Монстры из прошлого Самые странные здания Украины и Крыма

16 фото

Здания, построенные на просторах бывшего СССР в стиле модернизм, все еще не воспринимаются массами как архитектурное наследие. Мы чаще думаем об этих объектах как о странных, не слишком эстетичных — а то и просто уродливых и откровенно страшных.

Свою роль тут сыграло и то, что многие модернистские постройки десятилетиями стоят в запустении. В результате они выглядят как декорации к фильмам-антиутопиям, если не хоррорам. Кажется, если бы «Очень странные дела» снимались на постсоветском пространстве, идеальные декорации можно уже не искать. Сейчас модернизм постепенно вновь входит в моду — правда, больше на уровне фотоподборок.

Киевский архитектор Алексей Быков убежден, что ценность модернистского наследия не уступает памятникам XVIII-XIX веков, и призывает восстанавливать или хотя бы консервировать объекты. Его снимки доказывают — эти здания прекрасны даже в своем запустении.

Алексей заинтересовался архитектурным модернизмом еще во время своей учебы в Киеве. Несмотря на то что сами образцы стиля были перед глазами, их практически не изучали.

Хмельницкий региональный литературно-мемориальный музей Н.Островского, 1979

Фото: Алексей Быков

Алексей заинтересовался архитектурным модернизмом еще во время своей учебы в Киеве. Несмотря на то что сами образцы стиля были перед глазами, их практически не изучали.

Увлечение модернизмом выглядело необычно — здания казались никому не нужными и не интересными. Впрочем, такая ситуация сохраняется и сейчас.

Гостиница «Салют», Киев, 1974-1984

Фото: Алексей Быков

Увлечение модернизмом выглядело необычно — здания казались никому не нужными и не интересными. Впрочем, такая ситуация сохраняется и сейчас.

С годами увлечение  Алексея модернизмом не прошло. Сейчас у него выходит книга «Soviet Modernism. Brutalism. Postmodernism. Buildings and Structures in Ukraine 1955-1991», которую Алексей Быков подготовил в соавторстве с Евгенией Губкиной (книга выпущена в издательстве «Основы» — прим. «Ленты.ру»).

Каневская ГЭС, 1972

Фото: Алексей Быков

С годами увлечение Алексея модернизмом не прошло. Сейчас у него выходит книга «Soviet Modernism. Brutalism. Postmodernism. Buildings and Structures in Ukraine 1955-1991», которую Алексей Быков подготовил в соавторстве с Евгенией Губкиной (книга выпущена в издательстве «Основы» — прим. «Ленты.ру»).

Собирая материал для книги, Алексей год ездил по стране, проникая в здания и снимая не только их фасады, но и интерьеры.

Днепрогэс, Запорожье, 1974-1981

Фото: Алексей Быков

Собирая материал для книги, Алексей год ездил по стране, проникая в здания и снимая не только их фасады, но и интерьеры.

По его словам, интерьеры модернистских зданий часто поражают своей сохранностью и проработанностью деталей.

Херсонская областная универсальная научная библиотека им. О.Гончара,1987

Фото: Алексей Быков

По его словам, интерьеры модернистских зданий часто поражают своей сохранностью и проработанностью деталей.

Детали интерьеров модернистских зданий не уступают по уникальности самим зданиям, считает архитектор.

Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н.Лысенко, 1970-1991

Фото: Алексей Быков

Детали интерьеров модернистских зданий не уступают по уникальности самим зданиям, считает архитектор.

Чтобы отснять первые здания со всех ракурсов, Алексею приходилось забираться на их крыши. Позже добавилась и съемка с дрона.

Мемориально-обрядовый комплекс «Парк Памяти», Киев, 1968-1981

Фото: Алексей Быков

Чтобы отснять первые здания со всех ракурсов, Алексею приходилось забираться на их крыши. Позже добавилась и съемка с дрона.

На территорию, а тем более — внутрь некоторых зданий проникнуть было не так просто, рассказывает Алексей. Если объект не стоит заброшенным, сотрудники обычно настороженно относятся к человеку, который ведет съемку.

Санаторий «Зори России» (ранее «Зори Украины»), Симеиз, Крым, 1986

Фото: Алексей Быков

На территорию, а тем более — внутрь некоторых зданий проникнуть было не так просто, рассказывает Алексей. Если объект не стоит заброшенным, сотрудники обычно настороженно относятся к человеку, который ведет съемку.

По словам архитектора, его принимали и за шпиона, и за сотрудника строительной компании, который делает съемку, потому что здание решили сносить.

Санаторий «Зори России», Симеиз, Крым, 1986

Фото: Алексей Быков

По словам архитектора, его принимали и за шпиона, и за сотрудника строительной компании, который делает съемку, потому что здание решили сносить.

Часто помогало самое простое объяснение — «хочу сфотографировать советскую архитектуру», говорит Быков.

Санаторий «Зори России», Симеиз, Крым, 1986

Фото: Алексей Быков

Часто помогало самое простое объяснение — «хочу сфотографировать советскую архитектуру», говорит Быков.

Еще один вариант — пройти напрямую к директору организации, которая сейчас занимает здание, и попросить разрешение на съемку.

Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н.Лысенко, 1970-1991

Фото: Алексей Быков

Еще один вариант — пройти напрямую к директору организации, которая сейчас занимает здание, и попросить разрешение на съемку.

Обычно разрешение давали — впрочем, некоторые особо бдительные сотрудники не удовлетворялись такой бумагой и требовали предъявить официальный запрос.

Летние зонтики в Ялте

Фото: Алексей Быков

Обычно разрешение давали — впрочем, некоторые особо бдительные сотрудники не удовлетворялись такой бумагой и требовали предъявить официальный запрос.

А иногда приходилось снимать и по старинке — проскользнув мимо бдительного вахтера.

Дворец детей и молодежи, Львов, 1984

Фото: Алексей Быков

А иногда приходилось снимать и по старинке — проскользнув мимо бдительного вахтера.

Снимки, сделанные в период подготовки книги и уже после сдачи в печать, Алексей Быков публикует на своем сайте, в блоге и в Instagram. Архитектор рассчитывает привлечь к проблеме сохранности наследия советского модернизма максимум внимания.

Универсальный мебельный магазин «Дом мебели», Киев, 1971

Фото: Алексей Быков

Снимки, сделанные в период подготовки книги и уже после сдачи в печать, Алексей Быков публикует на своем сайте, в блоге и в Instagram. Архитектор рассчитывает привлечь к проблеме сохранности наследия советского модернизма максимум внимания.

Сохранность этих объектов мало кого волнует, сетует архитектор: многим зданиям не более полувека, но они или разрушаются, или отреставрированы грубо, без учета первоначального замысла авторов проекта.

Крытый рынок, Ялта, 1980-е

Фото: Алексей Быков

Сохранность этих объектов мало кого волнует, сетует архитектор: многим зданиям не более полувека, но они или разрушаются, или отреставрированы грубо, без учета первоначального замысла авторов проекта.

Вместе с тем, убежден Быков, здания модернистской архитектуры так же ценны, как и памятники, построенные в XVIII-XIX веках.

Крытый рынок, Ивано-Франковск, 1989

Фото: Алексей Быков

Вместе с тем, убежден Быков, здания модернистской архитектуры так же ценны, как и памятники, построенные в XVIII-XIX веках.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.