Партия регионов Украины во главе с президентом Виктором Януковичем и ее союзники быстро добились разгрома главного своего противника - Блока Юлии Тимошенко. Но в отсутствие общего врага внутри монолитной, как казалось, коалиции стали разгораться старые и зародились новые конфликты. Партнерство сменилось недоверием.
Новые украинские власти не скрывали своего намерения выстроить в стране "вертикаль власти" после победы на февральских президентских выборах. Но для выполнения этой задачи им сначала надо было оттереть от рычагов управления страной могущественный тогда БЮТ.
С этой задачей регионалы, а также сочувствующие им коммунисты и сторонники Владимира Литвина справились быстро. В Верховной Раде в результате сомнительных манипуляций с законами появилось новое большинство, в которое вошли депутаты-перебежчики из БЮТ и НУНС. Эта коалиция уволила Юлию Тимошенко с поста премьер-министра и сформировала свое правительство.
После этого регионалы заменили большинство чиновников на местах, круто развернули внешнеполитический курс и стали почти безраздельными хозяевами украинской политики. Более того, их влияние день ото дня стало усиливаться - коалиция в Раде росла за счет новых перебежчиков из дезориентированной и раздробленной оппозиции, а многие чиновники на местах ради сохранения должностей в срочном порядке присягали на верность новой власти.
БЮТ и его лидер оказались в глубоком кризисе. Часть сторонников Тимошенко ушла от нее, часть ожидает визита следователей, а часть уже находится за решеткой. Сама она не вылезает из судов по делам своих соратников, да и ее собственные перспективы еще раз оказаться в СИЗО выглядят не такими уж фантастическими.
Главный враг регионалов был разбит. По-хорошему, им надо было бы отметить победу и с головой окунуться в работу, - "улучшать жизнь украинцев уже сегодня", как обещал с предвыборных плакатов Виктор Янукович. Однако не тут-то было.
Партия регионов хотя и смотрится со стороны единой командой, таковой по сути не является. Если БЮТ - это абсолютная монархия во главе со всемогущей "владычицей морской", то ПР - это клуб влиятельных баронов, избравших себе лидера на правах первого среди равных. И между членами этого элитного клуба основных "держателей акций" Партии регионов особо нежных отношений никогда не было.
В местной прессе выделяют два основных клана в Партии регионов. Первый - это так называемые "донецкие бизнесмены" - первый вице-премьер Андрей Клюев, крупный бизнесмен Ринат Ахметов, вице-премьер Борис Колесников и сочувствующие им.
Второй - это так называемое "окружение Януковича" - бизнесмен Дмитрий Фирташ, а также близкие ему глава администрации президента Сергей Левочкин и министр ТЭК Юрий Бойко плюс фигуры помельче.
Каждый из них этих людей (а тем более - кланов) - вполне себе самостоятельный игрок, за которым стоят огромные деньги и ресурсы.
Но получив контроль над страной и ликвидировав конкуренцию со стороны БЮТ, эти люди стали вспоминать старые взаимные обиды, которых было немало. О том, что стороны настроены очень решительно, говорит то обстоятельство, что первые выстрелы этой новой войны уже сделаны.
Дебютной жертвой стал вице-премьер по гуманитарным вопросам Владимир Семиноженко, которого считали человеком "нейтрального" премьера Николая Азарова. Мотивы его увольнения так и остались непонятными: никакого вразумительного объяснения от руководства Партии регионов не было. Но, как пишет украинская пресса, Семиноженко уволили силами "группы Клюева".
Операция прошла как по маслу - депутаты Рады катапультировали вице-премьера из правительства без обсуждения и с удивительным для украинского парламента единодушием.
Начало было положено. Однако при всем уважении к Семиноженко, его увольнение было не бог весть какой сложной задачей - за гуманитарного вице-премьера с непонятными обязанностями никто даже не вступился. Ответный ход "группы Фирташа" задумывался куда более серьезным.
Действующая в украинском парламенте коалиция - очень сложная структура, которая, к неудовольствию боссов Партии регионов, не всегда голосует так, как им надо. Дело в том, что в нее входят еще две организованные силы - Коммунистическая партия и Блок Литвина, у которых тоже есть свои интересы. И эти интересы далеко не всегда совпадают с желаниями регионалов.
Именно поэтому перед правящей партией до сих пор стоит задача увеличения числа "своих" депутатов до предела, когда мнение коммунистов и литвиновцев перестанет иметь решающее значение (273 голоса при нынешних 264). Для этого в администрации президента решили задействовать депутатскую группу "Единый центр", неформальным лидером которой является Виктор Балога - бывший глава секретариата Виктора Ющенко.
"Группой Фирташа" была разработана такая комбинация: у Балоги попросили, чтобы он обеспечивал поддержку около десятка "своих" депутатов в Раде по наиболее важным вопросам - без формального их вхождения в коалицию. За это бывшему соратнику Ющенко пообещали место руководителя МЧС Украины.
Но поскольку министерское место на тот момент было занято Нестором Шуфричем, его судьба оказалась предрешена. После напряженных переговоров стороны на условия сделки согласились.
Тут надо отметить, что еще одним (если не главным) плюсом этой комбинации для Фирташа и его группы оказалось увольнение Шуфрича. Во-первых, он является одним из наиболее активных политиков в лагере Клюева, а во-вторых, у главы администрации президента Сергея Левочкина к бывшему уже главе МЧС личные счеты - год назад после личной ссоры тот отправил его в нокдаун одним ударом.
Итак, делу был дан ход. Причем все начиналось успешно: несмотря на некоторое недоумение среди депутатов-регионалов, Шуфрича отправили в отставку. Причем об этом стало известно спустя ровно год после его драки с Левочкиным.
Однако потом что-то пошло не так. Точнее сказать, коммунисты "пошли не так". Их фракция в Раде наотрез отказалась голосовать за назначение Балоги руководителем МЧС. А без голосов КПУ результативного голосования быть не могло. Коммунистов понять можно: во-первых, Балога, когда работал в администрации Ющенко, выпил у них немало крови. А во-вторых, переход его людей в коалицию сильно девальвирует ценность самих депутатов от Компартии - законы можно будет принимать и без их согласия.
В общем, побочную задачу Фирташ с Левочкиным решили - Шуфрич больше в правительстве не значится. Но вот основную, ради которой все и затевалось, выполнить не смогли: депутаты "Единого центра" остались вне коалиции.
Шуфрич, завидев, что битый им недруг сел в лужу, пошел в контрнаступление. Он дал пространное интервью газете "Сегодня" Рината Ахметова, в котором выставил себя верным регионалом, ставшим жертвой грязных интриг со стороны Левочкина.
Более того, главе президентской администрации бывший министр приписал самый страшный грех - неверность Виктору Януковичу и готовность "сходить налево". Из слов Шуфрича следовало, что Левочкин со товарищи не слишком-то верят в силу действующего президента и уже подыскали себе "запасной аэродром" в лице "очень серьезной фигуры" - вице-премьера Сергея Тигипко.
Левочкин, Бойко и Фирташ, если верить Шуфричу, "уже сегодня рассматривает Тигипко как преемника Януковича" и даже готовы вкладывать в него деньги. "Если рейтинг Януковича пошатнется, то эти маленькие крыски сразу перебегут к тому, к кому перейдет этот рейтинг. Вот этим вот Левочкин и отличается от Шуфрича", - пояснил отставной министр.
Нет сомнений, что о рассуждениях Шуфрича по поводу верности и чести в рядах Партии регионов немедленно доложат Януковичу. И если хотя бы часть информации о заигрываниях "группы Фирташа-Левочкина" с Тигипко подтвердится, то отставок можно будет ждать уже в их лагере.
Причем для них это было бы сейчас очень некстати, поскольку вот-вот "Нафтогаз" должен вернуть близкой им компании RosUkrEnergo 12,1 миллиарда кубометров газа. А добиться этого, находясь во власти, разумеется, куда проще, чем в неопределенном статусе безработного олигарха. Именно поэтому группе "Фирташа-Левочкина" очень желательно выставить оппонентов из группы Клюева лгунами и интриганами.
В общем, война в Партии регионов может разгореться нешуточная. Чтобы этого не допустить, в дело должен вмешаться президент Виктор Янукович, который и поставлен на этот пост "разруливать" подобные конфликты.
Тут уже не до корпоративных интересов - дело может закончиться, как у Виктора Ющенко, чьи "любы друзи", попав во власть, настолько активно стали друг с другом воевать, что оставили от 55-процентного рейтинга президента жалкие 3-5 процентов.
Однако пока Янукович не проявляет заметного интереса к назревающей "гражданской войне" среди своих соратников, предпочитая заниматься совсем другими делами.