Россия

Север помнит Как в далеком российском селе годами воспитывают из мальчиков суровых мужчин

18 фото

По всей России от Москвы до Дальнего Востока разбросаны места, которые можно назвать живыми памятниками эпохе 90-х. Тогда, после падения Союза, граждане огромной страны должны были понять, как жить дальше и как растить в новом мире своих детей. Так в далеком якутском селе Борогонцы с населением в пять тысяч жителей появилась гимназия «Уолан» — школа и интернат, в котором учатся только мальчики. Фотограф Алексей Павлов, который сам когда-то учился в этой гимназии, вернулся туда, чтобы запечатлеть это место, его обитателей и традиции.

Село Борогонцы находится в 130 километрах к северо-востоку от Якутска и расположено на территории крупнейшего в мире аласа Мюрю — это типичный для равнинной Якутии ландшафт, ложбина  с плоским дном овальной формы диаметром в несколько километров. Живут в Борогонцах всего пять тысяч человек.

На фото — первый учебный день для самых младших учеников гимназии. Сюда принимают с пяти лет.

Фото: Алексей Павлов

Село Борогонцы находится в 130 километрах к северо-востоку от Якутска и расположено на территории крупнейшего в мире аласа Мюрю — это типичный для равнинной Якутии ландшафт, ложбина с плоским дном овальной формы диаметром в несколько километров. Живут в Борогонцах всего пять тысяч человек.

На фото — первый учебный день для самых младших учеников гимназии. Сюда принимают с пяти лет.

Девяностые здесь, как и во всей России, прошли сурово. После экономических и социальных потрясений перед людьми предстал новый мир, остатки уверенности в завтрашнем дне улетучились, а как распорядиться своей свободой, молодежь попросту не понимала. Именно поэтому, как говорят, здесь и появилась гимназия для мальчиков.

На фото — костюм якутского воина-боотура, который гимназисты используют в театральных постановках. Мальчиков учат быть патриотами, достойными главами семей и справедливыми руководителями.

Фото: Алексей Павлов

Девяностые здесь, как и во всей России, прошли сурово. После экономических и социальных потрясений перед людьми предстал новый мир, остатки уверенности в завтрашнем дне улетучились, а как распорядиться своей свободой, молодежь попросту не понимала. Именно поэтому, как говорят, здесь и появилась гимназия для мальчиков.

На фото — костюм якутского воина-боотура, который гимназисты используют в театральных постановках. Мальчиков учат быть патриотами, достойными главами семей и справедливыми руководителями.

Мюрюнская юношеская гимназия приняла первых воспитанников в 1994 году. Неофициальное название гимназии — «Уолан» — в буквальном переводе с якутского означает «молодой человек, юноша».

Фото: Алексей Павлов

Мюрюнская юношеская гимназия приняла первых воспитанников в 1994 году. Неофициальное название гимназии — «Уолан» — в буквальном переводе с якутского означает «молодой человек, юноша».

Один из авторов идеи создания гимназии — Валентин Филиппов, который проработал директором 18 лет. Он считает, что мужчина должен обладать живым умом, быть умелым и смелым, всегда выглядеть опрятно. 

Бывший директор говорит, что в новое время мальчишек стало трудно отличать от девочек. Гимназия должна была стать противовесом этому.

Фото: Алексей Павлов

Один из авторов идеи создания гимназии — Валентин Филиппов, который проработал директором 18 лет. Он считает, что мужчина должен обладать живым умом, быть умелым и смелым, всегда выглядеть опрятно.

Бывший директор говорит, что в новое время мальчишек стало трудно отличать от девочек. Гимназия должна была стать противовесом этому.

Каждой осенью гимназисты участвуют в военно-полевых сборах. Они едут на полигон, где живут в палатках, сдают нормативы по общефизической и строевой подготовке, тренируются строевой ходьбе, прохождению полосы препятствий, метанию учебных гранат, стрельбе из пневматической винтовки, готовят себе еду в полевых условиях. Среди взводов выбирают лучший.

Фото: Алексей Павлов

Каждой осенью гимназисты участвуют в военно-полевых сборах. Они едут на полигон, где живут в палатках, сдают нормативы по общефизической и строевой подготовке, тренируются строевой ходьбе, прохождению полосы препятствий, метанию учебных гранат, стрельбе из пневматической винтовки, готовят себе еду в полевых условиях. Среди взводов выбирают лучший.

На фото — якутские ритуальные столбы сэргэ. Они связаны с культом коня — к нему привязывали коней сами кочевники и их гости. Сэргэ является символом дерева жизни, объединяющего три мира — Верхний, Средний и Нижний.

Фото: Алексей Павлов

На фото — якутские ритуальные столбы сэргэ. Они связаны с культом коня — к нему привязывали коней сами кочевники и их гости. Сэргэ является символом дерева жизни, объединяющего три мира — Верхний, Средний и Нижний.

Ученики обязаны носить темные костюмы со светлой рубашкой, галстук обязателен. Стрижка — аккуратная, желательно короткая. В кармане пиджака всегда должны быть носовой платок и расческа, наличие которых каждое утро перед уроками проверяют дежурные. 

На фото — День учителя в гимназии.

Фото: Алексей Павлов

Ученики обязаны носить темные костюмы со светлой рубашкой, галстук обязателен. Стрижка — аккуратная, желательно короткая. В кармане пиджака всегда должны быть носовой платок и расческа, наличие которых каждое утро перед уроками проверяют дежурные.

На фото — День учителя в гимназии.

Каждый год девятиклассники отправляются в велопробег. В этом году они ездили в село Кептени, что в тридцати трех километрах от Борогонцев.

