Ценности

«Мое имя стало важнее, чем я сам» Умер культовый дизайнер Пьер Карден. Он шил скафандры для НАСА и обожал СССР

15 фото

Утром 29 декабря скончался знаменитый художник, бизнесмен и настоящий новатор в мире искусства Пьер Карден. На счету дизайнера более 500 модных изобретений, которые, не переставая удивлять, остаются актуальными и в наши дни. Среди них — цветные чулки и высокие сапоги, мини-сарафаны и галстуки с цветочным принтом, длинные пиджаки без воротника и узкие брюки на пуговицах, которые модельер создал для группы The Beatles.

Модельер с младенчества жил во Франции, хотя имел итальянские корни — он родился в коммуне Сан-Бьяджо-ди-Каллальта в фермерской семье. В военное время Карден работал дизайнером в модных домах Жанны Пакен и Эльзы Скиапарелли, он участвовал в разработке культовой коллекции New Look Кристиана Диора.

Собственный модный дом Карден открыл в 1950 году и вскоре получил славу одного из создателей «космического» стиля в одежде. К концу десятилетия дизайнер открыл магазин готовой одежды — за что был наказан: его исключили из французского Синдиката высокой моды.

Однако помимо моды дизайнера интересовало множество других вещей. В 60-х годах под его именем уже продавали фототехнику, бытовые принадлежности, посуду и мебель. Еще через десять лет он сконструировал обмундирование для НАСА и стал первым человеком в мире, примерившим скафандр Нила Армстронга, в котором тот впервые отправился на Луну.

Карден более 30 раз бывал в СССР и владел самым популярным рестораном в Париже Maxim’s. О жизни культового модельера, чье творчество оказало влияние на два столетия, — в галерее «Ленты.ру».

Пьер Карден считается создателем большого количества различных вещей. За свою продолжительную карьеру модельер запатентовал более 500 предметов гардероба, в том числе цветные чулки, галстуки с цветочным принтом и длинные пиджаки без воротника, а также облегающие брюки с пуговицами и высокие сапоги.

Пьер Карден за работой

Фото: Roger Viollet via Getty Images / Roger Viollet via Getty Images

Пьер Карден считается создателем большого количества различных вещей. За свою продолжительную карьеру модельер запатентовал более 500 предметов гардероба, в том числе цветные чулки, галстуки с цветочным принтом и длинные пиджаки без воротника, а также облегающие брюки с пуговицами и высокие сапоги.

Кардена называют основателем стиля «унисекс»: в 1957 году он представил публике 120 предметов гардероба в упомянутом стиле. При этом сам дизайнер постоянно отрицал присвоенное ему звание. «Я люблю, когда мужчина — это мужчина, а женщина — это женщина. Я не люблю серединки», — говорил он.


Первый магазин мужской одежды Карден назвал Adam. В вещах модельера позировали студенты парижского университета. Карден считал, что мода должна быть свободной для представителей любого пола.


Мужская линейка из года в год приносила успех: в 1966 году агентство Reuter's сообщило, что оборот мужской одежды Кардена составил 26 миллионов долларов, что в шесть раз превысило показатели его женских линеек.

Мужская коллекция Кардена, 1962 год

Фото: Keystone / Getty Images

Кардена называют основателем стиля «унисекс»: в 1957 году он представил публике 120 предметов гардероба в упомянутом стиле. При этом сам дизайнер постоянно отрицал присвоенное ему звание. «Я люблю, когда мужчина — это мужчина, а женщина — это женщина. Я не люблю серединки», — говорил он.

Первый магазин мужской одежды Карден назвал Adam. В вещах модельера позировали студенты парижского университета. Карден считал, что мода должна быть свободной для представителей любого пола.

Мужская линейка из года в год приносила успех: в 1966 году агентство Reuter's сообщило, что оборот мужской одежды Кардена составил 26 миллионов долларов, что в шесть раз превысило показатели его женских линеек.

