В четверг Лефортовский суд Москвы вынес приговор по делу о хищении и легализации 342 миллионов рублей, которые принадлежали "ЮКОСу". Основным обвиняемым по этому делу проходил заместитель управляющего делами компании "ЮКОС-Москва" Алексей Курцин, который приговорен к 14 годам лишения свободы в колонии строго режима, а также к штрафу в размере одного миллиона рублей.
Вместе с Курциным на скамье подсудимых находились еще восемь предпринимателей, которые также признаны виновными по всем пунктам обвинения и приговорены к различным срокам заключения - от 2 до 13 лет. Четверо из них находились под подпиской о невыезде и были взяты под стражу в зале суда. Кроме того, двоим из подсудимых, Алексею Александрову и Игорю Гончарову, назначен штраф в миллион рублей.
Любопытно, что суд приговорил подсудимых к более суровому наказанию, чем того просило обвинение. Так, прокурор, выступая в прениях, требовал посадить Курцина на 13 лет (что все равно больше, чем получил его бывший шеф Михаил Ходорковский) и даже был согласен на назначение некоторым обвиняемым условного срока. С другой стороны, максимальный срок наказания за инкриминируемые им преступления предусматривает до 15 лет лишения свободы.
Не менее интересно, что потерпевшей по делу признана компания "Юганскнефтегаз", которая якобы понесла ущерб как владелец 0,00003 процента акций "ЮКОСа". При этом Генпрокуратура привлекла "Юганск" к делу в качестве потерпевшего после того, как "ЮКОС" лишился его за налоговые долги. В ходе судебного разбирательства "Юганск" не предъявлял никаких исковых требований.
Благодетели
ООО "ЮКОС-Москва" являлось одной из управляющих компаний "ЮКОСа". В мае 2005 года в результате реструктуризации она была преобразована в ЗАО "ЮКОС-РМ", которое отвечает за переработку и сбыт.
Алексей Курцин, в то время исполняющий обязанности управделами "ЮКОС-Москвы", был арестован в ноябре 2004 года по подозрению в присвоении принадлежащих компании 22 миллионов рублей. По данным Генпрокуратуры, в июне 2004 года эту сумму при участии Курцина перечислили на счета фонда инвалидов Удмуртии под видом благотворительной помощи, после чего деньги были обналичены и присвоены, а инвалиды никакой помощи не получили.
Собственно говоря, все обвинения, предъявленные подсудимым, касались именно такой схемы "благотворительности". Согласно обвинительному заключению, Курцин и Трушин (старший вице-президент ООО "ЮКОС-Москва"), используя свое служебное положение, обеспечивали перечисление средств компании на счета различных общественных организаций и фондов в виде добровольных пожертвований. При этом соответствующие распоряжения якобы подписывал Курцин.
Вместе с сотрудником "ЮКОСа" осуждены: директор ООО "КТИ" Игорь Гончаров, директор ООО "Аллонж" Игорь Агафонов, директор ООО "Аквинт" Константин Воротников, братья Александр и Алексей Александровы, Дмитрий Шленский, Юрий Юминов и Сергей Балдыков. Кроме того, по делу проходят старший вице-президент ООО "ЮКОС-Москва" Михаил Трушин, который в настоящее время находится в международном розыске, и Юрий Маслов, объявленный в федеральный розыск.
Остальные же подсудимые подыскивали или регистрировали подставные организации, на счета которых поступали юкосовские деньги. Собственно легализацию и обналичивание переведенных средств также обеспечивали эти предприниматели. Они же в дальнейшем передавали основную часть похищенного Трушину и Курцину.
Таким образом с января по июль 2004 года через различные организации и фонды, зарегистрированные в Москве, Туле, Волгограде, Нижнем Новгороде и других городах России, было отмыто 342 миллиона рублей, утверждает прокуратура.
Курцин и четверо других подсудимых свою вину полностью отрицают. По словам замуправделами, он не принимал никаких решений о выделении средств на оказание благотворительной помощи, а лишь занимался оформлением документации. Курцин заявил, что подписал свыше ста распоряжений об оказании благотворительной помощи, "а в деле фигурирует только 13, как будто других не было". Курцин подтвердил, что подписывал все распоряжения по указанию руководства и лишь после того, как они прошли необходимые согласования со всеми службами "ЮКОСа".
Большинство подсудимых и вовсе заверили, что не знали Курцина и никогда с ним не встречались. Двое признали, что совершали инкриминируемые им действия, но без злого умысла, а один из обвиняемых, Дмитрий Шленский, признал свою вину частично - по эпизоду, связанному с растратой денежных средств.
Суд, начав зачитывать приговор в понедельник, завершил эту процедуру лишь в четверг. После того как были оглашены сроки наказания, гособвинители заявили, что удовлетворены обвинительным приговором. В свою очередь, адвокат Курцина Юрий Ларин заявил, что вопрос об обжаловании приговора будет решаться позже, после изучения его текста.
Между тем в настоящее время Генпрокуратура продолжает расследование еще нескольких дел, так или иначе связанных с "ЮКОСом" и сотрудниками компании. В частности, на днях суд выдал санкцию на арест юриста "ЮКОСа" Дмитрия Гололобова по новому обвинению в отмывании преступно нажитых средств. В ноябре 2004 года (одновременно с задержанием Курцина) суд уже санкционировал арест Гололобова по обвинению в присвоении акций, принадлежащих Восточной нефтяной компании (на сумму 3 миллиарда рублей), а также в завладении акциями ОАО "Томскнефть". По этому же делу проходят находящаяся в СИЗО замначальника юридического департамента компании "ЮКОС-Москва" Светлана Бахмина, главный специалист по заработной плате и труду управления кадровой политики "ЮКОС-Москва" Антон Захаров, бывший сотрудник дирекции внешнего долга "ЮКОСа" Владимир Переверзин, а также адвокат ALM-Feldmans Павел Ивлев.
Алексей Гапеев