Так случилось, что север и северо-запад России Сергей Михайлович Прокудин-Горский снимал дважды: в 1909 году, во время своей первой официальной экспедиции, и в самую последнюю экспедицию — в 1916-м. После знакомства с выдающимся фотографом в мае 1909 года Николай II поручил Прокудину-Горскому запечатлеть различные стороны жизни Российской империи, для чего выделил специально оборудованный железнодорожный вагон, небольшой пароход с командой и моторную лодку, способную идти по мелководью, а также пропуск, обеспечивавший мастеру доступ во все уголки империи. При этом местная администрация должна была оказывать фотографу всяческое содействие в проведении съемок. В своих экспедициях Прокудин-Горский также выполнял поручения министерства путей сообщения.
Для первой экспедиции Николай II наметил фотографу провести съемку всего Мариинского водного пути (Волго-Балт), что Прокудин-Горский и совершил летом 1909-го. Основной целью экспедиции 1916 года стала железная дорога из Петрограда в Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск) и ее окрестности.
«Лента.ру» и издательство «Красивая книга» продолжают знакомить читателей с работами выдающегося русского фотографа С.М. Прокудина-Горского. В этой галерее представлены цветные фотографии, сделанные мастером во время экспедиций 1909 и 1916 годов в северные и северо-западные районы Российской империи.