В Кельне в Gallery Bene Taschen проходит выставка «Городское метро» афроамериканского фотографа Жамеля Шабазза. В экспозицию вошли несколько десятков снимков, показывающих обратную сторону «Большого яблока» глазами обитателей Бруклина и Гарлема. Шабазз внимательно документировал жизнь черных ньюйоркцев, фотографируя их в местной подземке. Нью-йоркское метро в объективе фотографа стало проводником между разными районами города, срезом моды, привычек и увлечений афроамериканцев. Социология Шабазза — в галерее «Ленты.ру».

Жамель Шабазз. Без названия. Восточный Гарлем, Нью-Йорк,1980
Фото: Jamel Shabazz
Работу над серией о пассажирах нью-йоркского метро Шабазз, уроженец Бруклина, начал в ранних 1980-х. Подземка «Большого яблока» — единственное место в городе, где, как в одном котле, смешались разные национальности, социальные статусы и культуры.

Жамель Шабазз. «Улетная девчонка». Нью-Йорк, 2002
Фото: Jamel Shabazz
В фотографиях Шабазза запечатлена история Нью-Йорка на протяжении нескольких десятилетий. По его снимкам можно проследить, как менялись мода и настроения местных жителей.

Жамель Шабазз. «Обратно в свет». Краун-Хайтс, Бруклин, 1982
Фото: Jamel Shabazz
В 1980-х Шабаззу удалось ухватить витавшую в городе атмосферу кризиса, вызванную распространением крэка и ростом наркопреступности.

Жамель Шабазз. «Час пик». Нью-Йорк, 1988
Фото: Jamel Shabazz
«Час пик» — одна из наиболее известных фотографий Шабазза, передающая его узнаваемый стиль и эстетику.

Жамель Шабазз. «Трио». Нью-Йорк, 1980
Фото: Jamel Shabazz
Часто героями снимков Шабазза становится молодежь: подростки не боятся фотографа, принимая его за своего, и позируют ему, подчеркивая уверенность в себе характерными жестами.

Жамель Шабазз. «Папочкины малышки». Краун-Хайтс, Бруклин, 1980
Фото: Jamel Shabazz
Фотограф завоевывает доверие объектов съемки, вступая с ними в диалог. Расспрашивая своих героев о мечтах и надеждах, Шабазз вытаскивает на поверхность их искренние эмоции, которые увековечивает в своих снимках.

Жамель Шабазз. «Черное и коричневое». Бруклин, Нью-Йорк, 1983
Фото: Jamel Shabazz
Как итог — фотографии Шабазза источают жизнь и любовь, поражая своей энергией и духом спонтанности.

Жамель Шабазз. «На стиле». Ист Флэтбуш, Бруклин, 1982
Фото: Jamel Shabazz
Снимки, сделанные Шабаззом в 1980-х, получились по-настоящему вневременными и аутентичными: фотограф запечатлел жизнь социальной группы изнутри, сам при этом будучи ее частью.

Жамель Шабазз. «Близнец №1 и близнец №2». Бруклин, Нью-Йорк, 1980
Фото: Jamel Shabazz
Исследователи отмечают, что фотографии Шабазза стали предшественниками современных селфи в том смысле, что тоже были инструментом самовыражения и самоопределения для героев фотографа.

Жамель Шабазз. «Момент паузы». Нью-Йорк, 1980
Фото: Jamel Shabazz
В 2016-м году Жамель Шабазз снялся в камео в телесериале «Люк Кейдж»: фотограф появился в одной из сцен-флешбэков и встретился с уличным бандитом по имени Поп. Шабазз попросил его попозировать для фотографии — и, по сюжету, Поп сохранил этот снимок и носил его с собой.

Жамель Шабазз. Breezy Boy Breakers. Мидтаун, Манхэттен, 2011
Фото: Jamel Shabazz
Одна из фотографий Шабазза легла в основу обложки альбома Undun американской хип-хоп-группы The Roots.

Жамель Шабазз. «Леди из церкви». Гарлем, Нью-Йорк, 1997
Фото: Jamel Shabazz
По словам Шабазза, его главная цель — внести свой вклад в сохранение мировой истории и культуры. Сейчас он работает над очередным проектом, фотокнигой, получившей название «Книга жизни».