Экономическая ситуация на Украине становится все более угрожающей. Правительство клянется не допустить обвала, однако целый ряд событий, произошедших в стране на уходящей неделе, свидетельствуют о том, что сделать это будет очень непросто. Особенно в условиях приближения президентских выборов.
О том, что у страны есть все предпосылки для скатывания в экономическую пропасть, еще в январе премьер-министра предупредил тогдашний министр финансов Виктор Пинзеник.
Он написал Юлии Тимошенко докладную записку, смысл которой сводился к следующему: бюджет-2009 не реалистичен. Его нужно срочно пересмотреть в сторону сокращения планируемых доходов и расходов, урезать средства на содержание госаппарата, рекапитализировать системообразующие украинские банки, резко снизить объем льгот и социальных выплат, на время передать в управление правительства все фонды социального страхования
В противном случае министр прогнозировал деградацию и развал финансовой системы страны, гиперинфляцию, отток инвестиций и дальнейший спад производства.
Юлия Тимошенко, возможно, и рада бы была прислушаться к советам своего министра, но не могла этого сделать по политическим соображениям: предвыборный год уже наступил, а она, как сейчас уже известно, собиралась (и собирается) стать президентом Украины. В этих условиях премьер не могла себе позволить повысить цены на газ, услуги ЖКХ, пойти на массовые увольнения, сокращения зарплат и пенсий. Тем более - ради сохранения стабильности финансовой системы, которая для большинства населения Украины - понятие абстрактное.
Тимошенко выбрала другой путь - покрывать дефицит средств за счет внешних и внутренних заимствований. Государственный долг начал стремительно расти. В секретариате президента Виктора Ющенко привели такие цифры: с 2008 года госдолг вырос в 2,6 раза, достигнув по состоянию на 31 июля 2009 года почти 185 миллиардов гривен (23 миллиарда долларов).
Такая же ситуация сложилась и с гарантированным государством долгом. Правительство увеличило его сумму более чем вчетверо. На 31 июля 2009 года она достигла 71,1 миллиарда гривен (9 миллиардов долларов).
В общем, всего за один год стараниями правительства Украина даже не сползла, а просто рухнула в долговую яму. Одним из главных кредиторов Украины стал МВФ, который открыл Киеву кредитную линию на 16,5 миллиарда долларов.
Перед получением каждого транша из этих миллиардов специалисты фонда заклинали Тимошенко ужесточить финансовую дисциплину, повысить цены на газ для населения, сократить социальные льготы, но тщетно. Под разными предлогами украинская сторона не выполняла эти требования: выборы же на носу.
МВФ, скрепя сердце, деньги выдавал.
Заимствования правительство делало и на внутреннем рынке. Причем банки, понимая, что дела у бюджета - не очень, а деньги нужны отчаянно, соглашались кредитовать правительство под все более и более высокий процент (за год он вырос с 16 до почти 30). Эта схема заимствований очень напоминает ГКО, которыми российское правительство вовсю торговало перед дефолтом 1998 года.
Но ситуация в украинской экономике оказалась настолько непростой, что и всех этих заимствований оказалось мало: Ющенко обвинил Тимошенко в том, что из-за ее бюджетной политики в обращение попал 31 миллиард ничем не обеспеченных гривен.
Так продолжалось почти весь год, однако в начале ноября началась активная стадия предвыборной кампании и ситуация начала ухудшаться. Началась война популистских законов: парламент принял, а президент подписал закон о повышении социальных стандартов, который увеличил нагрузку на бюджет в 2009 году на 8 миллиардов, а в 2010 году - еще на 80 миллиардов гривен.
Шокированное правительство заявило, что денег на выполнение этого закона просто нет, а потому оно не будет его исполнять (!), пока Конституционный суд не признает его правомочность.
В то же время своим решением правительство на 30 процентов повысило зарплаты учителям и некоторым другим категориям бюджетников - тем, кто, как правило, работает в участковых избиркомах.
Затем уже Тимошенко продавила через Раду закон о выделении миллиарда гривен на неотложные меры по борьбе с эпидемией гриппа. Но Ющенко ветировал этот закон, заявив, что его выполнение приведет к инфляции.
В МВФ, глядя на эту вакханалию, в конце концов поняли, что выделяемые кредиты идут не столько на поддержание финансовой стабильности, сколько на предвыборный популизм. Поскольку это в задачи фонда никак не входит, его директор-распорядитель Доминик Стросс-Кан дал понять, что следующий транш будет выделен уже после избрания нового президента.
В ответ на встрече с послами стран "Большой восьмерки" Юлия Тимошенко прямо заявила, что если в середине ноября обещанные 3,8 миллиарда от МВФ в страну не поступят, правительству будет "крайне сложно" выбраться из кризиса.
Чтобы было совсем ясно, что без кредита Украине будет совсем худо, Тимошенко пришлось сказать: "Продолжение работы с МВФ - это наша главная антикризисная программа". При этом она намекнула, что худо может быть и Европе: "То, что Украина смогла своевременно рассчитаться за потребленный газ - следствие эффективной программы (сотрудничества) между Украиной и МВФ".
Читайте по губам: не будет кредита - за газ платить будет нечем. Что бывает в таких ситуациях дальше, все прекрасно знают. А тут как раз зима не за горами....
"Обладание вами информацией в полном объеме облегчит принятие решения вашими правительствами", - справедливо рассудила премьер.
