В начале сентября в Саратове прошло выездное заседание президиума Госсовета, посвященное регулированию российского рынка продовольствия. Беспокойство чиновников вызвал рост цен на ряд продуктов, в том числе гречку, хлеб и молоко. По итогам заседания чиновники решили, что предпосылок для принудительного регулирования цен нет, поскольку запасов в стране хватает. Тем не менее, прогноз по инфляции в 2010 году в Минэкономразвития уже повысили.
Неурожай и ажиотаж
Летом 2010 года аномальная жара в России привела к засухе, из-за которой погибла значительная часть урожая. Правительство вынуждено было признать, что следствием засухи станет рост цен на сельхозпродукцию, а это, в свою очередь, может привести к подорожанию мяса и других продуктов. В Минэкономразвития уже пересмотрели прогноз по инфляции в 2010 году, повысив его с 6,5-7,5 до 7,5-7,8 процента.
В конце лета основной темой в российских СМИ стала постепенно ускоряющаяся инфляция, спровоцированная засухой. Кроме того, панику россиян усугубил "гречневый кризис": в конце августа масс-медиа сообщили, что гречневая крупа исчезла из продажи в ряде сетевых магазинов. Журналисты обратили внимание на данные Росстата, согласно которым гречка с начала года к августу выросла в цене на 62 процента, а к сентябрю - на 85 процентов.
За гречкой "подтянулись" молоко и хлеб: представители перерабатывающих компаний предупредили, что поставщики молока уже повысили цены в среднем на 10-15 процентов и что этот рост продолжится. По сравнению с прошлым годом, как ожидается, закупочная стоимость молока для розничных торговцев может увеличиться на 25 процентов. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) не скрывают, что из-за снижения урожая зерна цены на хлеб в России могут вырасти на 10-15 процентов.
Несмотря на все заверения антимонопольщиков и чиновников о том, что для дефицита продуктов никаких предпосылок нет, привычные к этому страшному слову россияне стремительно начали закупаться гречкой и другими крупами, а также (заодно) - солью, спичками и растительным маслом. Российские власти, неоднократно заявлявшие, что социальная стабильность в стране для них превыше всего, забили тревогу.
Виноваты спекулянты
2 сентября в Саратове состоялось заседание президиума Госсовета по продовольственной безопасности под руководством президента России Дмитрия Медведева. Вопрос о том, есть ли в магазинах гречка и по какой цене продается хлеб, приобрел общефедеральное значение, особенно после того, как российский лидер прошелся по некоторым магазинам в Энгельсе и Оренбурге и лично поинтересовался, сколько стоят основные продукты питания.
По итогам совещания были сделаны два главных вывода. Первый: дефицита продуктов в стране быть не должно, даже с учетом снижения урожая из-за засухи. Министр сельского хозяйства Елена Скрынник подтвердила, что "оснований для скачкообразного повышения цен и дефицита продуктов питания нет". По данным Минсельхоза, внутренние потребности России в зерне оцениваются в 77 миллионов тонн. При этом прогнозируемый урожай в текущем году составит 60-65 миллионов тонн, а переходящие запасы с прошлого года составляют 26 миллионов.
Руководитель Минсельхоза Елена Скрынник, говоря о лихорадочных закупках россиянами дорожающей на глазах гречки, отметила, что причина такого поведения - в "исторической, генетической традиции" россиян стремиться "к максимальным запасам продуктов в условиях появления негативной публичной информации". Справедливости ради надо признать, что традиция эта не раз спасала жителей России от голода.
Второй вывод, сделанный на заседании Госсовета: для роста цен на продовольствие нет никаких оснований, а если продукты дорожают, то в этом виноваты спекулянты. Еще в августе руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил, что цены на зерно, которые устанавливают производители и продавцы, носят спекулятивный характер. По его словам, накопленные запасы позволяют России избежать увеличения стоимости зерна.
Затем на спекулянтов, из-за которых поднялись цены на хлеб, обрушился с обвинениями премьер-министр России Владимир Путин. "Просто кто-то наживается на обстоятельствах", - заявил он в беседе с жителями Хабаровского края и распорядился, чтобы региональные антимонопольные структуры "проверили и отследили причины роста цен".
Поддержал мнение о вине спекулянтов и Медведев. Говоря о "некотором психозе", который, по его словам, развился у россиян из-за гречки, президент заявил: "Это спекулянты. Кто-то пустил слух, что неурожай. Страха нагоняют".
