В понедельник, 24 августа, в США был опубликован доклад о методах работы следователей ЦРУ. Документ подготовили еще в 2004 году, но до сих пор он был официально засекречен. Некоторые его положения были обнародованы еще на выходных, и сразу стало понятно: речь снова идет о нарушении прав предполагаемых террористов.
Снова - потому что в последнее время эта тема поднималась уже неоднократно, так что напомнить "содержание предыдущих серий" будет нелишним. Сразу же после своего прихода в Белый дом в январе Барак Обама запретил использовать жестокие методы допроса подозреваемых, приказал закрыть лагерь на базе в Гуантанамо и секретные зарубежные тюрьмы ЦРУ и фактически отрекся от начатой Джорджем Бушем "войны против террора". Правозащитники неустанно требовали тщательного расследования и наказания виновных, а подробности жестоких допросов, граничивших с пытками, становились известны все шире.
Урожайным на разоблачения выдался месяц апрель. Сперва был опубликован доклад Красного креста от 2006 года, в котором были собраны жалобы группы "особо ценных заключенных" Гуантанамо, побывавших ранее в секретных тюрьмах ЦРУ. Затем Обама сделал достоянием общественности секретные меморандумы, подготовленные для ЦРУ юристами Буша и санкционировавшие методы "усиленного допроса" предполагаемых террористов - в том числе с элементами физического и психического давления.
Противники старой администрации требовали выявить и покарать виновных. Шел спор о том, кто собственно эти виновные, кто какую роль сыграл и кто первым дал добро. Со своей стороны, апологеты "войны против террора" указывали на ценность жестких методов допросов для борьбы с террористами и не упускали случая уколоть демократов: те, дескать, и раньше все знали, а возмущение теперь изображают из политической корысти. Вдобавок ко всему, летом, когда ажиотаж вокруг жестокого обращения с заключенными немного утих, всплыла новая скандальная история - о программе истребления руководителей "Аль-Каеды", родившейся в недрах ЦРУ и готовившейся - но так и не подготовленной - в тайне от Конгресса. Последние же события возвращают в центр всеобщего внимания именно "следственно-пыточную" практику агентов ЦРУ.
Щетка, дрель и пистолет
Доклад, обнародованный в понедельник, был подготовлен генеральным инспектором федерального правительства по делам ЦРУ. В документе описаны случаи, когда следователи подходили к работе "творчески" и шли дальше рекомендованных методов "усиленного допроса". В частности, речь идет о работе с Халидом Шейхом Мухаммедом, который провозгласил себя главным организатором терактов 11 сентября 2001 года, и Абдом аль-Рахимом аль-Нашири, подозреваемым в организации взрыва эсминца "Коул" в 2000-м. Оба этих деятеля из "Аль-Каеды" в настоящее время содержатся в Гуантанамо.
С заключенными делали всякое - передавливали им сонную артерию, терли тело жесткой щеткой вплоть до образования ссадин, заламывали руки. Конечно же, была в ходу пытка водой, она же частичное утопление: эта жестокая процедура была включена в перечень допустимых правительственными юристами, но количество раз - почти двести - и интенсивность, с которой ее применяли к Шейху Мухаммеду, даже медики на службе ЦРУ сочли чрезмерными. Но больше всего, пожалуй, в докладе впечатляют не физические методы воздействия, а психические. Нашири, например, грозили, что изловят его мать и станут насиловать у него на глазах. Шейху Мухаммеду обещали в случае нового крупного теракта в США убить его детей.
Надо полагать, что в условиях постоянного давления такие угрозы, какими бы недостоверными они ни казались со стороны, имели желанный для следователей эффект. Особенно яркий пример изобретательности - "шуточные" казни, которые устраивали для Нашири. Иногда объектом выступал именно он: ему грозили незаряженным пистолетом или, раздев и закрыв голову мешком, запускали рядом электрическую дрель. В другом случае "казнили" кого-то еще - Нашири слышал выстрел, а потом мог видеть одного из охранников, одетого в тюремную робу и притворяющегося мертвым.
Вопрос эффективности
Помимо сбора свидетельств о жестоких методах следствия, генеральный инспектор пытался оценить их действенность. В этом и заключается главный аргумент защитников политики Буша: да, допросы были жестокими, но они помогли получить ценную информацию и спасти человеческие жизни. Положения доклада такой точке зрения не противоречат, но и не дают ей абсолютного подтверждения. Было установлено, что получить данные и предотвратить теракты работа "изобретателей" из ЦРУ помогла, но определить КПД именно жестоких методов допроса авторы исследования не взялись.
Правительство на публикацию доклада отреагировало незамедлительно: в понедельник генеральный прокурор Эрик Холдер, посоветовавшись с подчиненными, приказал начать в отношении наиболее изобретательных сотрудников ЦРУ расследование. Для этого будут извлечены из архива некоторые дела, которые были закрыты по настоянию администрации Буша, а руководить следствием будет опытный в подобных делах обвинитель Джон Дарэм. А пока "пыточная эпопея" ЦРУ продолжается, администрации Обамы приходится прокладывать новый контртеррористический курс.
Хотя новый президент к радости правозащитников осудил и запретил пытки, а "неправильные" тюрьмы велел закрыть, воплотить приказы в жизнь оказалось непросто. Разработать необходимые планы было поручено специальным рабочим группам. Одна из них, которая занимается закрытием тюрьмы в Гуантанамо, до сих продолжает работу (не уложившись в сроки), а вот вторая, изучавшая вопросы заключения под стражу и проведения допросов, уже дала Обаме свои рекомендации. В минувшие выходные стало известно, что президент приказал создать для допроса террористов специальную "элитную" группу следователей, которая включит специалистов из разных ведомств, а работать будет на базе ФБР и под контролем Совета национальной безопасности.
Как рассказал заместитель пресс-секретаря Обамы Билл Бертон, новая команда следователей - "Группа по допросам особо ценных заключенных" - будет действовать строго в рамках международной практики, и "усиленные допросы" времен Буша останутся в прошлом. Казалось бы, правозащитники могут быть довольны, но другое решение администрации их обескураживает: как выяснилось, США будут по-прежнему посылать предполагаемых террористов для содержания и допроса в тюрьмы зарубежных стран. Подобная практика активно использовалась при Буше, и либералы расценивали ее как "пытки через посредников". Впрочем, Белый дом обещает гораздо более пристально следить за происходящим с заключенными за рубежом, и остается надеяться, что зарубежные партнеры Вашингтона - например, в арабском мире - тоже не станут использовать электродрели и другие подручные средства.