Сделайте нам красиво Как жители российской глубинки объявили войну серости

15 фото

В 1955 году в СССР приняли печально известное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». С тех пор в Союзе, а затем и в России правила бал функциональная типовая архитектура. Бетонные «коробки», все оттенки серого, полное отсутствие индивидуальности — люди не могли долго мириться с жизнью в этой словно тщательно стерилизованной среде и начали украдкой «очеловечивать» пространство. Талантливый уральский фотограф Федор Телков запечатлел их трогательные старания.

Федор родился в Нижнем Тагиле, окончил художественно-графический факультет Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Живет и работает в Екатеринбурге.На фото — двор в городе Березовском Свердловской области. Из настоящего здесь только пожухшая листва и любовь людей к месту, в котором они живут, — пусть и выраженная довольно нелепым образом.

Двор жилого дома, Березовский

Фото: Федор Телков

Федор родился в Нижнем Тагиле, окончил художественно-графический факультет Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Живет и работает в Екатеринбурге.

На фото — двор в городе Березовском Свердловской области. Из настоящего здесь только пожухшая листва и любовь людей к месту, в котором они живут, — пусть и выраженная довольно нелепым образом.

Березовский, кстати, примечателен тем, что именно он считается родиной советского панельного домостроения. Пресловутая «панель», которой на протяжении десятилетий застраивали (и продолжают застраивать) российские города, появилась именно здесь. В 1945 году на территории местного завода строительных конструкций собрали первый в СССР крупнопанельный дом.Жители города отчаянно стремятся к прекрасному, не словом, а делом доказывая, что заборы существует не только для того, чтобы писать на них плохие слова.

Двор жилого дома, Березовский

Фото: Федор Телков

Березовский, кстати, примечателен тем, что именно он считается родиной советского панельного домостроения. Пресловутая «панель», которой на протяжении десятилетий застраивали (и продолжают застраивать) российские города, появилась именно здесь. В 1945 году на территории местного завода строительных конструкций собрали первый в СССР крупнопанельный дом.

Жители города отчаянно стремятся к прекрасному, не словом, а делом доказывая, что заборы существует не только для того, чтобы писать на них плохие слова.

Работники крупных уральских производств большинству россиян видятся суровыми мужчинами с перепачканными чем-то черным руками. Возможно, они действительно такие, но в цеху завода «Уралмаш» — одного из крупнейших машиностроительных предприятий в России — нашлось место этому незатейливому изображению. Сразу стало как-то светлее.«Я работал на Белоярской АЭС и исследовал то, как люди стараются "одомашнить" свое рабочее пространство. Там, среди сплетений труб, вдруг появлялись целые ботанические сады, организованные сотрудниками, а на станках — сердечки и портреты», — рассказывает Федор Телков.

Цех «Уралмашзавода», Екатеринбург

Фото: Федор Телков

Работники крупных уральских производств большинству россиян видятся суровыми мужчинами с перепачканными чем-то черным руками. Возможно, они действительно такие, но в цеху завода «Уралмаш» — одного из крупнейших машиностроительных предприятий в России — нашлось место этому незатейливому изображению. Сразу стало как-то светлее.

«Я работал на Белоярской АЭС и исследовал то, как люди стараются "одомашнить" свое рабочее пространство. Там, среди сплетений труб, вдруг появлялись целые ботанические сады, организованные сотрудниками, а на станках — сердечки и портреты», — рассказывает Федор Телков.

Экзотика в подъезде жилого дома в Екатеринбурге. Дверь с тигром — и оригинально, и практично: отпугивает злодеев, а для желанных посетителей, напротив, служит опознавательным знаком.«Я живу в индустриальном районе Екатеринбурга — Уралмаше, — поясняет фотограф. — Через проспект Космонавтов, по соседству от него, еще один — Эльмаш. Исторически они были построены вокруг заводов и для заводов (основная масса фотографий была сделана именно там). Значительные части этих районов застроены домами высотой от двух до пяти этажей, которые были возведены еще до 1970-х годов. Таким образом соединились рабочие и жилые пространства. Поскольку я сам провел детство и живу теперь в районах, которые не отличаются визуальной красотой, давней историей, индивидуальностью, то мне близко желание сделать место личным, украсить его».

