Культура

Любовь и слезы. Умер Владимир Меньшов — обладатель «Оскара», самый народный режиссер СССР и России

10 фото

В Москве из-за осложнений от коронавируса умер Владимир Меньшов — народный артист СССР, общественный деятель, известный актер и оскароносный режиссер. Его фильмы «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» стали классикой советского кинематографа, а сам он долгие годы оставался одним из самых востребованных артистов — за его плечами свыше сотни ролей в советских и российских фильмах и сериалах. Главные работы Меньшова — в галерее «Ленты.ру».

Актерским дебютом Меньшова стала главная роль в короткометражной комедии «Счастливый Кукушкин» 1970 года режиссера Александра Павловского. В ней он сыграл молодого рабочего, который влюбляется в дочку хозяина одесского трактира. Меньшов не только сыграл в фильме главную роль, но и совместно с Павловским написал к нему сценарий по мотивам рассказа «Ножи» Валентина Катаева.

«Счастливый Кукушкин», 1970 год

Кадр: фильм «Счастливый Кукушкин»

Актерским дебютом Меньшова стала главная роль в короткометражной комедии «Счастливый Кукушкин» 1970 года режиссера Александра Павловского. В ней он сыграл молодого рабочего, который влюбляется в дочку хозяина одесского трактира. Меньшов не только сыграл в фильме главную роль, но и совместно с Павловским написал к нему сценарий по мотивам рассказа «Ножи» Валентина Катаева.

Благодаря роли Кукушкина Меньшова заметили на «Мосфильме», где предложили главную роль в драме «Человек на своем месте» Алексея Сахарова. Там он сыграл инициативного председателя колхоза, усилиями которого в его родной деревне появляется крупный животноводческий комплекс. «Человек на своем месте» открыл для Меньшова путь в большой кинематограф — никому неизвестный актер появился в кадре с советскими звездами Анастасией Вертинской и Арменом Джигарханяном.

«Человек на своем месте», 1972 год

Кадр: фильм «Человек на своем месте» / РИА Новости

Благодаря роли Кукушкина Меньшова заметили на «Мосфильме», где предложили главную роль в драме «Человек на своем месте» Алексея Сахарова. Там он сыграл инициативного председателя колхоза, усилиями которого в его родной деревне появляется крупный животноводческий комплекс. «Человек на своем месте» открыл для Меньшова путь в большой кинематограф — никому неизвестный актер появился в кадре с советскими звездами Анастасией Вертинской и Арменом Джигарханяном.

В качестве режиссера Меньшов впервые попробовал себя в 1968-м, сняв короткометражку «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», а первый полнометражный дебют его вышел только восемь лет спустя. Школьную драму «Розыгрыш» с Евгенией Ханаевой, Дмитрием Харатьяном, Андреем Гусевым и Натальей Вавиловой Меньшов снял в возрасте 37 лет. Картина о противостоянии двух школьников (а на деле — двух кардинально различных взглядов на жизнь) имела в СССР оглушительный успех. Роль в «Розыгрыше» принесла всесоюзную популярность Харатьяну, который, по его словам, оказался попросту не готов к такой известности: «Я, ни о чем не подозревая, выхожу из дома, а люди как-то странно смотрят на меня, говорят: "О, это же тот самый парень из «Розыгрыша»". Успех у картины был ошеломляющий». 

Меньшов рассказывал, что полнометражный дебют для него оказался самым сложным фильмом: «У меня ведь еще не было опыта режиссуры. А пришлось иметь дело с непрофессионалами. И это было решение серьезное, потому что приходили мальчишки, совершенно не имевшие никакого опыта, даже в самодеятельности. [...] Я прыгал перед ними, изображая всех, играя, потом смотрел, как они это делали, поправлял. Слава богу, у меня было актерское образование, оно мне немножко помогло».

Свой непрофессионализм Меньшов ловко компенсировал дерзостью — к примеру, отказываясь от монтажных склеек между эпизодами фильма и внедряя вступительную песню в титрах в сюжет картины.

«Розыгрыш», 1976 год

Кадр: фильм «Розыгрыш»

В качестве режиссера Меньшов впервые попробовал себя в 1968-м, сняв короткометражку «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», а первый полнометражный дебют его вышел только восемь лет спустя. Школьную драму «Розыгрыш» с Евгенией Ханаевой, Дмитрием Харатьяном, Андреем Гусевым и Натальей Вавиловой Меньшов снял в возрасте 37 лет. Картина о противостоянии двух школьников (а на деле — двух кардинально различных взглядов на жизнь) имела в СССР оглушительный успех. Роль в «Розыгрыше» принесла всесоюзную популярность Харатьяну, который, по его словам, оказался попросту не готов к такой известности: «Я, ни о чем не подозревая, выхожу из дома, а люди как-то странно смотрят на меня, говорят: "О, это же тот самый парень из «Розыгрыша»". Успех у картины был ошеломляющий». Меньшов рассказывал, что полнометражный дебют для него оказался самым сложным фильмом: «У меня ведь еще не было опыта режиссуры. А пришлось иметь дело с непрофессионалами. И это было решение серьезное, потому что приходили мальчишки, совершенно не имевшие никакого опыта, даже в самодеятельности. [...] Я прыгал перед ними, изображая всех, играя, потом смотрел, как они это делали, поправлял. Слава богу, у меня было актерское образование, оно мне немножко помогло». Свой непрофессионализм Меньшов ловко компенсировал дерзостью — к примеру, отказываясь от монтажных склеек между эпизодами фильма и внедряя вступительную песню в титрах в сюжет картины.

