Озолотить Билла Умер создатель культовых киноплакатов XX века

15 фото

20 мая в Коннектикуте ушел из жизни художник и дизайнер Билл Голд, славу которому принесла, прежде всего, работа в киноиндустрии. Голду было 97 — и по его карьере легко можно изучать историю кино ХХ века. Что общего, казалось бы, может быть у таких разных фильмов, как «Трамвай "Желание"» и «Чужой», «Касабланка» и «Барбарелла», «Марафонец» и «Космические ковбои»? Постеры каждого из них — как и еще тысячи фильмов — придумал и создал Билл Голд. Лучшие работы классика плакатного жанра — в галерее «Ленты.ру».

Голд рассказывал, что ни один другой режиссер не вмешивался в его работу так, как Стэнли Кубрик, — тот хотел быть в курсе каждого решения, принимаемого дизайнером, и должен был быть уверен, что его вклад в работу также учитывается. Кубрик отверг первый вариант дизайна постера — в котором Алекс из «Заводного апельсина» представал жертвой науки — и настоял на плакате, лучше подчеркивающем брутальность его фильма.

«Заводной апельсин» (1971)

Изображение: фильм «Заводной апельсин»

Голд рассказывал, что ни один другой режиссер не вмешивался в его работу так, как Стэнли Кубрик, — тот хотел быть в курсе каждого решения, принимаемого дизайнером, и должен был быть уверен, что его вклад в работу также учитывается. Кубрик отверг первый вариант дизайна постера — в котором Алекс из «Заводного апельсина» представал жертвой науки — и настоял на плакате, лучше подчеркивающем брутальность его фильма.

Голд работал над плакатами нескольких фильмов Бондианы — и, пожалуй, в процессе отменил несколько профессиональных табу: так, большой скандал вызвал его постер к «Только для твоих глаз» (с раздвинутыми ногами девушки в бикини, из-под которых выглядывал Коннери-Бонд). Недалеко ушел и постер к «Никогда не говори никогда», также подчеркивающий талант агента 007 по части соблазнения.

«Никогда не говори никогда» (1983)

Изображение: фильм «Никогда не говори никогда»

Голд работал над плакатами нескольких фильмов Бондианы — и, пожалуй, в процессе отменил несколько профессиональных табу: так, большой скандал вызвал его постер к «Только для твоих глаз» (с раздвинутыми ногами девушки в бикини, из-под которых выглядывал Коннери-Бонд). Недалеко ушел и постер к «Никогда не говори никогда», также подчеркивающий талант агента 007 по части соблазнения.

«Моей целью всегда было продать публике фильм, убедить аудиторию посмотреть его — с помощью эффектных, запоминающихся изображений и шрифта. Провоцировать интерес к истории, рассказывающейся в кино, вот что я всегда умел лучше всего», — рассказывал Голд о своей работе в интервью Американскому киноинституту.

«Чужой» (1979)

Изображение: фильм «Чужой»

«Моей целью всегда было продать публике фильм, убедить аудиторию посмотреть его — с помощью эффектных, запоминающихся изображений и шрифта. Провоцировать интерес к истории, рассказывающейся в кино, вот что я всегда умел лучше всего», — рассказывал Голд о своей работе в интервью Американскому киноинституту.

Возможно, самая эффектная работа Голда могла и не увидеть свет: на американском плакате фильма Джона Бурмена фигурировали только река и торчащие из нее руки, которые держали ружье. Но для зарубежного проката продюсеры хотели нечто более динамичное — и Голд создал сюрреалистический, мгновенно напоминающий «Андалузского пса» образ.

«Избавление» (1972)

Изображение: фильм «Избавление»

Возможно, самая эффектная работа Голда могла и не увидеть свет: на американском плакате фильма Джона Бурмена фигурировали только река и торчащие из нее руки, которые держали ружье. Но для зарубежного проката продюсеры хотели нечто более динамичное — и Голд создал сюрреалистический, мгновенно напоминающий «Андалузского пса» образ.

По словам Билла Голда, Уоррен Битти, сыгравший в «Бонни и Клайде» главную роль, принимал самое активное участие и в работе над маркетинговыми материалами фильма — Битти считал картину Артура Пенна тем проектом, который выведет его карьеру на новый уровень. Так и получилось — а за культовый тэглайн «Они молоды... влюблены... и убивают людей» ответственен Дик Ледерер из Warner Bros.

«Бонни и Клайд» (1967)

Изображение: фильм «Бонни и Клайд»

По словам Билла Голда, Уоррен Битти, сыгравший в «Бонни и Клайде» главную роль, принимал самое активное участие и в работе над маркетинговыми материалами фильма — Битти считал картину Артура Пенна тем проектом, который выведет его карьеру на новый уровень. Так и получилось — а за культовый тэглайн «Они молоды... влюблены... и убивают людей» ответственен Дик Ледерер из Warner Bros.