Подъезд жилого дома, Екатеринбург

Фото: Федор Телков

Экзотика в подъезде жилого дома в Екатеринбурге. Дверь с тигром — и оригинально, и практично: отпугивает злодеев, а для желанных посетителей, напротив, служит опознавательным знаком.

«Я живу в индустриальном районе Екатеринбурга — Уралмаше, — поясняет фотограф. — Через проспект Космонавтов, по соседству от него, еще один — Эльмаш. Исторически они были построены вокруг заводов и для заводов (основная масса фотографий была сделана именно там). Значительные части этих районов застроены домами высотой от двух до пяти этажей, которые были возведены еще до 1970-х годов. Таким образом соединились рабочие и жилые пространства. Поскольку я сам провел детство и живу теперь в районах, которые не отличаются визуальной красотой, давней историей, индивидуальностью, то мне близко желание сделать место личным, украсить его».

Еще немного высокого искусства в обычном подъезде. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», — как в известной песне Владимира Высоцкого.Ни этот, ни предыдущий вариант «оживления» общедомового пространства, конечно, не дотягивают до творения киевского пенсионера Владимира Чайки, который в свое время оформил подъезд в стиле рококо. Мужчина украсил лестничные клетки лепниной и фотообоями, а из мусоропровода сделал античную колонну. Также он развесил вдоль лестницы картины.

Подъезд жилого дома, Екатеринбург

Фото: Федор Телков

Еще немного высокого искусства в обычном подъезде. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», — как в известной песне Владимира Высоцкого.

Ни этот, ни предыдущий вариант «оживления» общедомового пространства, конечно, не дотягивают до творения киевского пенсионера Владимира Чайки, который в свое время оформил подъезд в стиле рококо. Мужчина украсил лестничные клетки лепниной и фотообоями, а из мусоропровода сделал античную колонну. Также он развесил вдоль лестницы картины.

Избалованных благоустройством москвичей такой детской площадкой не удивишь, но скромный уральский двор она может изменить до неузнаваемости. Даже как-то немного прояснилось на горизонте, изуродованном заводскими трубами.«Очень часто люди создают объекты для детей, это происходит в тех дворах, где нет хороших детских площадок, где стоят ржавые железки, — отмечает Телков. — Также есть особый вид — клумбы, где в основном пожилые женщины реализуют свои мечты о прекрасном саде, своей земле».

Детская площадка, Екатеринбург

Фото: Федор Телков

Избалованных благоустройством москвичей такой детской площадкой не удивишь, но скромный уральский двор она может изменить до неузнаваемости. Даже как-то немного прояснилось на горизонте, изуродованном заводскими трубами.

«Очень часто люди создают объекты для детей, это происходит в тех дворах, где нет хороших детских площадок, где стоят ржавые железки, — отмечает Телков. — Также есть особый вид — клумбы, где в основном пожилые женщины реализуют свои мечты о прекрасном саде, своей земле».

«Типовое проектирование 1950-1990-х нанесло колоссальный ущерб культуре страны, российские города потеряли свою индивидуальность и самобытность, а граждане лишились возможности любить и гордиться своим неповторимым городом, — отмечается на личном сайте фотографа. — Но во всем этом человек пытается построить собственный микромир, борется за право быть особенным, за свой уют, он делает это в меру своих сил и вкусов. Таким образом в мертвую бетонную геометрию врывается желание людей видеть вокруг хоть что-то живое, природное, элементы национальной культуры».

Двор жилого дома, Нижний Тагил

Фото: Федор Телков

«Типовое проектирование 1950-1990-х нанесло колоссальный ущерб культуре страны, российские города потеряли свою индивидуальность и самобытность, а граждане лишились возможности любить и гордиться своим неповторимым городом, — отмечается на личном сайте фотографа. — Но во всем этом человек пытается построить собственный микромир, борется за право быть особенным, за свой уют, он делает это в меру своих сил и вкусов. Таким образом в мертвую бетонную геометрию врывается желание людей видеть вокруг хоть что-то живое, природное, элементы национальной культуры».