«Москва слезам не верит» — главный успех не только Меньшова как режиссера, но и советского кинематографа в принципе. Картина, вышедшая в 1979 году, получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Режиссер на вручение награды не явился — в те времена он был «невыездным», никакой речи о поездке в Лос-Анджелес и быть не могло. Меньшов о своей победе на «Оскаре» узнал из передачи «Время», поначалу посчитав это розыгрышем: об итогах церемонии, прошедшей 31 марта, в советских новостях объявили 1 апреля. «Москва слезам не верит» стала самой кассовой в СССР картиной (позже этот рекорд побили «Пираты XX века»), а его звезды Алексей Баталов и Вера Алентова — ни много ни мало знаменитостями с мировыми именами. К Алентовой, с которой Меньшов обручился еще в 1962 году, режиссер относился на съемках чрезвычайно требовательно — опасался, что его обвинят в «протаскивании» супруги в картину по блату. 

Оглушительному успеху предшествовала масса критики: «Москву...» называли дешевкой и халтурой, спекулирующей на пошлых, избитых темах. Меньшов эту критику принимал очень близко к сердцу, однако народный успех картины расставил все на свои места: «Говорили, что это халтура, дешевка, мол, каждый из нас может снять такую картину, но нам не позволяет хороший вкус. А этот, надо же, рискнул, пошел против общепринятого вкуса, снял индийское кино, и за это его зритель полюбил!»

«Москва слезам не верит», 1979 год

Кадр: фильм «Москва слезам не верит»

«Москва слезам не верит» — главный успех не только Меньшова как режиссера, но и советского кинематографа в принципе. Картина, вышедшая в 1979 году, получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Режиссер на вручение награды не явился — в те времена он был «невыездным», никакой речи о поездке в Лос-Анджелес и быть не могло. Меньшов о своей победе на «Оскаре» узнал из передачи «Время», поначалу посчитав это розыгрышем: об итогах церемонии, прошедшей 31 марта, в советских новостях объявили 1 апреля. «Москва слезам не верит» стала самой кассовой в СССР картиной (позже этот рекорд побили «Пираты XX века»), а его звезды Алексей Баталов и Вера Алентова — ни много ни мало знаменитостями с мировыми именами. К Алентовой, с которой Меньшов обручился еще в 1962 году, режиссер относился на съемках чрезвычайно требовательно — опасался, что его обвинят в «протаскивании» супруги в картину по блату. Оглушительному успеху предшествовала масса критики: «Москву...» называли дешевкой и халтурой, спекулирующей на пошлых, избитых темах. Меньшов эту критику принимал очень близко к сердцу, однако народный успех картины расставил все на свои места: «Говорили, что это халтура, дешевка, мол, каждый из нас может снять такую картину, но нам не позволяет хороший вкус. А этот, надо же, рискнул, пошел против общепринятого вкуса, снял индийское кино, и за это его зритель полюбил!»

Второй культовый фильм Меньшова «Любовь и голуби» — экранизация хитовой в те времена пьесы Владимира Гуркина. Выход картины сопровождался трудностями: в 1980-е в СССР разворачивалась борьба с пьянством, и персонаж фильма дядя Митя в исполнении Сергея Юрского, не упускавший возможности выпить, худсовету не понравился. Меньшов все же отстоял свою картину — помогли предыдущие заслуги и то, что война с алкоголизмом в Союзе быстро сошла на нет. Режиссер позже сожалел, что из-за задержки с премьерой «Любовь и голуби» не получили номинации в различных кинопремиях и упустили шанс завоевать «Оскар».

«Любовь и голуби», 1984 год

Кадр: фильм «Любовь и голуби»

Второй культовый фильм Меньшова «Любовь и голуби» — экранизация хитовой в те времена пьесы Владимира Гуркина. Выход картины сопровождался трудностями: в 1980-е в СССР разворачивалась борьба с пьянством, и персонаж фильма дядя Митя в исполнении Сергея Юрского, не упускавший возможности выпить, худсовету не понравился. Меньшов все же отстоял свою картину — помогли предыдущие заслуги и то, что война с алкоголизмом в Союзе быстро сошла на нет. Режиссер позже сожалел, что из-за задержки с премьерой «Любовь и голуби» не получили номинации в различных кинопремиях и упустили шанс завоевать «Оскар».

