Вечером 16 ноября в Москве произошло заказное убийство. В убитом был опознан один из неформальных лидеров российских антифашистов Иван Хуторской. Он стал очередной жертвой необъявленной войны между ультралевыми и ультраправыми радикалами, войны, которая в последнее время заметно активизировалась.
Тело Хуторского было обнаружено около девяти часов вечера в подъезде дома на Хабаровской улице, где он жил. Убийца выстрелил жертве в голову и скрылся незамеченным. Приехавшие по вызову следователи обнаружили рядом с трупом нож и кастет, однако орудие преступления найдено не было. Судя по тому, как было совершено убийство, оно носило заказной характер: жертва была застигнута врасплох, убийц никто не видел.
Расследование взял под личный контроль начальник столичных сыщиков Анатолий Багмет, который даже приехал на место преступления. Одно это свидетельствует: в милиции понимают, что погибший был не просто членом одной из молодежных группировок.
Иван Хуторской был известен друзьям и врагам под кличкой Ваня Костолом. Грозное прозвище досталось ему за увлечение борьбой самбо. В свои 26 лет он уже был одним из ветеранов антифа-движения. В некрологе, опубликованном его соратниками в ЖЖ, говорится, что Хуторской стоял у истоков российского движения красных и анархо-скинхедов, то есть тех скинхедов, которые придерживаются леворадикальных убеждений и разделяют антифашистскую позицию. Также упоминалось, что Хуторской имел отношение к шарп-группировке Moscow Trojan Skinheads, но его товарищи считают, что у них были только деловые отношения. Дело в том, что шарпы (от S.H.A.R.P. - Skinheads Against Racial Prejudices) - скинхеды, выступающие против дискриминации по расовому признаку, не имеют четкой политической направленности, тогда как Хуторской относил себя к левым активистам.
Судя по обрывочным сведениям из биографии погибшего, он имел непосредственное отношение к акциям прямого действия, то есть уличным дракам с неонацистами. Как говорят товарищи Хуторского, в последнее время он занимался в основном организацией охраны антифашистских концертов и проводил социальные акции, в частности, пропагандировал среди молодежи занятия спортом и здоровый образ жизни.
Следствие уже заявило, что у него уже есть подозреваемые в среде активистов праворадикальных организаций, однако, скорее всего, это лишь дежурные слова. Сами антифашисты утверждают, что адрес Хуторского был известен нацистам, которые призывали к его уничтожению. На антифа-сайтах полагают, что к убийству могут быть причастны радикалы, связанные с "Русским образом", "Славянским союзом" или ДПНИ. В этих организациях открещиваются от какой-либо связи с убийствами, упирая на то, что они занимаются политической и правозащитной деятельностью
На правых сайтах не скрывают удовлетворения по поводу смерти Хуторского и называют его убийство "ликвидацией". Но это отнюдь не доказывает причастность кого-либо конкретного к убийству. Все радикальные организации прямого действия существуют в глубоком подполье, и правых и левых роднит отсутствие единого политического центра: все это сетевые ячейки, действующие автономно. В этом они похожи на террористические организации типа "Аль-Каеды".
Мотивы нападения на Хуторского едва ли лежат на поверхности - это может быть как месть за какие-то его действия, так и акция устрашения, направленная против всего антифашистского сообщества. Покушение на активиста было уже не первым. Последний раз он получил серьезное ножевое ранение в январе 2009 года, говорят, в уличной драке.
Еще одной версией является вариант ответного хода правого подполья на арест подозреваемых в убийстве адвоката Станислава Маркелова, который неоднократно выступал в судах на стороне антифашистов, причем из идейных соображений. Хуторской был хорошо знаком с Маркеловым, и следствие не исключает взаимосвязи между двумя убийствами.
Хуторской стал уже третьим заметным представителем антифашистского движения, убитым в Москве за последний год с небольшим, и шестым - за три года. Для относительно небольшого сообщества активистов - это серьезный удар. Мартиролог начался с Александра Рюхина, убитого в 2006 году. В причастности к убийству подозревался Никита Тихонов, которого теперь следствие считает убийцей Маркелова.
В марте 2008 года в центре Москвы по дороге на концерт зарезали юного антифашиста Александра Крылова. Затем настала очередь уже отнюдь не рядовых участников антифа-движения. В октябре 2008 года около своего дома был убит 26-летний Федор Филатов, один из лидеров антифа-скинхедов и основатель Moscow Trojan Skinheads. Вскоре по обвинению в злостном хулиганстве был арестован другой лидер этой шарп-группировки Алексей Олесинов, также известный как Шкобарь. Его интересы в суде представлял Маркелов. Высказывались предположения, что арест Олесинова носил профилактический характер, чтобы предотвратить акты мести за убийство Филатова. По другой версии, покушение готовилось на самого Олесинова.
Далее последовала цепочка событий: в январе 2009 года на Пречистенке произошло убийство Маркелова, вместе с Маркеловым погибла журналистка Анастасия Бабурова. Защиту Олесинова после гибели Маркелова осуществлял Михаил Трепашкин. В апреле Олесинову дали год колонии, но 5 ноября он уже был освобожден, так как половину срока отсидел в СИЗО. Еще один антифашист, Илья Джапаридзе, был убит в июне 2009 года. В начале ноября были арестованы Тихонов и Евгения Хасис, подозреваемые в убийстве Маркелова, тогда же ФСБ заявило о разгроме крупной подпольной неонацистской группировки.
Символично, что Хуторского убили 16 ноября, который по инициативе ООН является Международным днем терпимости. Теперь его соратники говорят: "Виновные ответят. Мы сделаем для этого все возможное". Наверное, кому-то и выгодно, чтобы противостояние мировоззренческих позиций превратилось в уличную бойню. Ведь на этом можно сделать политический капитал.