Мир

Дары с небес Как папуасы приняли багаж американской армии за дары богов и создали культ США

ЦиклКаким запомнится 2021 год:
20 фото

Туземцы на островах в меланезийской части Океании веками не знали о благах цивилизации, довольствуясь одеждой из соломы и шкур, охотясь и возделывая землю. Все изменилось в XX веке с приходом иностранцев, и в первую очередь, американских военных во времена Второй мировой войны. Но более всего папуасов поразили ящики с вещами, провизией и медикаментами, падающие с небес на белых куполах из шелка. Все их знания об этом чуде уместились в одно слово «карго» (груз), которое произносили странные чужеземцы, забирая «небесные ящики».

Объяснить происходящее логически местные народы не смогли, а потому придумали свои теории: белые люди якобы просто перехватывают дары богов, которые на самом деле им не предназначаются. Именно с этого по всей Меланезии стали появляться так называемые карго-культы — «культы самолетопоклонников». Папуасы начали повторять действия иностранцев — строить деревянные самолеты, проводить подобия маршей — в надежде на появление чудесных грузов. Однако белые ушли, проходили десятилетия, а божественное карго все не приходило.

Постепенно культы стали отмирать, и на сегодняшний день в мире осталось лишь пара десятков таких странных магическо-религиозных практик. Фотограф Влад Сохин отправился на остров Танна в Вануату, где сохранился один из самых известных карго-культов — культ Джона Фрума. Его впечатления — в галерее «Ленты.ру».

Первые карго-культы зародились в Океании еще с приходом европейцев. Те принялись осваивать Меланезию, прибывая в Папуа — Новую Гвинею, Новую Каледонию, на Соломоновы острова, Фиджи, Новые Гебриды (Вануату) на кораблях и самолетах и привозя с собой необходимые для жизни вещи. 

Расцвет этой своеобразной религии пришелся на времена Второй мировой войны: в регионе активно велись боевые действия, строились военные базы. Острова буквально закидывали грузами: они спускались с неба на парашютах, их приносили и гигантские железные птицы — именно так понимало самолеты местное население, жившее практически в условиях каменного века.

Жители острова Танна поднимают флаг США

Фото: Влад Сохин

Первые карго-культы зародились в Океании еще с приходом европейцев. Те принялись осваивать Меланезию, прибывая в Папуа — Новую Гвинею, Новую Каледонию, на Соломоновы острова, Фиджи, Новые Гебриды (Вануату) на кораблях и самолетах и привозя с собой необходимые для жизни вещи.

Расцвет этой своеобразной религии пришелся на времена Второй мировой войны: в регионе активно велись боевые действия, строились военные базы. Острова буквально закидывали грузами: они спускались с неба на парашютах, их приносили и гигантские железные птицы — именно так понимало самолеты местное население, жившее практически в условиях каменного века.

Тысячелетиями обрабатывая свои земли и охотясь для пропитания, дикие племена не могли объяснить, как белые люди, вроде бы ничего не делая, привлекают к себе все это добро. Появились идеи, что если просто повторять действия белых, то тогда карго магическим способом само появится у островитян. Меланезийцы стали строить деревянные самолеты и взлетно-посадочные полосы, ежедневно устраивая на них имитацию действий британских и американских солдат.

Карго-культы со странными названиями стали появляться независимо друг от друга по всей Меланезии: в Фиджи это «Движение Тука», на Соломоновых островах — культ Святой Мамы, в Папуа — Новой Гвинее — «Сумасшествие Вайлала», культ Черного Иисуса и «Движение Палиау», в Новых Гебридах (Вануату) — культ Голых. Помимо них были и сотни других, тут и там возникающих в маленьких деревнях и на островах Тихого океана.

Аэропорт острова Танна

Фото: Влад Сохин

Тысячелетиями обрабатывая свои земли и охотясь для пропитания, дикие племена не могли объяснить, как белые люди, вроде бы ничего не делая, привлекают к себе все это добро. Появились идеи, что если просто повторять действия белых, то тогда карго магическим способом само появится у островитян. Меланезийцы стали строить деревянные самолеты и взлетно-посадочные полосы, ежедневно устраивая на них имитацию действий британских и американских солдат.

Карго-культы со странными названиями стали появляться независимо друг от друга по всей Меланезии: в Фиджи это «Движение Тука», на Соломоновых островах — культ Святой Мамы, в Папуа — Новой Гвинее — «Сумасшествие Вайлала», культ Черного Иисуса и «Движение Палиау», в Новых Гебридах (Вануату) — культ Голых. Помимо них были и сотни других, тут и там возникающих в маленьких деревнях и на островах Тихого океана.