В комедию Геральда Бежанова «Где находится нофелет?» Меньшов попал совсем уж случайно, — на него в буфете Дома кино натолкнулся сценарист фильма Анатолий Эйрамджан. Кинематографисты тогда искали актера на главную роль инженера Павла, однако поиски были безуспешными. Меньшов, заметив пристальный взгляд Эйрамджана, смутился и уронил эклер в кофе. Тогда сценарист понял, что именно такой образ необходим для его комедии.

«Где находится нофелет?», 1987 год

Кадр: фильм «Где находится нофелет?»

В комедию Геральда Бежанова «Где находится нофелет?» Меньшов попал совсем уж случайно, — на него в буфете Дома кино натолкнулся сценарист фильма Анатолий Эйрамджан. Кинематографисты тогда искали актера на главную роль инженера Павла, однако поиски были безуспешными. Меньшов, заметив пристальный взгляд Эйрамджана, смутился и уронил эклер в кофе. Тогда сценарист понял, что именно такой образ необходим для его комедии.

После выхода «Любовь и голуби» Меньшов на целых десять лет отошел от кинорежиссуры — не мог найти подходящего сценария. Когда сценаристы Андрей Самсонов и Виталий Москаленко попросили его отредактировать фарс-комедию о братьях-близнецах, Меньшова так затянул этот процесс, что он понял: фильм должен снять он. Именно «Ширли-мырли» режиссер впоследствии называл своей главной сценаристской удачей, а также «очень смелой акцией».

«Ширли-мырли», 1995 год

Кадр: фильм «Ширли-мырли»

После выхода «Любовь и голуби» Меньшов на целых десять лет отошел от кинорежиссуры — не мог найти подходящего сценария. Когда сценаристы Андрей Самсонов и Виталий Москаленко попросили его отредактировать фарс-комедию о братьях-близнецах, Меньшова так затянул этот процесс, что он понял: фильм должен снять он. Именно «Ширли-мырли» режиссер впоследствии называл своей главной сценаристской удачей, а также «очень смелой акцией».

В 2000-е одной из самых ярких и запоминающихся, хоть и второстепенных ролей Меньшова стал светлый маг Гесер в хитовой дилогии Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Меньшов признавался, что съемки в фантастических блокбастерах заставили его думать об окончательном уходе из режиссуры — по его словам, он попросту не понимал, как придумывались и создавались спецэффекты в этих картинах.

«Ночной дозор», 2004 год

Кадр: фильм «Ночной дозор»

В 2000-е одной из самых ярких и запоминающихся, хоть и второстепенных ролей Меньшова стал светлый маг Гесер в хитовой дилогии Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Меньшов признавался, что съемки в фантастических блокбастерах заставили его думать об окончательном уходе из режиссуры — по его словам, он попросту не понимал, как придумывались и создавались спецэффекты в этих картинах.

«Зависть богов» стала последней завершенной киноработой Меньшова, которую он называл своим «лучшим фильмом с точки зрения профессионального владения мастерством». Фильм, впрочем, не был успешен ни в прокате, ни на фестивалях, что Меньшова, по его признанию, сильно задело.

«Зависть богов», 2000 год

Кадр: фильм «Зависть богов»

«Зависть богов» стала последней завершенной киноработой Меньшова, которую он называл своим «лучшим фильмом с точки зрения профессионального владения мастерством». Фильм, впрочем, не был успешен ни в прокате, ни на фестивалях, что Меньшова, по его признанию, сильно задело.

Последним высокобюджетным фильмом с участием Меньшова стала спортивная драма «Легенда №17». В нем артист сыграл аппаратчика-интригана из ЦК КПСС, который плетет интриги вокруг тренера Тарасова. С годами Меньшов все чаще появлялся в кино в образе консервативного чиновника или начальника из силовых структур — способствовали этому и возраст, и, возможно, его активное участие в политической жизни России. Меньшов выступал доверенным лицом «Единой России» и Владимира Путина на выборах, был председателем Общественного совета при ФСИН России и даже собирался баллотироваться в Госдуму.

«Легенда №17», 2013 год

Кадр: фильм «Легенда №17»

Последним высокобюджетным фильмом с участием Меньшова стала спортивная драма «Легенда №17». В нем артист сыграл аппаратчика-интригана из ЦК КПСС, который плетет интриги вокруг тренера Тарасова. С годами Меньшов все чаще появлялся в кино в образе консервативного чиновника или начальника из силовых структур — способствовали этому и возраст, и, возможно, его активное участие в политической жизни России. Меньшов выступал доверенным лицом «Единой России» и Владимира Путина на выборах, был председателем Общественного совета при ФСИН России и даже собирался баллотироваться в Госдуму.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.