На встрече с губернатором Саратовской области Павлом Ипатовым Медведев рассказал, как бороться со спекулянтами. По словам президента, российские губернаторы должны следить за ценами на продукты в своих регионах, регулярно посещая продуктовые магазины и рынки и наказывая тех, кто пользуется ситуацией, чтобы взвинтить цены. "Люди тоже понимают, что это ажиотаж, это спекуляция. Ажиотаж надо гасить и разъяснять", - пояснил Медведев. Он добавил, что в случае повышения цен на продукты питания будет "принимать оперативные решения по поддержке населения".
Как регулировать будем
Россиянам не привыкать к продовольственным кризисам из-за дефицита того или иного товара. Так, в начале 2006 года с прилавков отечественных магазинов внезапно исчезла соль. После этого поставщики соли подняли цены в несколько раз, а жители страны начали запасаться ею на многие месяцы вперед. Только в одной Новгородской области за два дня было скуплено 300 тонн соли.
Антимонопольщики, разбиравшиеся в причинах "соляного кризиса", в результате возложили вину... на самих россиян. По данным ФАС, ни производители соли, ни предприятия оптово-розничной торговли не виноваты в ажиотаже вокруг соли. "Основной причиной повышения цен послужил ажиотажный спрос населения на пищевую соль, вызванный распространением недостоверной информации о недостаче данного продукта на российском рынке", - заявили в антимонопольном ведомстве.
В период "соляного кризиса" правительству не пришлось особо утруждаться, чтобы справиться с ажиотажем, вызванным дефицитом соли. Кризис сам постепенно сошел на нет. Однако уже в следующем году "гасить" продовольственную панику пришлось более радикальными мерами.
Осенью 2007 года в стране резко выросли цены на продукты питания. Только в сентябре в ряде регионов масло и сыр подорожали на четверть. В среднем по России молоко выросло в цене на 7,2 процента, а сыр и масло - на 13 с половиной процентов. Всего по итогам 2007 года рост цен в стране составил 11,9 процента, а не восемь, как ожидалось.
К началу сентября 2010 года ФАС и ее территориальные органы возбудили 59 дел по результатам мониторинга цен на продукты. 50 были возбуждены в связи с нарушением закона о конкуренции, девять - закона о торговле.
Правительство, для того чтобы снизить темпы роста цен, пошло на переговоры с крупными производителями и продавцами, попросив их заморозить цены на социально значимые товары (хлеб белый и черный, молоко, кефир, сметана, масло подсолнечное, яйца). Бизнесмены согласились не повышать и не понижать цены до 1 февраля 2008 года. Впоследствии власти договорились с производителями и ритейлерами продлить "заморозку" еще на три месяца - до 1 мая 2008 года.
Однако просить торговцев и производителей замораживать цены на товары каждый раз, когда в России случится паника из-за соли или гречки, не очень разумно. И власти решили найти более комплексный подход к этому вопросу, приняв в конце 2009 года закон о торговле. Он вступил в силу с 1 февраля 2010 года.
Среди прочего закон предусматривает, что правительство сможет устанавливать предельно допустимые розничные цены на продукты, входящие в перечень социально значимых продуктов. Это может произойти, если в течение месяца стоимость таких продуктов в том или ином регионе России вырастет более чем на 30 процентов. В список из 24 продуктов вошли, в том числе, гречка, пшено, рис, морковь, лук, капуста, картофель, подсолнечное и сливочное масло, яйца, сахар, соль, чай, хлеб и пшеничная мука.
Однако в 2010 году правительство не считает целесообразным вводить ограничения по ценам на продовольственные товары. Об этом в конце августа заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. По ее словам, в России достаточно запасов для того, чтобы обеспечить спрос, а для предотвращения спекуляций необходимо развивать нормальные формы торговли.
На заседании Госсовета в Саратове это мнение получило поддержку. Как пишет газета "Ведомости", Медведев назвал перебои с продуктами и неадекватный рост цен спекулятивными и необоснованными явлениями, которыми должны заниматься прокуратура, милиция и антимонопольщики.
Помогать же справиться с дефицитом и ростом цен нужно, по словам президента, за счет денежной помощи регионам, снижения железнодорожных тарифов и создания правительственной комиссии по оперативному мониторингу цен на агропродукцию. Медведев также призвал местные власти не допускать "регионального протекционизма" в решении продовольственных проблем.
Пока прокуратура и антимонопольщики не доказали, что во всем виноваты спекулянты, чиновники, судя по всему, пытаются остановить панику в основном уверениями граждан в том, что продукты в стране имеются и дорожать им не с чего. Однако, как известно, соловья баснями не накормишь, а россиянам приходится сталкиваться с полупустыми прилавками и растущими ценами каждый день.