Слабостью Пьера Кардена была геометрия в силуэтах. Его самым обсуждаемым открытием в 1968 году была термообработка тканей для фиксации рельефных рисунков. Модельер использовал такую технику для создания платья «яичная коробка» и включил его в свою знаменитую коллекцию Cosmocorps.

Коллекция Cosmocorps

Слабостью Пьера Кардена была геометрия в силуэтах. Его самым обсуждаемым открытием в 1968 году была термообработка тканей для фиксации рельефных рисунков. Модельер использовал такую технику для создания платья «яичная коробка» и включил его в свою знаменитую коллекцию Cosmocorps.

Еще одним новшеством, придуманным Пьером Карденом, стали пиджаки без воротника. Именно такие носили знаменитые The Beatles в 1963 году.

Джордж Харрисон, Пол Маккартни, Джон Леннон и Ринго Стар в костюмах Пьера Кардена

Фото: Harry Hammond / V&A Images / Getty Images

Еще одним новшеством, придуманным Пьером Карденом, стали пиджаки без воротника. Именно такие носили знаменитые The Beatles в 1963 году.

В 1960-е годы образ женщины как хранительницы очага потерял свою актуальность: Европу охватили студенческие революции, а весь мир поглотили мечты о космосе. В связи с этим в модной индустрии родилось новое направление под названием space-age. Упомянутую эстетику придумали французы, несмотря на то что реальным освоением космоса занимались американцы и русские.

Шоу Кардена в 1967 году

Фото: Reg Lancaster / Express / Getty Images

В 1960-е годы образ женщины как хранительницы очага потерял свою актуальность: Европу охватили студенческие революции, а весь мир поглотили мечты о космосе. В связи с этим в модной индустрии родилось новое направление под названием space-age. Упомянутую эстетику придумали французы, несмотря на то что реальным освоением космоса занимались американцы и русские.

Среди первопроходцев space-age был и Пьер Карден. Он придавал своим нарядам больше театральности и абстракции по сравнению с другими дизайнерами, которые ориентировались на простого покупателя. При пошиве вещей Кардена использовался пластик и винил: одежда действительно напоминала костюмы космонавтов.

Журналист Daily Mirror в новом «космическом» костюме Кардена, 1966 год

Фото: Doreen Spooner / Mirrorpix / Getty Images

Среди первопроходцев space-age был и Пьер Карден. Он придавал своим нарядам больше театральности и абстракции по сравнению с другими дизайнерами, которые ориентировались на простого покупателя. При пошиве вещей Кардена использовался пластик и винил: одежда действительно напоминала костюмы космонавтов.

В 1968 году вышел фильм режиссера Роже Вадима «Барбарелла». Пьер Карден был художником по костюмам для этой кинокартины и, вдохновившись тематикой футуризма, создал наряды из необычных материалов, таких как пластик и металл. Одежда из блестящих железных пластин и купальники из винила с тех пор вдохновляли поклонников не один десяток лет.

Модель представляет купальник Кардена, 1968 год

Фото: Reg Lancaster / Daily Express / Getty Images

В 1968 году вышел фильм режиссера Роже Вадима «Барбарелла». Пьер Карден был художником по костюмам для этой кинокартины и, вдохновившись тематикой футуризма, создал наряды из необычных материалов, таких как пластик и металл. Одежда из блестящих железных пластин и купальники из винила с тех пор вдохновляли поклонников не один десяток лет.

Несмотря на то что так называемое «платье-пузырь» Кардена с объемным подъюбником стало прорывом в мировой моде в 1954 году, первую полноценную коллекцию женской одежды модельер представил только спустя пять лет. Наряды выставлялись в универмаге Printemps, который располагался на главной торговой улице Парижа.