«Я на инстинктивном уровне понимаю, как должен выглядеть плакат. Если же пытаться определить мой стиль, то, думаю, его охарактеризовывает фраза "лучше меньше, да лучше". Я не люблю перенасыщенных, нагроможденных деталями постеров. Чисто, просто и по делу — вот мой принцип. Наверное, можно назвать моими фирменными цветами черный, красный, серый и белый», — рассказывал о своей работе Голд.

«Смертельная ловушка» (1982)

Изображение: фильм «Смертельная ловушка»

«Я на инстинктивном уровне понимаю, как должен выглядеть плакат. Если же пытаться определить мой стиль, то, думаю, его охарактеризовывает фраза "лучше меньше, да лучше". Я не люблю перенасыщенных, нагроможденных деталями постеров. Чисто, просто и по делу — вот мой принцип. Наверное, можно назвать моими фирменными цветами черный, красный, серый и белый», — рассказывал о своей работе Голд.

Голд называл «Волосы» одним из самых интересных проектов, над которыми он работал (в силу актуальности и привлекательности эстетики «лета любви»), — и сокрушался, что в итоге студия одобрила только его вариант международного постера картины. Он также рассказывал, что в работе экспериментировал с разными шрифтами — например, выкладывал название фильма хиппи-бижутерией. Предпочтен в итоге был вариант с солнечными лучами, буквально просвечивающими через слово «Волосы».

«Волосы» (1979)

Изображение: фильм «Волосы»

Голд называл «Волосы» одним из самых интересных проектов, над которыми он работал (в силу актуальности и привлекательности эстетики «лета любви»), — и сокрушался, что в итоге студия одобрила только его вариант международного постера картины. Он также рассказывал, что в работе экспериментировал с разными шрифтами — например, выкладывал название фильма хиппи-бижутерией. Предпочтен в итоге был вариант с солнечными лучами, буквально просвечивающими через слово «Волосы».

Голд называл постер к фильму Майка Николса одной из любимых своих работ — тем парадоксальнее, что продюсеры в итоге испугались использовать этот вариант. Они сочли изображение с самолетиком, смытым в унитаз, армейским шрифтом и теглайном «Первый фильм, который ставит войну на место» хотя и идеально отражающими содержание картины и книги-первоисточника, но слишком умными для широкой публики.

«Уловка-22» (1970)

Изображение: фильм «Уловка-22»

Голд называл постер к фильму Майка Николса одной из любимых своих работ — тем парадоксальнее, что продюсеры в итоге испугались использовать этот вариант. Они сочли изображение с самолетиком, смытым в унитаз, армейским шрифтом и теглайном «Первый фильм, который ставит войну на место» хотя и идеально отражающими содержание картины и книги-первоисточника, но слишком умными для широкой публики.

«Когда я только начинал работать в этой профессии, то изучал все плакаты к фильмам студий MGM и Paramount. Мне не нравилось ничего из того, что они делали. Меня всегда раздражала их привычка изобразить на плакате лица трех главных артистов — на чем концептуальность и исчерпывалась. Я не хотел рисовать актерские лица, я всегда хотел рассказать историю», — описывал Голд принципы своей работы.

«Хладнокровный Люк» (1967)

Изображение: фильм «Хладнокровный Люк»

«Когда я только начинал работать в этой профессии, то изучал все плакаты к фильмам студий MGM и Paramount. Мне не нравилось ничего из того, что они делали. Меня всегда раздражала их привычка изобразить на плакате лица трех главных артистов — на чем концептуальность и исчерпывалась. Я не хотел рисовать актерские лица, я всегда хотел рассказать историю», — описывал Голд принципы своей работы.

Ни с одним режиссером Голд не работал так часто, как с Клинтом Иствудом — он даже признавался, что за десятилетия сотрудничества успел по-настоящему подружиться со звездой. Именно Иствуд в 1994-м вручал Голду награду за вклад в кинематограф, присужденную журналом The Hollywood Reporter. «Он лучший в своем деле», — произнес на церемонии Клинт.

«Грязный Гарри» (1971)

Изображение: фильм «Грязный Гарри»

Ни с одним режиссером Голд не работал так часто, как с Клинтом Иствудом — он даже признавался, что за десятилетия сотрудничества успел по-настоящему подружиться со звездой. Именно Иствуд в 1994-м вручал Голду награду за вклад в кинематограф, присужденную журналом The Hollywood Reporter. «Он лучший в своем деле», — произнес на церемонии Клинт.

Возможно, лучший образец совместной работы Билла Голда и Клинта Иствуда — постер к «Непрощенному». Чтобы создать его, Голд максимально эффективно использовал имевшиеся в его наличии средства: револьвер был взят из одного кадра, руки — из другого, лицо Иствуда в пол-оборота — из третьего. Заметить этот синтетический характер изображения почти невозможно — неудивительно, что плакат принес Голду почти все главные профессиональные награды.