Белые пришельцы ушли с островов после Второй мировой, однако культы продолжали существовать. Они даже довели многих аборигенов до крайне бедственного положения: ради призыва божественных грузов те даже практически переставали заниматься земледелием и охотой. Несмотря на все старания, чудесное карго так и не появлялось, а потому постепенно культы стали отмирать.

Островитяне наносят масляной краской буквы USA на грудь

Фото: Влад Сохин

Белые пришельцы ушли с островов после Второй мировой, однако культы продолжали существовать. Они даже довели многих аборигенов до крайне бедственного положения: ради призыва божественных грузов те даже практически переставали заниматься земледелием и охотой. Несмотря на все старания, чудесное карго так и не появлялось, а потому постепенно культы стали отмирать.

Один из последних и самых известных карго-культов — культ Джона Фрума на острове Танна (Вануату). 80-летний Айзек Ван — его лидер и старейшина деревни Ламакара, «столицы» культа. У мужчины есть американская военная форма, подаренная туристами из США, но он надевает ее лишь по большим праздникам.

Айзек Ван в «штабе Джона Фрума»

Фото: Влад Сохин

Один из последних и самых известных карго-культов — культ Джона Фрума на острове Танна (Вануату). 80-летний Айзек Ван — его лидер и старейшина деревни Ламакара, «столицы» культа. У мужчины есть американская военная форма, подаренная туристами из США, но он надевает ее лишь по большим праздникам.

Айзек Ван охотно делится со всеми интересующимися преданием своих дедов. Он рассказывает, что после посещения островов капитаном Джеймсом Куком в регион стали прибывать христианские миссионеры, запрещавшие коренному населению следовать традициям предков. «Закон Танны был попран, мы не могли больше танцевать наши танцы, верить в наших богов и пить каву. Миссионеры продолжали угнетать нас в течение многих десятилетий, пока в 1937 году на Танну не пришел Джон Фрум», — говорит он.

Кава — меланезийский наркотический напиток. Он употребляется только перед заходом солнца в абсолютной тишине. Легкие наркотические свойства растения вводят членов культа в состояния транса, в котором они общаются с духами предков и своим мессией Джоном.

Аборигены готовят священный напиток каву

Фото: Влад Сохин

Айзек Ван охотно делится со всеми интересующимися преданием своих дедов. Он рассказывает, что после посещения островов капитаном Джеймсом Куком в регион стали прибывать христианские миссионеры, запрещавшие коренному населению следовать традициям предков. «Закон Танны был попран, мы не могли больше танцевать наши танцы, верить в наших богов и пить каву. Миссионеры продолжали угнетать нас в течение многих десятилетий, пока в 1937 году на Танну не пришел Джон Фрум», — говорит он.

Кава — меланезийский наркотический напиток. Он употребляется только перед заходом солнца в абсолютной тишине. Легкие наркотические свойства растения вводят членов культа в состояния транса, в котором они общаются с духами предков и своим мессией Джоном.

Джон Фрум стал новым мессией для островитян. Он повелел местным старейшинам вернуться в «кастом» — традиции своих предков — и перестать подчиняться колониальным законам. Многие островитяне до сих пор верят, что все богатство белых людей однажды попадет на Танну самолетами из США, как и обещал им мессия. Существовал ли на самом деле Джон Фрум или нет, сейчас трудно сказать.

Деревянный вертолет, оставшийся со времен карго-культов в Папуа — Новой Гвинее

Фото: Влад Сохин

Джон Фрум стал новым мессией для островитян. Он повелел местным старейшинам вернуться в «кастом» — традиции своих предков — и перестать подчиняться колониальным законам. Многие островитяне до сих пор верят, что все богатство белых людей однажды попадет на Танну самолетами из США, как и обещал им мессия. Существовал ли на самом деле Джон Фрум или нет, сейчас трудно сказать.

Старейшины деревни Ламакара описывают Фрума как высокого темнокожего американского морского пехотинца. Есть мнение, что жители Вануату видели несколько чернокожих американских солдат, наравне с белыми пользующихся всеми благами цивилизации, пьющих кока-колу и носящих красивую военную форму. «Если такие же чернокожие, как и мы, смогли получить "карго", значит скоро боги дадут его и жителям Танны», — примерно так думали дикие островитяне.