Если Владимир Путин недавно почти по-дружески попросил Европу "подкинуть миллиардик" Украине, то слова его украинской коллеги больше похожи на старый добрый шантаж.
Надо сказать, что Тимошенко вынуждена действовать подобным образом: по оценкам Ющенко, дефицит бюджета "Нафтогаза" уже больше, чем дефицит всего госбюджета Украины, и составляет 33 миллиарда гривен. В самой компании перед оплатой за потребленный в октябре газ признавали, что "испытывают сложности" с аккумулированием средств. В декабре, если не будет кредита, ситуация, похоже, будет вовсе отчаянной.
Однако Европа, похоже, решила на этот раз на мольбы, уговоры и угрозы Тимошенко не поддаваться. Сразу после встречи украинского премьера с послами, из Брюсселя пришла новость: ЕС не выдаст Киеву ранее обещанный кредит в 610 миллионов евро, пока Украина не выполнит условия МВФ.
Европейцы дали понять: будем поступать точно так же, как МВФ. Фонд даст денег - и ЕС даст. А нет, значит, нет. Учитывая намерение МВФ продолжить сотрудничество лишь после выборов, не самая приятная новость для Тимошенко.
Глядя на метания Киева, авторитетное рейтинговое агентство Fitch снизило суверенный рейтинг Украины с В до В- при сохранении негативного прогноза. То же произошло с рейтингами нескольких крупных городов и банков страны. По мнению экспертов компании, последние события "увеличивают риски для бюджетного финансирования, макроэкономической стабильности и кредитоспособности".
В переводе на русский: все плохо и, скорее всего, будет еще хуже. Ниже рейтинга B- начинаются рейтинги дефолтной группы C.
Похоже, что специалисты агентства не ошибаются. 11-12 ноября из Киева пришли сразу несколько новостей, свидетельствующих о том, что на Украине начинается что-то очень нехорошее.
Сначала стало известно, что компания "Укрзализниця" (Украинские железные дороги) следом за "Нафтогазом" допустила технический дефолт, не сумев расплатиться по синдицированному кредиту в 550 миллионов долларов, который организовывал Barclays. Государство железнодорожникам помочь не смогло.
Теперь компании придется как-то договариваться с кредиторами, либо просить о реструктуризации долга. Как бы то ни было, но инвестиционный имидж страны получил мощную торпеду в борт. Если уж системообразующие компании, имеющие стратегическое значение, не могут вовремя платить по долгам, то чего требовать от остальных.
Простые украинцы почувствуют приближение серьезных неприятностей уже в ближайшее время: интервал движения поездов в столичной подземке увеличится втрое. Как пояснили в киевской мэрии, это "связано с экономическими причинами".
Еще веселее станет 20 ноября. В этот день вступит в силу постановление Национального банка Украины "Об утверждении изменений к Инструкции о порядке организации и осуществления валютно-обменных операций на территории Украины".
Название мудреное, суть не очень: Нацбанк вводит существенные ограничения на покупку и продажу иностранной валюты - как для банков и обменников, так и для их клиентов.
Банкам с 20 ноября будет запрещено менять курс покупки и продажи в течение одного операционного дня, а также устанавливать более чем двухпроцентную маржу между этими курсами.
Клиентам будет запрещено тратить более 80 тысяч гривен в день на покупку валюты. Кроме того, все операции по купле-продаже валюты на сумму более 15 тысяч гривен теперь можно будет производить только по паспорту.
У Нацбанка могут, конечно, быть свои причины ужесточать правила покупки и продажи валюты, однако это постановление очень, очень очень похоже на меру предосторожности перед ожидаемым обвалом национальной валюты. Обменники не смогут наживаться на панике, меняя по несколько раз в день курс, а их клиенты не смогут усиливать панику и дальше ронять курс, подчистую сметая все доллары и евро.
Государственные структуры лихорадит уже давно: армейское, например, начальство то и дело жалуется на катастрофическое недофинансирование вооруженных сил. В Минобороны признавались, что части стоят без электричества, солдат не во что одеть (нет денег на приобретение формы) и нечем мыть (на мыло тоже средств не осталось). Как заявил бывший уже глава украинского Генштаба Сергей Кириченко, он не знает, как армия вообще протянет до конца года.
Ну а 12 ноября случилось нечто совсем уж невероятное: прекратил работу один из четырех главных судов Украины - Высший административный. На сайте ведомства появилось уведомление, что денег нет даже на канцелярские товары и отправку корреспонденции.
Сотрудники ключевого суда страны (он будет принимать решение в случае оспаривания результатов выборов президента) закрыли здание, повесили на двери амбарный замок и разошлись. Все.
Положение в стране вызывает опасение у многих политиков, экономистов и журналистов. На горизонте появился и стремительно приближается призрак дефолта.
Однако Юлия Тимошенко присутствия духа не теряет. 13 ноября она обратилась к согражданам с такими словами: "Желаю каждому из нас даже во времена экономического кризиса и эпидемии не терять чувство юмора!"
Прекрасный совет! Надо сказать, что особенно смешно будет, если МВФ все-таки упрется и не даст кредит к 7 декабря - дню, когда "Нафтогаз" должен будет оплатить "Газпрому" ноябрьские поставки газа.
Хохотать будут все - от Ямала до Брюсселя.