Пандемия коронавируса заставила людей изменить отношение к дому. Сохранив прежние функции, квартиры превратились в офисы, мастерские, спортивные залы и импровизированные театры. Фотографы со всего мира попытались запечатлеть жизнь людей в полной изоляции, в борьбе с ограничениями и в тесноте с родственниками.
Известный онлайн-журнал о современной фотографии LensCulture решил не отставать от новой эпохи и организовал первый в своей истории Photography Prize, посвященный теме дома. Жюри получили работы из 153 стран мира, призов удостоились 37 из них. С помощью ярких кадров фотографы делились воспоминаниями детства, рассказывали о трудностях жизни, показывали людей, переживающих катастрофы, и тех, чью жизнь пандемия перевернула с ног на голову. Фотографии на грани истерики — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Hashem Shakeri
Победителем в номинации «Серия» выбрали иранского фотографа Хашема Шакери (Hashem Shakeri) и его фотоколлекцию под названием «Изгнанный с небес» (Cast Out of Heaven). Они были сделаны в городах Пардис и Паранд на окраинах Тегерана, где все полностью застроено высотками, а по улицам перемещаются толпы людей и большое количество машин. Строения уходят далеко за горизонт, как будто вовсе не имеют конца.
На одной из фотографий запечатлена семья Насири. В Пардисе выпал первый снег, и они решили устроить пикник на горе напротив своего дома. Трое взрослых сосредоточенно смотрят на огонь, а взгляд мальчика устремлен в небо. Виден застроенный многоэтажками район вдали и пустынная вершина. Все снимки объединяет будто высветленная цветовая гамма и тема ежедневной рутины — посещение рынка, прогулки подростков среди многоэтажек, уборка улиц дворниками.
Фото: Davide Bertuccio
Второе место заняла серия фотожурналиста из Милана Давиде Бертуччо (Davide Bertuccio) «Тихие аплодисменты» (The Silent Clapping of their Hands). Его героем стал бывший итальянский ведущий известной детской программы L’albero Azzurro («Голубое дерево») Клаудио Мадиа (Claudio Madia). За свои 60 лет он успел поработать на морском судне, был акробатом в театре «Ла Скала», много путешествовал, писал книги для детей.
Замедлить сумасшедший ритм жизни Мадиа смогла только пандемия коронавируса. Телеведущий провел карантин дома, который несколько лет назад превратил в место для цирковых шоу. На одной из фотографий Бертуччо запечатлел Мадиа отдыхающим в комнате, которая обычно служит местом для представлений.
Фото: Lauren Grabelle
Американка Лорен Грабель (Lauren Grabelle) представила на конкурс черно-белую серию «Последний человек» (The Last Man), заняв с ней третье место. Кадры посвящены американскому военному, ветерану боевых действий, который несколько лет назад вернулся домой на семейное ранчо в штате Монтана. На снимке под названием «Викинг» мужчина стоит в лодке между зарослей, рядом с ним лежит ружье. Герой обращен к зрителю спиной, он одет в маскировочный костюм. На других кадрах Грабель запечатлела природу и животных на ранчо, хозяина рядом с вырванными из земли с корнями деревьев и вид на дом. На одной из фотографий военный предстал полностью обнаженным — он стоит напротив окна, из которого открывается вид на лес и озеро.
Фото: Younes Khani
В номинации «Отдельная фотография» первенство досталось иранскому фотографу Юнесу Хани (Younes Khani). Он сделал кадр в деревне Имам-Аббас, которая серьезно пострадала от землетрясения. Жители остались без домов и были вынуждены разбить палаточные лагеря. На снимке изображена сидящая в палатке девочка. Она смотрит в объектив сквозь слой полиэтилена, защищающий палатку, и словно кричит. Ее отец только что вышел из палатки, девочка испугалась и зовет его обратно. С той ночи, когда землетрясение разрушило дома, она впадает в панику каждый раз, когда остается одна.
Фото: Артур Попов
Онлайн-журнал высоко оценил и работу российского фотографа Артура Попова. Он запечатлел в московской квартире двух сестер-близнецов. Девушки, одетые в клетчатые рубашки и джинсы, сидят рядом на диване, покрытом покрывалом с цветочным орнаментом. Они смотрят точно в объектив. Интерьер комнаты несовременный, напоминает советскую эпоху: слева видны полки, где стоят книги и фото школьного класса. На стене, оклеенной обоями с броским рисунком, висят две небольшие картины с изображением зимнего пейзажа. Рядом с ними — вышивка с цветами.
Фото: Vaghinak Ghazaryan
В топ-3 лучших фотографий вошел кадр армянского фотографа Вагинака Казаряна «Отдыхающий солдат». Он успел заснять военного, спящего в траншее Армянского нагорья недалеко от села Неркин Хндзореск во время ожесточенного конфликта между Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Мужчина покрыл землю клеенкой и тонким одеялом, поставил рядом с собой автомат и прилег отдохнуть. Кадр демонстрирует, насколько близок к земле становится человек во время войны, а вырытая траншея фактически превращается в его дом без крыши и стен.
Фото: Carole Mills Noronha
Работа австралийского фотографа Кэрол Миллс Нороны (Carole Mills Noronha) особенно понравилась одному из членов жюри. Женщина представила кадр, созданный популярным методом — он сделан на одном и том же месте спустя годы. Норона показала двор своего дома, вспомнив кадр 1977 года — ее ныне покойные бабушка и мать сидят на пляжных стульях и наблюдают, как Кэрол купается в небольшом бассейне вместе с сестрой в жаркий день. Кадр помогает фотографу сохранить в памяти ценные моменты и помнить о них даже спустя десятилетия.
Фото: Terra Fondriest
Другой член жюри проникся работой фотографа Терры Фондрист (Terra Fondriest) из американского штата Арканзас. На фотографии изображены дети и взрослые на участке в регионе Озарк. Трое мальчиков играют с веревкой, размахивая ей как ковбойским лассо, пока женщины смотрят за младшими детьми. Две семьи встречаются почти каждый вечер из-за собаки — соседский питомец часто прибегает на участок Фондрист, после чего женщина возвращает его хозяевам. Фотограф заметила, что ежедневные встречи сблизили ее с соседями, которых теперь она называет друзьями.
Фото: Sima Choubdarzadeh
Фаворитом жюри стала и Сима Чубдарзаде (Sima Choubdarzadeh) — иранский фотограф, которая в качестве темы для серии выбрала религиозные традиции и правила. Она назвала ее «Семена лотоса ждут, чтобы прорасти» (The lotus seeds waiting to sprout). На одном из кадров под названием «Детский брак» девочка двигается по просторной комнате с белым платком в руках. У нее на ногах светлые туфли, которые ей явно велики. В центре зала на люстре висит свадебное платье, а сквозь окна в комнату пробивается ослепительный белый свет. Фотограф подчеркнула, что законы Ирана позволяют девочкам вступать в брак с 13 лет, а мальчикам — на два года позже. По статистике, около 30 тысяч девочек выходят замуж, не достигнув 14-летнего возраста.
Фото: Pariwat Anantachina
Дизайнер и художник из Бангкока Париват Анантачина (Pariwat Anantachina) по всем антикварным лавкам города собирал старые фотоальбомы. Его увлечение вылилось в проект The L_st Album. Фотография представляет собой коллаж из трех кадров, скрепленных скрепкой. На одном из них изображен городской пейзаж, на другом — портрет человека, а на третьем — семья. Особенность кадров — вырезанные лица. Пустоты заполнены яркими изображениями. В работе Анантачина хотел отразить понятие «семейного дома» и эмоциональной связи между людьми. Фотограф надеется, что однажды настоящие владельцы альбомов встретятся и смогут пережить приятные воспоминания.