«Платье-пузырь» Пьера Кардена

Фото: Keystone / Getty Images

Несмотря на то что так называемое «платье-пузырь» Кардена с объемным подъюбником стало прорывом в мировой моде в 1954 году, первую полноценную коллекцию женской одежды модельер представил только спустя пять лет. Наряды выставлялись в универмаге Printemps, который располагался на главной торговой улице Парижа.

Дизайнер хотел сделать высокую моду более доступной для простого населения, поэтому в 1963-м он создал первый магазин готовой женской одежды. Двумя годами ранее Карден открыл аналогичный магазин с мужской линейкой.

Модели на благотворительном показе Пьера Кардена в Институте Содружества в Лондоне, 1966 год

Фото: Wilson / Mirrorpix / Getty Images

Дизайнер хотел сделать высокую моду более доступной для простого населения, поэтому в 1963-м он создал первый магазин готовой женской одежды. Двумя годами ранее Карден открыл аналогичный магазин с мужской линейкой.

В 1966 году Карден разработал униформу для пакистанских международных авиалиний (Pakistan International Airlines), которая стала чрезвычайно популярной и носилась членами экипажа вплоть до 1971 года. На этом история с воздушным транспортом не закончилась: в 1970 году модельер разработал скафандр для NASA. 


В 1971 году Карден изменил дизайн национального костюма Филиппин «Баронг Тагалог». Он сделал переднюю часть открытой, убрал манжеты, расширил рукава и минимизировал вышивку. Прямой крой костюма был одобрен президентом Фердинандом Маркосом.

Пьер Карден примеряет костюм астронавта Apollo 11, 1969 год

Фото: Pierre Cardin

В 1966 году Карден разработал униформу для пакистанских международных авиалиний (Pakistan International Airlines), которая стала чрезвычайно популярной и носилась членами экипажа вплоть до 1971 года. На этом история с воздушным транспортом не закончилась: в 1970 году модельер разработал скафандр для NASA.

В 1971 году Карден изменил дизайн национального костюма Филиппин «Баронг Тагалог». Он сделал переднюю часть открытой, убрал манжеты, расширил рукава и минимизировал вышивку. Прямой крой костюма был одобрен президентом Фердинандом Маркосом.

В 1981 году Карден расширяет свою империю и приобретает самый популярный и дорогой ресторан в Париже Maxim’s. В разные времена заведение считалось одним из самых роскошных в городе, за его столиками собирался весь французский бомонд и мировые звезды. После покупки Карден превращает три верхних этажа ресторана в музей ар-нуво, а затем — развивает международную сеть Maxim’s. В настоящее время филиалы ресторана работают в Монте-Карло, Пекине, Женеве, Токио, Шанхае, Нью-Йорке и Брюсселе.

Ресторан Maxim’s в Париже

Фото: Jeremy Bembaron/ Sygma / Getty Images

В 1981 году Карден расширяет свою империю и приобретает самый популярный и дорогой ресторан в Париже Maxim’s. В разные времена заведение считалось одним из самых роскошных в городе, за его столиками собирался весь французский бомонд и мировые звезды. После покупки Карден превращает три верхних этажа ресторана в музей ар-нуво, а затем — развивает международную сеть Maxim’s. В настоящее время филиалы ресторана работают в Монте-Карло, Пекине, Женеве, Токио, Шанхае, Нью-Йорке и Брюсселе.

Помимо моды Кардена всегда интересовали и другие проявления искусства: архитектура, интерьеры и театр. В 1970 году он приобрел театральный комплекс в Париже и назвал его Espace Pierre Cardin. На сцене этого заведения успели выступить звезды Запада и СССР. В одном из интервью дизайнер признался, что с детства мечтал стать актером и даже снимался в фильмах — правда, в эпизодических ролях.


В 1975 году модельер занялся дизайном мебели, при этом вдохновение он черпал в собственных коллекциях одежды. Он открыл свой мебельный магазин и неоднократно создавал элементы домашнего декора для различных проектов.

