Во вторник информационное агентство ИТАР-ТАСС сообщило о том, какую реакцию в администрации Львовской области Украины вызвала некая компьютерная игра под названием "Операция "Галичина". Игра недавно появилась на прилавках украинских магазинов, торгующих компакт-дисками с "софтом", и стала оживленно распродаваться, набирая всё большую популярность. В какой-то момент на эту игру наткнулся кто-то из львовской обладминистрации и ужаснулся, увидев, что "Операция "Галичина" имеет совершенно недвусмысленный политический посыл.
В игре - трехмерном шутере "от первого лица" - игроку предлагается стать российским спецназовцем и принять участие в некой операции под упомянутым названием, которая заключается в подавлении сопротивления западных украинцев после того, как на Украине в результате "выборов 2008 года" "приходит к власти пророссийский кандидат Сергей Гришков". "Галичина", она же Галиция, - это историческое название части территории Южной Польши и западноукраинских земель, а еще "Галичиной" называлась украинская дивизия гитлеровских войск СС. В игровом 2008 году население Галичины (в первую очередь, той же Львовской области), как и следует ожидать, категорически отказывается подчиниться "новой власти" "Сергея Гришкова", и в целях сохранения территориальной целостности "Гришков" просит силовой помощи у России. Россия предоставляет тот самый спецназ, который высаживается на львовской земле и идет убивать "повстанцев".
"Игра, в которой российский спецназ убивает галичанина, стала настоящим шоком для местных чиновников", - сообщили ИТАР-ТАСС источники в аппарате львовской администрации. Теперь чиновники Галичины исполнены решимости найти и наказать авторов идеологически зловредной игры, посмевших замахнуться на право галичан на самоопределение. По сообщению агентства, власти западных областей Украины намерены не только разыскать коварных "разработчиков", но и "запретить продажу игры".
Художественный замысел
В разгар голодного времени в Северной Корее коварный генерал тайно переправляет гуманитарную помощь на нужды армии, забирая всю полноту власти в свои руки. Новое китайское правительство прекращает поставки вооружения в Северную Корею, опасаясь растущей военной мощи государства. В ответ правительство Северной Кореи делает тайные попытки примирения с Россией, образовав военный союз. В стране начинаются голодные бунты, и генерал планирует полностью захватить контроль над армией. Обвиняя Китай в том, что корейцы голодают, он выступает на север, чтобы захватить китайскую территорию, пользуясь молчаливой поддержкой нового русского союзника. Китай обороняется, стараясь сдержать масштабы происходящего, чтобы избежать конфликта с Россией и возможной ядерной бомбардировки. С этой целью Китай официально приглашает международные силы защищать китайско-северокорейскую границу. Неофициально в дело вступают Призраки и другие особые подразделения. Их цель: аннулировать северокорейскую угрозу и свергнуть коварного генерала.
Если изучить ситуацию внимательнее, можно сделать вывод, что злокозненная игра является ничем иным, как кустарной пиратской переделкой популярной игры Ghost Recon, первую версию которой транснациональная игровая студия Ubisoft выпустила на рынок еще в 2001 году. В оригинальной игре рассказывается о доблестном американском спецназе, который - что бы вы думали, делает? - выполняет задание американского руководства по свержению коммунистического правительства... пришедшего к власти в России в 2008 году! Новый ГКЧП намерен совершить ужасное - "восстановить железный занавес", но главный герой игры, американскоий спецназовец, должен этому помешать. Игру охотно раскупили западные потребители, после чего последовали сиквелы, эксплуатирующие целый спектр геополитических тем - например, в Ghost Recon 2 диверсионные действия ведутся уже в Северной Корее.
До сих пор не было известно о претензиях российских органов власти какого-либо уровня к фирме Ubisoft. В России спокойно действует ее представительство, которое никто не попытался "запретить" и "привлечь". Вообще, некий альтернативный взгляд на какие-либо вещи в компьютерных играх, фильмах или, скажем, песнях, особенно иностранного производства, - вполне себе обычное дело в современном мире.
Российскому потребителю со времен падения того самого "железного занавеса" хорошо знакомы западные фильмы "про русских" ("Красная жара", "Рембо" и сериал про Джеймса Бонда, например), где русские изображались известно как - в ушанках с советской символикой и беспробудно пьяные. А обширнейшая социальная прослойка российских любителей компьютерных игр в середине 90-х годов и вовсе была взращена на американских военных играх, где с русскими-советскими "противниками" чего только не вытворялось - многие россияне в свое время изрядно поездили на симулированном американском танке M1 Abrams или полетали на вертолете AH-64 Apache и постреляли по русской технике, поименованной в натовской классификации - Ka-50 Hokum или, там, SA-15 Gauntlet. А уж что творится в популярнейшей серии игр Civilization, где парадоксы виртуального исторического развития могут привести к полному истреблению русских, скажем, зулусами, - страшно представить. А в некоторых играх вообще творится немыслимое - являются злые инопланетяне и, при неудачном развитии событий, уничтожают к праотцам всю Землю вместе с США, Северной Кореей и Галичиной.
Раскрытие темы
Использование художественных произведений для привлечения внимания аудитории к тем или иным актуальным политическим или социальным вопросам - прием далеко не новый. В компьютерных играх не хуже, чем в фильмах и книгах, можно затронуть любую тему и раскрыть ее любым способом. Как правило, за каждым произведением стоит автор, который в случае чего готов пояснить, для чего именно он применил тот или иной художественный прием.
Нельзя сказать, что в западных странах с художественным творчеством все обстоит безупречно. То и дело в выпускаемых западной индустрией играх, фильмах и книгах находятся вещи, вызывающие по меньшей мере тихий ужас у общественности, а порой порождающие требования предать тех или иных авторов анафеме или, скажем, суду Линча. Это происходит оттого, что некоторые авторы имеют манеру обременять себя достаточно неоднозначным занятием - экспериментированием с одним из базовых демократических принципов - принципом свободы слова (надо отметить, вещь это далеко не простая, и требует аккуратного, цивилизованного обращения).
box#2082745
Некоторым авторам почему-то часто хочется дать "пощечину общественному вкусу" (данную формулировку придумала группа эпатажных поэтов эпохи "Серебряного века") и создать себе скандальную славу. Как правило, это обычные провокаторы, которые преследуют вполне понятные цели (как правило, нехорошие), и вдаваться в психиатрические аспекты их мотивации мы не станем.
Вспомним лишь, из недавнего, случай с голландским режиссером Тео ван Гогом, который снял провокационный фильм, подвергнув своеобразной интерпретации исламскую культуру, а впоследствии был убит исламскими радикалами. Или компьютерную игру "JFK Reloaded", выпущенную британской фирмой в 2004 году к 41 годовщине смерти Джона Кеннеди - десятидолларовая игра представляет собой "симулятор убийства" 35-го президента США, в деталях воссоздающий события 22 ноября 1963 года, а игроку предлагается побыть в роли убийцы Ли Харви Освальда. Который год не утихают страсти по поводу серии игр Grand Theft Auto (GTA), главный герой которой ходит по виртуальному городу и занимается массовыми убийствами и нанесением виртуальным мирным жителям морального и материального ущерба в крупных размерах. Уж не говоря об огромном количестве провокационных и политизированных flash-игр в Интернете, доступных в любое время почти всем пользователям Сети без всяких походов в магазины.
Проблему с нарушениями норм общественной морали при сохранении принципов свободы слова в цивилизованных странах пока научились решать только одним способом: "провокационная" продукция должна распространяться только в специально отведенных местах, и доступ к ней должны иметь только "зрелые" люди (американский рейтинг M для "злых" игр означает именно "mature", то есть "зрелый"), которые уже вышли из несовершеннолетнего возраста и способны здраво рассудить, где свобода, а где слово. Огрехи этой системы приводят например, к случаям, когда наигравшиеся в GTA (насмотревшиеся "зрелых" фильмов) несовершеннолетние дети где-то находят оружие и идут убивать сверстников, а то и полицейских.
box#2082746
В связи с участившимися случаями подобного рода в ряде стран, в первую очередь, в США, Великобритании и Японии, сейчас активно происходит пересмотр механизмов оборота такой продукции на рынке - в США предлагают считать продажу "взрослых" игр детям уголовным преступлением, а в Англии - писать очень крупными буквами предупреждения на коробках с играми по аналогии с антитабачной пропагандой.
С политическим аспектом сложнее - игра или фильм может не нарушать норм общественной морали, но вызывать весьма противоречивые чувства у тех или иных политизированных слоев. В Китае, где вовсю лютует коммунистическая цензура, поступают просто - подозрительные игры сразу запрещают - например, в последний раз так произошло с британским футбольным симулятором Football Manager 2005, в которой фигурируют "национальные футбольные команды" Тайваня, Гонконга, Макао и Тибета. В той же Северной Корее всё ещё проще - там вообще нет никаких иностранных компьютерных игр, да и с компьютерами как таковыми напряженка. В развитых демократиях всё сложнее - каждый случай приходится рассматривать отдельно, но в случае с чисто политическими провокациями информационного характера представляется, что разумнее всего на них, как на любые провокации, просто не реагировать, ведь реакция и вского рода шумиха - это то, чего провокаторы обычно и добиваются.
О демократических ценностях
Между тем следует напомнить, что в случае с игрой про Галичину речь идет о пиратской, то есть незаконной, модификации защищенного авторскими правами продукта. Подобные случаи в пиратской среде далеко не редкость - пираты, которых на Украине, в России и других "не очень развитых" странах огромное число, без зазрения совести делают с попадающими к ним играми что угодно. В большинстве случаев пираты просто локализуют продукт (переводят на местный язык, часто с ошибками, в том числе орфографическими, искажениями и сокращениями), однако известны случаи использования компонентов игр для создания новых "бутлегерских" сюжетов. Особенно легкой эта задача становится в тех играх, для которых сами производители выпускают "конструкторы" - например, предоставляя возможность "одевать" игровых персонажей в самостоятельно нарисованную экипировку, строить игровые площадки из готовых блоков и т.п.
Классическим примером игрового "бутлегерства" является выход в России несколько лет назад пиратского варианта популярного квеста Neverhood, который творческая группа пожелавших остаться неизвестными производителей контрафакта переименовала в "Не верь в худо" и снабдила собственной озвучкой, на чем свет стоит поносящей корпорацию Microsoft. Примерно то же произошло и с "Галичиной" - неизвестные "творцы" "перекрасили" готовые игровые компоненты Ghost Recon, сменили тексты и озвучку и выпустили получившийся кустарный и насквозь нелегальный продукт в розничную продажу в доверху забитые контрафактом (проще говоря, ворованной чужой интеллектуальной собственностью) украинские магазины - Украина, по свежим западным оценкам, занимает второе (после Вьетнама) место в мире по распространенности компьютерного пиратства.
В тех самых магазинах и обнаружили "игру" чиновники из львовской обладминистрации и, как уже было сказано, до глубины души возмутились вопиющим надругательством над украинским суверенитетом. Ведь Западная Украина стремится стать частью Европы, и голосовало на недавних памятных выборах ее население не за какого-нибудь "пророссийского" "Сергея Гришкова", а за кандидата "прозападного", пообещавшего привести страну к европейским ценностям, демократии и свободам, в том числе - к свободе слова.
Соответственно, есть мнение, что вопиющие попытки неизвестных "производителей" поставить эти ценности под сомнение, должны быть решительно пресечены. По всей видимости, администрация Львовской области теперь преисполнена решимости разыскать аудиовизуальных провокаторов среди огромных толп компьютерных пиратов и привлечь их. А саму "игру" - запретить. Демократические ценности, свобода слова, европейский образ жизни - это для властей Галичины, как показывает данный случай, святое.
Сергей Рублёв