"Пионеры" идут на помощь "Тополям" Развертывание системы ПРО США в Европе станет новым витком гонки вооружений

Планы по строительству в Европе третьего базового района развертывания сил противоракетной обороны США, в течение нескольких лет проходившие по ведомству "политических страшилок", стали реальностью. До 2015 года на территории Польши, Чехии и Великобритании будут созданы пусковые комплексы ракет-перехватчиков GBI, радарные установки и узлы связи. Объединенный в единую сеть с комплексами на Аляске и в Калифорнии, третий базовый район замкнет кольцо глобальной ПРО Соединенных Штатов Америки.

Официальное сообщение о предстоящем развертывании нового района ПРО вызвало жесткую реакцию со стороны России. Высокопоставленные представители МИД и Министерства обороны заявили о возможном выходе России из договора о ракетах средней и меньшей дальности 1987 года и наращивании стратегических ядерных сил.

Обсуждая возможности противоракетной обороны США, следует различать два направления развития системы ПРО. В рамках первого направления США создают систему обороны на театре военных действий (ПРО на ТВД) с целью защиты военных группировок и баз США и их союзников от ударов оперативно-тактических ракет дальностью до 700-800 километров. Второе и главное направление - создание национальной противоракетной обороны (НПРО) территории Соединенных Штатов и их ближайших союзников. В данном случае противниками становятся баллистические ракеты средней дальности и межконтинентальные. Именно развертывание НПРО стало поводом для самого серьезного кризиса в российско-американских отношениях со времен распада СССР.

Защищать свою территорию от удара баллистических ракет средней и большой дальности США намерены с помощью развертывания эшелонированной системы обнаружения, сопровождения и перехвата целей. Стартовавшие ракеты предполагается уничтожать с помощью дальнобойного лазера воздушного базирования или беспилотных аппаратов, патрулирующих в стратосфере. На среднем участке траектории баллистические ракеты будут уничтожаться с помощью ракет-перехватчиков большой дальности действия типа GBI. На завершающем участке ракеты должны поражать комплексы средней дальности действия типа THAAD и SM-3. Разведку целей, их обнаружение, сопровождение и выдачу целеуказания на огневые батареи и летательные аппараты планируется осуществлять с помощью различных технических средств - от спутников с инфракрасными сенсорами до радаров наземного базирования и беспилотных аппаратов, связанных в единую сеть.

Пуск перехватчика GBI. Фото агентства по ПРО США

Пуск перехватчика GBI. Фото агентства по ПРО США

Lenta.ru

В настоящее время национальная система ПРО США включает в себя три эшелона. Наземный эшелон - два базовых района развертывания ракет-перехватчиков GBI на Аляске и в Калифорнии и радары системы предупреждения о ракетном нападении, построенные, помимо территории США, в Норвегии и Гренландии. Второй эшелон - морской - группировка крейсеров и эскадренных миноносцев класса AEGIS, которые представляют собой "передовой отряд" сил ПРО. Третий эшелон - космический - сеть спутников обнаружения. По имеющимся планам, в ближайшие 10 лет наземный эшелон дополнится третьим базовым районом развертывания ракет GBI и радаров в Восточной Европе. Кроме того, будет создан воздушный эшелон - группировка самолетов с лазерными установками и боевых беспилотных аппаратов.

В некоторых районах земного шара задачи национальной ПРО США тесно связаны с задачами ПРО на ТВД. Так, развернутые в Японском море крейсера и эскадренные миноносцы класса AEGIS с ракетами SM-3 могут выполнять как задачи ПРО на ТВД, защищая американские базы в Южной Корее и Японии от удара ракетами средней дальности, так и перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты на стартовом участке траектории. Зенитно-ракетные комплексы THAAD, которые предполагается развертывать в районах боевых действий в составе группировок армии США, могут использоваться также для перехвата моноблочных головных частей межконтинентальных баллистических ракет. Перехватчики GBI, развертываемые в Европе, предназначены для перехвата межконтинентальных баллистических ракет, которыми в регионе располагает, помимо Великобритании и Франции, только Россия.

Задачу защиты европейского континента от возможной атаки Ирана с использованием баллистических ракет средней дальности планируется решать с помощью зенитно-ракетных комплексов MEADS, THAAD и модернизированных ЗРК Patriot PAC-3.