Фото: Алексей Павлов

Каждый год девятиклассники отправляются в велопробег. В этом году они ездили в село Кептени, что в тридцати трех километрах от Борогонцев.

В 1990 году Якутия-Саха объявила о суверенитете, хотя и не собиралась выходить из состава РСФСР и СССР. Суверенитет был отменен Конституционным судом России в 2009 году, но и по сей день 27 сентября в республике широко отмечают День государственности.

В этот день ученики большинства якутских школ приходят на учебу в национальных костюмах.

Фото: Алексей Павлов

В 1990 году Якутия-Саха объявила о суверенитете, хотя и не собиралась выходить из состава РСФСР и СССР. Суверенитет был отменен Конституционным судом России в 2009 году, но и по сей день 27 сентября в республике широко отмечают День государственности.

В этот день ученики большинства якутских школ приходят на учебу в национальных костюмах.

Вольная борьба — вид спорта номер один в Республике Саха. Множество мальчишек в якутских городах и селах посещают борцовские секции.

Фото: Алексей Павлов

Вольная борьба — вид спорта номер один в Республике Саха. Множество мальчишек в якутских городах и селах посещают борцовские секции.

На фото — кабинет ОБЖ и военного дела.

На стене — портреты известнейших российских военачальников. Чуть ниже — портреты президента Российской Федерации, главы Якутии и главы Усть-Алданского района.

Фото: Алексей Павлов

На фото — кабинет ОБЖ и военного дела.

На стене — портреты известнейших российских военачальников. Чуть ниже — портреты президента Российской Федерации, главы Якутии и главы Усть-Алданского района.

При гимназии работает интернат, в котором могут жить ребята, которые приезжают на учебу издалека. 

Несколько лет назад среди выпускников был даже юноша, который специально прилетел в Борогонцы из Москвы, чтобы учиться в «Уолане».

Фото: Алексей Павлов

При гимназии работает интернат, в котором могут жить ребята, которые приезжают на учебу издалека.

Несколько лет назад среди выпускников был даже юноша, который специально прилетел в Борогонцы из Москвы, чтобы учиться в «Уолане».

Мунха — знаменитая подледная рыбалка на карася. По всей Якутии она начинается в начале ноября, когда лед уже достаточно крепкий. Иногда ходят целыми деревнями. Мунха уступает по массовости только главному якутскому празднику — Ысыаху.

Фото: Алексей Павлов

Мунха — знаменитая подледная рыбалка на карася. По всей Якутии она начинается в начале ноября, когда лед уже достаточно крепкий. Иногда ходят целыми деревнями. Мунха уступает по массовости только главному якутскому празднику — Ысыаху.

Ученики 11-го класса ходят на мунху вместе с учителями. Приглашаются и всеми уважаемые мастера — хранители навыков и лучшие знатоки местности.

Фото: Алексей Павлов

Ученики 11-го класса ходят на мунху вместе с учителями. Приглашаются и всеми уважаемые мастера — хранители навыков и лучшие знатоки местности.

Осенью для пятиклассников проходит событие «Удьуор утума», во время которого новоиспеченные гимназисты представляют себя и знакомят всех с историей своей семьи.

Также в этом году дети показывали представления о местных флоре и фауне.

Фото: Алексей Павлов

Осенью для пятиклассников проходит событие «Удьуор утума», во время которого новоиспеченные гимназисты представляют себя и знакомят всех с историей своей семьи.

Также в этом году дети показывали представления о местных флоре и фауне.

Алексей Винокуров работал учителем биологии 19 лет, с первого дня существования гимназии. Потом ушел на местную станцию юннатов.

В 2013 году он издал фотоальбом с пейзажами родных мест, снимками животных и растений. За спиной Алексея Алексеевича — большой отпечаток фотографии озера Мюрю — когда-то многоводного и большого, а теперь стремительно высыхающего.

Фото: Алексей Павлов

Алексей Винокуров работал учителем биологии 19 лет, с первого дня существования гимназии. Потом ушел на местную станцию юннатов.

В 2013 году он издал фотоальбом с пейзажами родных мест, снимками животных и растений. За спиной Алексея Алексеевича — большой отпечаток фотографии озера Мюрю — когда-то многоводного и большого, а теперь стремительно высыхающего.

«С тех пор как я сам здесь учился, изменилось многое, — рассказывает автор проекта, фотограф Алексей Павлов. — Учеников стало ощутимо больше. Вместо старого деревянного здания построили большое каменное. Школьное техническое оснащение не сравнить с прежними временами. Неожиданностью было встретить одноклассников, вернувшихся в гимназию уже в качестве учителей».

«С тех пор как я сам здесь учился, изменилось многое, — рассказывает автор проекта, фотограф Алексей Павлов. — Учеников стало ощутимо больше. Вместо старого деревянного здания построили большое каменное. Школьное техническое оснащение не сравнить с прежними временами. Неожиданностью было встретить одноклассников, вернувшихся в гимназию уже в качестве учителей».

«Противники раздельного обучения утверждают, что постоянное нахождение лишь в окружении сверстников своего пола может пагубно повлиять на развитие личности, так как образует среду, далекую от реалий жизни в социуме, — говорит он. — Но уникальность опыта отдельного воспитания юношей отрицать не получается никак. Удивительно, что на подобный эксперимент решились четверть века назад в маленьком якутском селе».

Фото: Алексей Павлов

«Противники раздельного обучения утверждают, что постоянное нахождение лишь в окружении сверстников своего пола может пагубно повлиять на развитие личности, так как образует среду, далекую от реалий жизни в социуме, — говорит он. — Но уникальность опыта отдельного воспитания юношей отрицать не получается никак. Удивительно, что на подобный эксперимент решились четверть века назад в маленьком якутском селе».