Один из основателей культа Фрума — Том Мелис (на фото)

Фото: Влад Сохин

Старейшины деревни Ламакара описывают Фрума как высокого темнокожего американского морского пехотинца. Есть мнение, что жители Вануату видели несколько чернокожих американских солдат, наравне с белыми пользующихся всеми благами цивилизации, пьющих кока-колу и носящих красивую военную форму. «Если такие же чернокожие, как и мы, смогли получить "карго", значит скоро боги дадут его и жителям Танны», — примерно так думали дикие островитяне.

Имя Джона Фрума, скорее всего, произошло от John from America — «Джон из Америки». Однако местным было и так ясно, откуда родом их «спаситель», поэтому от полного «имени» остались только первые два слова: Джон Фрум.

Последователи карго-культа готовятся к исполнению традиционного танца во время празднования Дня Джона Фрума

Фото: Влад Сохин

Имя Джона Фрума, скорее всего, произошло от John from America — «Джон из Америки». Однако местным было и так ясно, откуда родом их «спаситель», поэтому от полного «имени» остались только первые два слова: Джон Фрум.

Улетая из Вануату, Джон Фрум пообещал местным жителям снова вернуться, но не говорил, когда именно. Старики же запомнили дату отлета — 15 февраля. С тех пор в этот день ежегодно проводится фестиваль Джона Фрума, и островитяне ожидают возвращения своего мессии. «Мы знаем день, но не знаем точного года его пришествия, поэтому мы должны быть всегда наготове», — рассказывает Айзек Ван.

Дети из деревни Ламакара танцуют во время празднования Дня Джона Фрума

Фото: Влад Сохин

Улетая из Вануату, Джон Фрум пообещал местным жителям снова вернуться, но не говорил, когда именно. Старики же запомнили дату отлета — 15 февраля. С тех пор в этот день ежегодно проводится фестиваль Джона Фрума, и островитяне ожидают возвращения своего мессии. «Мы знаем день, но не знаем точного года его пришествия, поэтому мы должны быть всегда наготове», — рассказывает Айзек Ван.

Ранним утром в день фестиваля Айзек и его сподвижники надевают американскую военную форму, подаренную американскими волонтерами несколько лет назад. Затем происходит торжественная церемония поднятия американского флага, после которой жители местных деревень маршируют с бамбуковыми ружьями на американский военный манер. Все они одеты в джинсы, у некоторых на голой груди и спинах красной масляной краской выведены три буквы: USA. Для них США — земля обетованная, в которой находятся все богатства мира.

Празднование Дня Джона Фрума

Фото: Влад Сохин

Ранним утром в день фестиваля Айзек и его сподвижники надевают американскую военную форму, подаренную американскими волонтерами несколько лет назад. Затем происходит торжественная церемония поднятия американского флага, после которой жители местных деревень маршируют с бамбуковыми ружьями на американский военный манер. Все они одеты в джинсы, у некоторых на голой груди и спинах красной масляной краской выведены три буквы: USA. Для них США — земля обетованная, в которой находятся все богатства мира.

Марши и танцы в Ламакаре продолжаются в течение всего дня. Подражая поведению белых людей, последователи культа Джона Фрума делают из бамбука и прочих древесных материалов не только «ружья», но и объекты, похожие на наушники авиадиспетчеров или бензопилы, с которыми потом танцуют во время фестиваля. Дети же танцуют с бамбуковыми флейтами. Пилотки и «ленты патронов» из бамбука имеют сакральный смысл: привлекают военную мощь США на остров.

Посмотреть на церемонии карго-культа 15 февраля каждого года в деревню съезжаются не только жители всего острова, но и иностранные туристы.

Жители деревни Ламакара готовят лап-лап — традиционное мясное блюдо, чтобы накормить всех участников фестиваля

Фото: Влад Сохин

Марши и танцы в Ламакаре продолжаются в течение всего дня. Подражая поведению белых людей, последователи культа Джона Фрума делают из бамбука и прочих древесных материалов не только «ружья», но и объекты, похожие на наушники авиадиспетчеров или бензопилы, с которыми потом танцуют во время фестиваля. Дети же танцуют с бамбуковыми флейтами. Пилотки и «ленты патронов» из бамбука имеют сакральный смысл: привлекают военную мощь США на остров.

Посмотреть на церемонии карго-культа 15 февраля каждого года в деревню съезжаются не только жители всего острова, но и иностранные туристы.

Кроме того, еженедельно по пятницам члены культа проводят ночную церемонию: собравшись на «накамале» — главной площади деревни Ламакара — они поют под гитары ритуальные песни. В своих песнопениях под музыку кантри они восхваляют Фрума и его апостолов-ковбоев Джонсона, Чаела, Джимми и Джерри. 