«Непрощенный» (1992)

Изображение: фильм «Непрощенный»

Возможно, лучший образец совместной работы Билла Голда и Клинта Иствуда — постер к «Непрощенному». Чтобы создать его, Голд максимально эффективно использовал имевшиеся в его наличии средства: револьвер был взят из одного кадра, руки — из другого, лицо Иствуда в пол-оборота — из третьего. Заметить этот синтетический характер изображения почти невозможно — неудивительно, что плакат принес Голду почти все главные профессиональные награды.

Постер «Касабланки» был первым в более чем полувековой карьере Билла Голда: он сразу определился с концептом (коллаж из лиц всех основных персонажей, большая часть которых утоплена в дымке, напоминающей туман из финальной, разворачивающейся в аэропорту сцены фильма). Заказчик одобрил постер, но попросил добавить динамики — так в руке Богарта появился пистолет, который Голд взял из кадра с участием актера в картине «Высокая Сьерра».

«Касабланка» (1942)

Изображение: фильм «Касабланка»

Постер «Касабланки» был первым в более чем полувековой карьере Билла Голда: он сразу определился с концептом (коллаж из лиц всех основных персонажей, большая часть которых утоплена в дымке, напоминающей туман из финальной, разворачивающейся в аэропорту сцены фильма). Заказчик одобрил постер, но попросил добавить динамики — так в руке Богарта появился пистолет, который Голд взял из кадра с участием актера в картине «Высокая Сьерра».

Голд называл себя большим фанатом мюзикла, который лег в основу «Моей прекрасной леди» Джорджа Кьюкора, — признавался, что смотрел его сценическую версию несколько раз и знал либретто более-менее наизусть. Финальный постер получился из комбинации нескольких карандашных рисунков, которые только затем были окрашены пронзительным розовым цветом. Сам Голд же разработал и использованный на плакате шрифт — который настолько точно передавал дух фильма, что ассоциируется с ним почти неразрывно.

«Моя прекрасная леди» (1964)

Изображение: фильм «Моя прекрасная леди»

Голд называл себя большим фанатом мюзикла, который лег в основу «Моей прекрасной леди» Джорджа Кьюкора, — признавался, что смотрел его сценическую версию несколько раз и знал либретто более-менее наизусть. Финальный постер получился из комбинации нескольких карандашных рисунков, которые только затем были окрашены пронзительным розовым цветом. Сам Голд же разработал и использованный на плакате шрифт — который настолько точно передавал дух фильма, что ассоциируется с ним почти неразрывно.

Свой выбор кадра из фильма для плаката «Изгоняющего дьявола» Голд объяснял Американскому киноинституту следующим образом: «Этот кадр — с отцом Меррином, с одним чемоданчиком в руке прибывающим в Джорджтаун для обряда экзорцизма, — мгновенно задевал во мне какие-то струны. Одного этого снимка хватало, чтобы сообразить: ничего хорошего ему ждать не стоит! Я затемнил большую часть деталей, присутствовавших в оригинальном кадре, превратив его в произведение дизайна, а не кино. Стоило мне предложить этот вариант продюсерам, как никаких других они уже не хотели рассматривать».

«Изгоняющий дьявола» (1973)

Изображение: фильм «Изгоняющий дьявола»

Свой выбор кадра из фильма для плаката «Изгоняющего дьявола» Голд объяснял Американскому киноинституту следующим образом: «Этот кадр — с отцом Меррином, с одним чемоданчиком в руке прибывающим в Джорджтаун для обряда экзорцизма, — мгновенно задевал во мне какие-то струны. Одного этого снимка хватало, чтобы сообразить: ничего хорошего ему ждать не стоит! Я затемнил большую часть деталей, присутствовавших в оригинальном кадре, превратив его в произведение дизайна, а не кино. Стоило мне предложить этот вариант продюсерам, как никаких других они уже не хотели рассматривать».

«Меня самого поражает разнообразие стилей и подходов, которые я использовал за годы своей карьеры. Кажется маловероятным, что один и тот же художник будет ответственен за вполне конвенциональное разукрашивание Джеймса Кэгни патриотическими цветами на плакате "Янки Дудл Денди", розовый коллаж "Моей прекрасной леди", разноцветные хиппи-образы "Вудстока" и сумрачные отражения на постере "Таинственной реки". Тем не менее мне это удалось», — подводил Голд итоги своей карьеры несколько лет назад.

«Янки Дудл Денди» (1942)

Изображение: фильм «Янки Дудл Денди»

«Меня самого поражает разнообразие стилей и подходов, которые я использовал за годы своей карьеры. Кажется маловероятным, что один и тот же художник будет ответственен за вполне конвенциональное разукрашивание Джеймса Кэгни патриотическими цветами на плакате "Янки Дудл Денди", розовый коллаж "Моей прекрасной леди", разноцветные хиппи-образы "Вудстока" и сумрачные отражения на постере "Таинственной реки". Тем не менее мне это удалось», — подводил Голд итоги своей карьеры несколько лет назад.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше