Жан-Даниэль Лорье, наряду с Хельмутом Ньютоном и Ги Бурденом, считается одним из классиков модной фотографии второй половины прошлого века — при этом он жив, здравствует и лично представляет свои работы. Юный Лорье рос в Мужене, где его мать дружила с музой Пикассо Дорой Маар, а сам великий художник запросто прогуливался по соседней улице. Жан-Даниэль не принадлежит к славной когорте самоучек: он получил серьезное художественное образование в французской Национальной высшей школе искусств и ремесел, а позже отправился фотографом на алжирскую войну, где приобрел бесценный опыт репортажной съемки.
Дальнейшая творческая жизнь мэтра была куда более приятной и безопасной: он снимал фотосессии для американского Vogue, L'Officiel, итальянского издания Ragazza Pop и других модных журналов, рекламные кампании Dior, Céline, Cartier, Mauboussin, Lanvin и многих других. Стремясь найти достойное обрамление для очень красивых женщин (среди его моделей — Клаудия Шиффер и Карла Бруни) и очень дорогих вещей, он объездил все райские острова и самые прекрасные пляжи планеты: от Миконоса до Маврикия, от Ки-Уэста до Джербы.
Кроме модной съемки, Лорье снимал знаменитостей: ему удавалось не только раскрывать характер портретируемых, но делать их привлекательнее. Мэтру позировали певица Мария Каллас, кинозвезда Одри Хэпберн, князь Монако Альбер и даже Жак Ширак: фотограф снимал его для предвыборной кампании в 1988 году. У Жана-Даниэля Лорье совершенно безошибочно узнаваемый почерк: он не боится цвета и контрастов и умудряется сделать соблазнительными вполне целомудренные сцены и ракурсы. Выставка знаменитого фотографа 4 апреля открывается в Москве, в Центре фотографии имени братьев Люмьер, и «Лента.ру» знакомит потенциальных зрителей с самыми интересными, провокационными и яркими экспонатами.

Триффи для V de V, остров Мералда (1985)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
Модель Триффи (Triffie) была популярна в 1980-е: это не единственный снимок, где она позирует Лорье. По современным меркам ее сочли бы слишком атлетичной — но как иначе она могла бы поднять двух здоровенных рыбин?

Триффи для V de V, остров Ки-Уэст (1986)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
Годом позже после «рыбной ловли» Лорье снимал Триффи на Ки-Уэсте. Налицо все приметы красивой жизни в штате Флорида: синее небо, растрепанные пальмы, ярко-желтое, как американский дорожный знак, полотенце и атлетичная блондинка в белом купальнике.

Люсьен Пелла Фине, Санни фон Фюрстенберг и Джимми Смит. Каникулы. Остров Джерба (1980)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
Любимец Пьера Кардена и Джорджио Армани, манекенщик Люсьен Пелла Фине вырос на Лазурном берегу, прославился на парижских подиумах, а в середине 1990-х сам стал дизайнером и даже относительно преуспел. Но на снимке он еще молодой плейбой — наслаждается средиземноморским солнцем на тунисском острове Джерба с двумя такими же прожигателями жизни.

Клаудия Шиффер (1987)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
Среди первых «звездных» кадров вечно молодой немецкой супермодели Клаудии Шиффер были серии, снятые Жаном-Даниэлем Лорье. Он чутко уловил «нимфеточную» сущность юной немки: на фото ей уже 17 лет, а выглядит она, с мягкой игрушкой в руках и обманчиво-невинно обнаженным плечиком, как настоящая Лолита.

Туфли Dior, Тунис (1980)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
Считается, что съемка вещей без модели не так привлекает внимание, как съемка с моделью. При этом считается, что модель на снимке отвлекает внимание от вещей. Лорье удалось найти компромисс: модель на фото, несомненно, присутствует — но в центре внимания все же туфли.

Модный дом Azzedine Alaïa. Съемка для журнала L'Officiel, Париж (2011)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
Казалось бы, нет ничего банальнее, чем фото на фоне Эйфелевой башни. Но если за дело берется суперпрофессионал, то ему «подыгрывает» не только модель в вечернем платье и ботильонах на шпильке, но и брутальные металлические конструкции, на которых она восседает, и угрожающе сгустившиеся грозовые облака. Вместо глянцевой картинки возникает настоящая драма.

Катерина в Christian Dior, Vogue France, остров Маврикий (1996)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
Дом Christian Dior — один из символов люкса, и так было всегда: и при самом Диоре, и при его преемниках. На белом песке пляжа на Маврикии Жан-Даниэль Лорье продемонстрировал свою пикантную люксовую версию строгой черно-белой классики.

Ева Джей для журнала Above Magazine. «Отражение». Париж (2008)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
Ева Джей Кубатова — чешская модель, представительница «восточноевропейской волны» манекенщиц. Лорье заставил экстравагантную блондинку в соблазнительных чулках принять максимально раскованную позу, напоминающую позы танцовщиц легендарных парижских кабаре. Отражающийся в зеркале мужчина с максимально невозмутимым выражением лица — словно персонаж «Постороннего» Камю.

Dior Rouge. Ройал Палм, Маврикий (2009)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
В рекламной кампании губной помады все внимание, естественно, приковано к губам. Чтобы ничего не отвлекало от главного, можно надеть на модель очки и шапочку для плавания. В пандан алой помаде — красный карп из папье-маше.

Съемка для американского Vogue, остров Миконос (1975)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
Греческий остров с его древними белыми церквами и ветряными мельницами был символом красивой жизни и любимым курортом европейской богемы еще полвека назад. Модель в роскошном золотистом купальнике на золотистом песке в золотых лучах солнца — что может послужить лучшей рекламой Миконоса для богатых американок?

Триффи для V de V, остров Денис, Сейшельские острова (1982)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
Еще одна островная съемка Триффи — на сей раз на частном сейшельском пляже на острове Денис. Несмотря на относительно спокойную позу модели и ее довольно целомудренное монокини, в кадре есть страсть и динамика — благодаря ярко-красному цвету купальника и мотоцикла, на котором возлежит Триффи.

Ольга в шляпе Pierre Cardin. Обложка журнала Ragazza Pop. Рим (1972)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
Любая вещь в стиле оп-артовского минимализма, который истово исповедовали в 1960-е годы все тогдашние ведущие модельеры, во главе с Андре Куррежем, Пьером Карденом и Юбером де Живанши, сама по себе арт-объект. Но Лорье не останавливается на игре с формой и цветом. Он заставил модель не только обнажить соблазнительные плечи, но и шаловливо провести языком по губам — и эффект достигнут: просто удачный кадр стал хрестоматийным.

Съемка Iris Van Herpen для журнала L'Officiel, Париж (2011)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
В этой композции нельзя не отметить не только профессионализм фотографа, но и остроумие стилиста: изысканные изгибы тела собаки перекликаются со столь же прихотливым абрисом экстравагантных ботильонов модели.

«Сердце Туниса», остров Джерба (1995)
Фото: Jean-Daniel Lorieux
Даже снимая полуобнаженную женщину на фоне лазурного моря и южного неба, Лорье-художник не забывает о композиции и колористике. В этой бело-голубой зарисовке легко считывается что-то от Малевича и его последователей.