По легенде, через несколько лет после того как чернокожий Джон Фрум вернулся из Вануату в Америку, он завел себе последователей-апостолов, которые стали чем-то вроде посредников, к которым с молитвами обращаются члены культа. Островитяне верят, что ковбои тоже вернутся вместе с Фрумом и доставят меланезийцам карго. Современные исследователи считают, что образы святых-ковбоев были взяты из американских фильмов в стиле вестерн.

Члены карго-культа поют ритуальные песни под гитары

Фото: Влад Сохин

Кроме того, еженедельно по пятницам члены культа проводят ночную церемонию: собравшись на «накамале» — главной площади деревни Ламакара — они поют под гитары ритуальные песни. В своих песнопениях под музыку кантри они восхваляют Фрума и его апостолов-ковбоев Джонсона, Чаела, Джимми и Джерри.

По легенде, через несколько лет после того как чернокожий Джон Фрум вернулся из Вануату в Америку, он завел себе последователей-апостолов, которые стали чем-то вроде посредников, к которым с молитвами обращаются члены культа. Островитяне верят, что ковбои тоже вернутся вместе с Фрумом и доставят меланезийцам карго. Современные исследователи считают, что образы святых-ковбоев были взяты из американских фильмов в стиле вестерн.

В одной из песен, которые поют члены культа, ковбой Джимми обещает ожидающим карго дивный новый мир:

Я Джимми — Джимми-ковбой.
Скоро мы все отдохнем, 
Скоро мы все отдохнем,
Когда Джон спустится с небес!
Чтобы взять всех нас с собой
В Новый Мир, о в Новый Мир,
В Новый Мир 
Среди больших цветов.

Члены культа ожидают, что совсем скоро весь остров украсится большими цветами, а карго больше никогда не исчезнет из Вануату. Осталось только дождаться появления самого мессии. В 2021 году он так и не пришел, поэтому под вечер  жители острова расходятся по домам с надеждой, что в следующем Джон Фрум уж точно появится вместе с долгожданным грузом.

Последователи карго-культа маршируют с бамбуковыми «ружьями» во время празднования Дня Джона Фрума

Фото: Влад Сохин

В одной из песен, которые поют члены культа, ковбой Джимми обещает ожидающим карго дивный новый мир:

Я Джимми — Джимми-ковбой.

Скоро мы все отдохнем,

Скоро мы все отдохнем,

Когда Джон спустится с небес!

Чтобы взять всех нас с собой

В Новый Мир, о в Новый Мир,

В Новый Мир

Среди больших цветов.


Члены культа ожидают, что совсем скоро весь остров украсится большими цветами, а карго больше никогда не исчезнет из Вануату. Осталось только дождаться появления самого мессии. В 2021 году он так и не пришел, поэтому под вечер жители острова расходятся по домам с надеждой, что в следующем Джон Фрум уж точно появится вместе с долгожданным грузом.

Стоит отметить, что островитяне верят не только в мессию Джона Фрума. На Танне существует секта «Единство Джона во Христе», объединяющая последователей культа Фрума и христиан-протестантов. Она была образована в 2000 году местным пророком Фредом, который хоть и верил в существование Фрума, но считал его за современного Иоанна Крестителя и призывал последователей карго-культа обратиться к Иисусу Христу.

Жители деревни Ипеукел на острове Танна во время извержения вулкана

Фото: Влад Сохин

Стоит отметить, что островитяне верят не только в мессию Джона Фрума. На Танне существует секта «Единство Джона во Христе», объединяющая последователей культа Фрума и христиан-протестантов. Она была образована в 2000 году местным пророком Фредом, который хоть и верил в существование Фрума, но считал его за современного Иоанна Крестителя и призывал последователей карго-культа обратиться к Иисусу Христу.

Несмотря на сильное влияние христианства, члены секты в то же время верят, что Бог живет внутри активного вулкана Ясура. Согласно поверью, из пепла, выбрасываемого при постоянных извержениях, бог создает облака, которые потом разносятся ветром по всему миру.

Несколько раз в год верующие поднимаются на кратер Ясура для богослужений. Они также считают, что внутри вулкана находится Святая Дверь — по одной из версий, именно через нее к ним на остров проникает мистический Джон Фрум.

Джонатан Тиру (слева), лидер секты «Единство Джона во Христе», во время молитвы у кратера вулкана Ясур

Фото: Влад Сохин

Несмотря на сильное влияние христианства, члены секты в то же время верят, что Бог живет внутри активного вулкана Ясура. Согласно поверью, из пепла, выбрасываемого при постоянных извержениях, бог создает облака, которые потом разносятся ветром по всему миру.