По такой лестнице ходить веселее, чем по обычной бетонной. Очередная попытка разбавить яркими красками серые будни.«Я поспрашивал у людей постарше, у родителей, — говорят, что такое явление («гуманизация» пространства — прим. «Ленты.ру») настолько массово появилось примерно в 1990-е, — рассказывает фотограф. — Мне кажется, что это каким-то образом связано с поисками индивидуальности, личного, новой жизни. Все это пересекается с отсутствием  денег, возможностей, инициатив "сверху" по благоустройству рабочих и жилых территорий, с маленькой жилой площадью и желанием иметь больше. И в каком-то смысле вот такое украшательство — это крик о помощи».

Подъезд жилого дома, Екатеринбург

Фото: Федор Телков

По такой лестнице ходить веселее, чем по обычной бетонной. Очередная попытка разбавить яркими красками серые будни.

«Я поспрашивал у людей постарше, у родителей, — говорят, что такое явление («гуманизация» пространства — прим. «Ленты.ру») настолько массово появилось примерно в 1990-е, — рассказывает фотограф. — Мне кажется, что это каким-то образом связано с поисками индивидуальности, личного, новой жизни. Все это пересекается с отсутствием денег, возможностей, инициатив "сверху" по благоустройству рабочих и жилых территорий, с маленькой жилой площадью и желанием иметь больше. И в каком-то смысле вот такое украшательство — это крик о помощи».

«Неизвестная» есть не только в Третьяковской галерее. Жители одного из екатеринбургских домов решили оживить пространство репродукцией картины русского художника Ивана Крамского. Личность изображенной им дамы, кстати, до сих пор не установлена — непонятно даже, дворянка она или простолюдинка — есть разные версии. Но в данном случае «Неизвестная» строго следит за общественным порядком. И консьержка не нужна.

Подъезд жилого дома, Екатеринбург

Фото: Федор Телков

«Неизвестная» есть не только в Третьяковской галерее. Жители одного из екатеринбургских домов решили оживить пространство репродукцией картины русского художника Ивана Крамского. Личность изображенной им дамы, кстати, до сих пор не установлена — непонятно даже, дворянка она или простолюдинка — есть разные версии. Но в данном случае «Неизвестная» строго следит за общественным порядком. И консьержка не нужна.

Так украсили один из цехов Уральского электрохимического комбината. Вряд ли кто-то знает, помогает ли изображение экзотической птицы поднимать производительность труда, но настроение работникам точно улучшает.Комбинат в Новоуральске — крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана, ему больше 70 лет. На производстве трудятся около двух с половиной тысяч человек, это градообразующее предприятие. А еще здесь делают аккумуляторы для космических аппаратов и самолетов.

Цех Уральского электрохимического комбината, Новоуральск

Фото: Федор Телков

Так украсили один из цехов Уральского электрохимического комбината. Вряд ли кто-то знает, помогает ли изображение экзотической птицы поднимать производительность труда, но настроение работникам точно улучшает.

Комбинат в Новоуральске — крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана, ему больше 70 лет. На производстве трудятся около двух с половиной тысяч человек, это градообразующее предприятие. А еще здесь делают аккумуляторы для космических аппаратов и самолетов.

В этом подъезде, как и во многих других случаях «очеловечивания» пространства, логика не прослеживается. Чем обусловлен выбор изображения? Почему по центру стоят черные, как смоль, стол и стул? Зачем здесь вешалка для одежды — жители многоквартирных домов, как правило, хранят пальто и куртки дома. Почему в дневное время горит свет? Ответить на все эти вопросы, наверное, мог бы автор композиции, но зачастую оформители-любители предпочитают работать в режиме инкогнито, и соседи годами гадают, кто разукрасил стены и установил странную скульптуру около почтовых ящиков.