Дом Пьера Кардена в Теуль-сюр-Мер, недалеко от Канн, Франция

Помимо моды Кардена всегда интересовали и другие проявления искусства: архитектура, интерьеры и театр. В 1970 году он приобрел театральный комплекс в Париже и назвал его Espace Pierre Cardin. На сцене этого заведения успели выступить звезды Запада и СССР. В одном из интервью дизайнер признался, что с детства мечтал стать актером и даже снимался в фильмах — правда, в эпизодических ролях.

В 1975 году модельер занялся дизайном мебели, при этом вдохновение он черпал в собственных коллекциях одежды. Он открыл свой мебельный магазин и неоднократно создавал элементы домашнего декора для различных проектов.

В родной Франции Пьера Кардена называли «красным кутюрье» из-за его любви к Советскому Союзу. Впервые он приехал в СССР в 1963 году в составе французской делегации деятелей культуры и искусства. С тех пор он посещал СССР, а затем и Россию более 30 раз. 


Карден стал первым модельером, чья одежда начала свободно продаваться в Советском Союзе еще в 1971 году. Тогда же модельер познакомился с балериной Майей Плисецкой, и у них завязалась многолетняя дружба. Впоследствии дизайнер стал автором костюмов танцовщицы к балетам «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Он шил одежду и для самой балерины: во время гастролей во Францию она часто посещала дом кутюрье. Именно благодаря Плисецкой все советские женщины 70-80-х годов мечтали о платье «от Кардена».

В родной Франции Пьера Кардена называли «красным кутюрье» из-за его любви к Советскому Союзу. Впервые он приехал в СССР в 1963 году в составе французской делегации деятелей культуры и искусства. С тех пор он посещал СССР, а затем и Россию более 30 раз. 

Карден стал первым модельером, чья одежда начала свободно продаваться в Советском Союзе еще в 1971 году. Тогда же модельер познакомился с балериной Майей Плисецкой, и у них завязалась многолетняя дружба. Впоследствии дизайнер стал автором костюмов танцовщицы к балетам «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Он шил одежду и для самой балерины: во время гастролей во Францию она часто посещала дом кутюрье. Именно благодаря Плисецкой все советские женщины 70-80-х годов мечтали о платье «от Кардена».

В июне 1991 года Пьер Карден посетил Чернобыль в качестве посла ЮНЕСКО, где принял участие в церемонии закрытия реактора Чернобыльской АЭС. Там он пообщался с людьми, которые вернулись в родные села после эвакуации с зараженных территорий. В 2002 году президент Белоруссии Александр Лукашенко лично наградил модельера орденом Франциска Скорины за оказанную помощь в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Французский модельер Пьер Карден и немецкая актриса Витта Поль — послы ЮНЕСКО — рядом с деревенскими жительницами, спасенными в Чернобыле

В июне 1991 года Пьер Карден посетил Чернобыль в качестве посла ЮНЕСКО, где принял участие в церемонии закрытия реактора Чернобыльской АЭС. Там он пообщался с людьми, которые вернулись в родные села после эвакуации с зараженных территорий. В 2002 году президент Белоруссии Александр Лукашенко лично наградил модельера орденом Франциска Скорины за оказанную помощь в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Модельер не переставал уделять время любимой деятельности вплоть до самой смерти: каждое утро он рисовал эскизы и занимался бизнесом своего бренда. «Мне не скучно работать, мне скучно в отпуске. Я работаю днем и ночью. Я не знаю определения работы, потому работа для меня — это и есть веселье», — говорил он. Он скончался в Париже в возрасте 98 лет.

Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images

Модельер не переставал уделять время любимой деятельности вплоть до самой смерти: каждое утро он рисовал эскизы и занимался бизнесом своего бренда. «Мне не скучно работать, мне скучно в отпуске. Я работаю днем и ночью. Я не знаю определения работы, потому работа для меня — это и есть веселье», — говорил он. Он скончался в Париже в возрасте 98 лет.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.