Несколько раз в год верующие поднимаются на кратер Ясура для богослужений. Они также считают, что внутри вулкана находится Святая Дверь — по одной из версий, именно через нее к ним на остров проникает мистический Джон Фрум.

Над последователями карго-культа Джона Фрума подшучивают их соседи —  жители деревни Йаохнанен, члены другого религиозного культа под названием «Движение принца Филиппа». Они считают Фрума братом британского принца Филиппа, герцога Эдинбургского, причем гораздо менее могущественным. И с ними трудно поспорить, ведь их мессия достаточно известный человек, который до сих пор жив и сказочно богат.

Члены «Движения принца Филиппа» с портретами супруга британской королевы

Фото: Влад Сохин

Над последователями карго-культа Джона Фрума подшучивают их соседи — жители деревни Йаохнанен, члены другого религиозного культа под названием «Движение принца Филиппа». Они считают Фрума братом британского принца Филиппа, герцога Эдинбургского, причем гораздо менее могущественным. И с ними трудно поспорить, ведь их мессия достаточно известный человек, который до сих пор жив и сказочно богат.

Согласно легендам, принц Филипп — сын местных богов, когда-то покинувший Танну для того чтобы найти карго в других странах и привлечь его на остров. Для этого он воплотился в человеческом виде и женился на могущественной королеве Великобритании. Очень скоро, после смерти королевы, все ее драгоценности и деньги достанутся ему, и тогда он снова вернется на остров, принеся богатства британской короны жителям Танны.

Члены «Движения принца Филиппа»

Фото: Влад Сохин

Согласно легендам, принц Филипп — сын местных богов, когда-то покинувший Танну для того чтобы найти карго в других странах и привлечь его на остров. Для этого он воплотился в человеческом виде и женился на могущественной королеве Великобритании. Очень скоро, после смерти королевы, все ее драгоценности и деньги достанутся ему, и тогда он снова вернется на остров, принеся богатства британской короны жителям Танны.

Сам принц Филипп, не зная о существовании культа, в 1974-м году посетил остров Танна. Члены движения смогли увидеть его издалека, что только укрепило их веру. Годами позже герцог Эдинбургский прислал им в подарок свой портрет, до сих пор хранящийся у старейшин деревни.

Женщины маршируют с муляжами ружей в городе Кундиява, Папуа — Новая Гвинея

Фото: Влад Сохин

Сам принц Филипп, не зная о существовании культа, в 1974-м году посетил остров Танна. Члены движения смогли увидеть его издалека, что только укрепило их веру. Годами позже герцог Эдинбургский прислал им в подарок свой портрет, до сих пор хранящийся у старейшин деревни.

По словам некоторых молодых островитян, в реальности карго уже в изобилии поставляется на Танну — каждый день в местный аэропорт прилетает несколько рейсов, которые привозят на остров туристов с деньгами. И пусть сейчас их еще не так много, жители Танны уже научились зарабатывать на белых людях. Предприимчивые гиды и хозяева мини-отелей в джунглях острова давно уже не ждут возвращения Джона Фрума: для них культ и так работает и приносит долгожданное карго.

Жительница одной из деревень карго-культа имени Джона Фрума перед ночной церемонией с напитком кава и песнями

Фото: Влад Сохин

По словам некоторых молодых островитян, в реальности карго уже в изобилии поставляется на Танну — каждый день в местный аэропорт прилетает несколько рейсов, которые привозят на остров туристов с деньгами. И пусть сейчас их еще не так много, жители Танны уже научились зарабатывать на белых людях. Предприимчивые гиды и хозяева мини-отелей в джунглях острова давно уже не ждут возвращения Джона Фрума: для них культ и так работает и приносит долгожданное карго.

Однако не все члены культов считают, что их мольбы услышаны. К примеру, дети членов «Движения Палиау» на острове Манус не ходят в обычную школу, как жители соседних деревень. Их обучают по специальной программе: они маршируют с деревянным оружием и готовятся к защите родного дома и прав коренного населения в случае очередной экспансии белых колонизаторов.

Дети у берега деревни Мбунай на острове Манус

Фото: Влад Сохин

Однако не все члены культов считают, что их мольбы услышаны. К примеру, дети членов «Движения Палиау» на острове Манус не ходят в обычную школу, как жители соседних деревень. Их обучают по специальной программе: они маршируют с деревянным оружием и готовятся к защите родного дома и прав коренного населения в случае очередной экспансии белых колонизаторов.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.