Подъезд жилого дома, Екатеринбург

Фото: Федор Телков

В этом подъезде, как и во многих других случаях «очеловечивания» пространства, логика не прослеживается. Чем обусловлен выбор изображения? Почему по центру стоят черные, как смоль, стол и стул? Зачем здесь вешалка для одежды — жители многоквартирных домов, как правило, хранят пальто и куртки дома. Почему в дневное время горит свет? Ответить на все эти вопросы, наверное, мог бы автор композиции, но зачастую оформители-любители предпочитают работать в режиме инкогнито, и соседи годами гадают, кто разукрасил стены и установил странную скульптуру около почтовых ящиков.

Казалось бы, все просто — обычный столик, дешевые цветы, фигурка грибочка... А микромир, о котором говорилось ранее, уже создан. На такой лестничной клетке, вероятно, не захочется разбрасывать окурки и бутылки.«Если говорить о дворах и подъездах, то люди используют вещи, которые уже не нужны в быту, и просто отходы, и это безусловное проявление творчества, некое народное искусство. В нем отражается представление о красоте и лучшей жизни», — считает Федор Телков.

Подъезд жилого дома, Екатеринбург

Фото: Федор Телков

Казалось бы, все просто — обычный столик, дешевые цветы, фигурка грибочка... А микромир, о котором говорилось ранее, уже создан. На такой лестничной клетке, вероятно, не захочется разбрасывать окурки и бутылки.

«Если говорить о дворах и подъездах, то люди используют вещи, которые уже не нужны в быту, и просто отходы, и это безусловное проявление творчества, некое народное искусство. В нем отражается представление о красоте и лучшей жизни», — считает Федор Телков.

Здесь более дорогой декор. «Люди стараются сделать типовую грубую среду более дружелюбной, чтобы иметь возможность полюбить ее», — поясняется на сайте фотографа. Красивый фонарь (пусть уличный, пусть в помещении) любить проще, чем «лампочки Ильича», в свое время захватившие почти все советские подъезды.

Подъезд жилого дома, Екатеринбург

Фото: Федор Телков

Здесь более дорогой декор. «Люди стараются сделать типовую грубую среду более дружелюбной, чтобы иметь возможность полюбить ее», — поясняется на сайте фотографа. Красивый фонарь (пусть уличный, пусть в помещении) любить проще, чем «лампочки Ильича», в свое время захватившие почти все советские подъезды.

Уместна ли религиозная тематика в общедомовом пространстве? Об этом можно спорить. Но банальная просьба не оставлять где попало коляски и велосипеды так выглядит убедительнее.

Подъезд жилого дома, Екатеринбург

Фото: Федор Телков

Уместна ли религиозная тематика в общедомовом пространстве? Об этом можно спорить. Но банальная просьба не оставлять где попало коляски и велосипеды так выглядит убедительнее.

Интересно, что оформители подъездов, дворов, заводских цехов и прочих пораженных вирусом советскости пространств редко выбирают экзотику — наиболее популярны простые природные мотивы. Своя рубашка ближе к телу.«Если еще говорить об общих направленностях, то, конечно, это тяга к природе, — подтверждает фотограф. — Люди среди станков и однотипных строений пытаются воссоздать немного природы — для этого используют растения, фотообои, картины с видами леса, водопадами, животными. А основные материалы построек во дворах — это автомобильные покрышки, пластиковые бутылки, остатки спиленных деревьев, сломанные бытовые предметы — по сути, это отходы, утилизация и переработка которых не достаточно налажена в нашей стране».

Подъезд жилого дома, Екатеринбург

Фото: Федор Телков

Интересно, что оформители подъездов, дворов, заводских цехов и прочих пораженных вирусом советскости пространств редко выбирают экзотику — наиболее популярны простые природные мотивы. Своя рубашка ближе к телу.

«Если еще говорить об общих направленностях, то, конечно, это тяга к природе, — подтверждает фотограф. — Люди среди станков и однотипных строений пытаются воссоздать немного природы — для этого используют растения, фотообои, картины с видами леса, водопадами, животными. А основные материалы построек во дворах — это автомобильные покрышки, пластиковые бутылки, остатки спиленных деревьев, сломанные бытовые предметы — по сути, это отходы, утилизация и переработка которых не достаточно налажена в нашей стране».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше