стала вагнеровская интерпретация Девятой симфонии.

В центре картины — спящая девушка, окруженная шестью обнаженными женщинами. Климт в своих работах часто сознательно отказывается от реалистичности в пользу символичности — считается, что это своеобразный ответ на популярность фотографии, которая лишила художников задачи реалистичного изображения объектов.

«Девы», 1913 год

В центре картины — спящая девушка, окруженная шестью обнаженными женщинами. Климт в своих работах часто сознательно отказывается от реалистичности в пользу символичности — считается, что это своеобразный ответ на популярность фотографии, которая лишила художников задачи реалистичного изображения объектов.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.