Создаваемая система НПРО позволяет решать широкий круг задач противоракетной обороны, но сама по себе не способна защитить США от наиболее серьезной угрозы - массированного ядерного удара межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. В настоящее время ракетно-ядерный удар таких масштабов могут нанести только две страны - собственно, США и Россия.

Было бы ошибкой думать, что вооруженные силы США принципиально не способны защитить страну от подобного удара и не стремятся решить данную задачу. В случае масштабного ракетно-ядерного конфликта задачи ПРО решаются с привлечением других видов вооруженных сил. Главным условием успешной обороны становится уничтожение возможно большего числа ракет до их старта, в неядерный период конфликта. С этой целью США могут задействовать мощную систему космической и воздушной разведки, призванную отслеживать позиции ракетных частей, особенно оснащенных мобильными комплексами, и широкий набор боевых средств, предназначенных для уничтожения ракет на земле - от действий групп спецназначения до превентивного ядерного удара. Подводные ракетоносцы противника должны быть выведены из строя с помощью атомных многоцелевых подводных лодок и других сил противолодочной борьбы. На подготовку к действиям подобного рода уходит значительно больше средств, чем на развертывание систем непосредственного перехвата ракет. И именно борьба с ракетами противника на земле является главным эшелоном противоракетной обороны США.

Развертывание третьего базового района ПРО, по мнению специалистов, значительно повышает вероятность развития событий по описанному сценарию. Если базовые районы на западе США могли обеспечить лишь перехват ракет, запущенных с азиатской территории России, то теперь Штаты могут рассчитывать на перехват ракет, запущенных из райнов базирования в Поволжье и Приуралье, где сосредоточена основная группировка РВСН. В результате, в сочетании с описанными выше средствами ведения войны, система ПРО будет способна с высокой степенью вероятности защитить территорию США от ракетно-ядерного удара.

Пуск ракеты SM-3. Фото ВМС США

Пуск ракеты SM-3. Фото ВМС США

Lenta.ru

Для противодействия системе ПРО США Россия предпринимает ряд действий. Первым из них стал отказ от советского обязательства по неприменению ядерного оружия "в первом ударе". В настоящее время, по сведениям из различных источников, превентивный ядерный удар рассматривается командованием Вооруженных сил России как полноправное средство ведения войны, в отличие от советского времени, когда применение ядерного оружия рассматривалось, прежде всего, в вариантах ответного и ответно-встречного удара.

Среди прочих мер - развертывание группировки ракет "Тополь-М" и ракет морского базирования "Булава", отличающихся чрезвычайно быстрым разгоном, что значительно сокращает время пребывания в зоне перехвата. Кроме того, мобильные ракеты значительно труднее обнаруживаются и поражаются, чем ракеты в шахтных пусковых установках. К другим мерам относится оснащение "Тополей" разделяющимися головными частями, что позволяет уменьшить ущерб от уничтожения каждой отдельной ракеты, и сохранение на вооружении группировки тяжелых ракет, оснащенных большим количеством боевых блоков и несущих на борту солидный арсенал средств прорыва ПРО - аппаратуру постановки помех, ложные цели и другие средства.

Для непосредственного воздействия на базы ПРО близ российских границ могут использоваться ракеты средней дальности типа РСД-10 "Пионер", о возможном возвращении которых в строй заговорили в последнее время. Эти ракеты, близкие по конструкции к семейству "Тополь", размещены на мобильных пусковых установках и также отличаются высокой скоростью разгона, что позволяет при необходимости поразить цели в течение 5-6 минут после запуска. Кроме того, при необходимости по базам противоракетной обороны могут применяться оперативно-тактические ракеты типа "Искандер", боевые самолеты и группы спецназа, выброшенные поблизости от баз "в угрожаемый период".

В целом, развертывание глобальной системы ПРО США безусловно является новым витком гонки вооружения. По сведениям из компетентных источников, руководство России рассматривает вопрос дополнительного увеличения расходов на оборону с целью ускорения темпов модернизации ракетно-ядерных сил страны и усиления группировок обычных вооруженных сил на западных направлениях. Следующим шагом на пути сползания в новую холодную войну может стать выход России из договора по обычным вооруженным силам в Европе, ограничивающим численность российской армии и военно-воздушных сил к западу от Урала.

Илья Крамник

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше