Премьер-министр РФ Владимир Путин приступил к созданию Общероссийского народного фронта чуть больше месяца назад. За этот срок в ОНФ успели записать более сотни федеральных и свыше четырехсот региональных организаций. Некоторых, как выяснилось, записали преждевременно. С другой стороны, в новое политическое объединение не взяли крупного бизнесмена Александра Лебедева, который за право бороться с коррупцией от имени ОНФ готов пожертвовать своей авиакомпанией. Между тем остается неясным, каким законом регулируется деятельность Народного фронта.
На только что созданном сайте Общероссийского народного фронта появился список организаций, которые названы "присоединившимися". Раньше сайта у фронта не было: информацию размещали в специальном разделе на премьерском сайте, который теперь закрыт. Первой в перечне значится "Единая Россия", которую возглавляет Владимир Путин - отец-основатель Народного фронта. Среди "присоединившихся" также присутствуют Федерация независимых профсоюзов России, Федерации кик-боксинга, рукопашного боя, и комплексного единоборства России, некоммерческое партнерство "Масложировой союз России", Российский национальный союз пчеловодов и сотни других.
Движения "Наша столица" предпринимателя Александра Лебедева в списке нет, несмотря на то, что он предложил подарить Народному фронту свою авиакомпанию Red Wings, которая стоит 70 миллионов долларов. Впрочем, пожертвовать активом он хотел не просто так, а для того, чтобы таким образом спасти производство российских самолетов Ту-204 СМ. Оказавшись во фронте, Лебедев собирался продолжить борьбу с коррупцией, однако, по всей видимости, этим полезным делом ему придется заниматься по-прежнему самостоятельно, а не под крылом Путина.
В то же время в перечне "присоединившихся" к фронту оказались Российский союз промышленников и предпринимателей с "Опорой России". Как выяснила газета "Ведомости", эти две организации оказались в числе членов фронта преждевременно. Согласно уставу РСПП, решение о вступлении этого объединения в другую организацию (в данном случае - ОНФ) должно принимать бюро правления. Голосование при этом может быть как очным, так и электронным. Несколько членов бюро заявили изданию, что никаких бюллетеней не получали.
Среди прочих не голосовал за вступление в ОНФ совладелец компании "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили. "Никаких обсуждений, сбора бюро правления РСПП на тему вступления не было", - сказал он "Ведомостям".
Как пишет газета, глава РСПП Александр Шохин рассылал членам бюро письма с текстом декларации фронта с просьбой высказать по документу свое мнение, однако некоторые не получили даже этих посланий. До вице-президента организации Игоря Юргенса письмо дошло, и он в ответе посоветовал Шохину не подписывать текст декларации "по крайней мере, от РСПП". Руководитель объединения промышленников и предпринимателей, очевидно, совету не внял, а "Ведомостям" сказал, что "процедурную бюрократию" ему обсуждать неинтересно.
Примерно такая же ситуация сложилась и с "Опорой России". Как заявил глава организации Сергей Борисов, говорить о вступлении "Опоры" во фронт некорректно (идея "получила одобрение в первом приближении"), тем более что региональным отделениям разрешено не участвовать в работе ОНФ, так как, по словам Борисова, не у всех из них сложились отношения с "Единой Россией".
Учитывая достаточно большую численность организаций, записанных в члены фронта, вполне может оказаться, что не только в случае с РСПП и "Опорой России" решение о присоединении к ОНФ принималось с нарушениями.
Несмотря на то, что изначально Путин был заинтересован в объединении именно организаций, через месяц после начала формирования фронта он разрешил вступать в него частным лицам, а чуть позднее - и предприятиям. Чтобы простому гражданину стать полноправным членом ОНФ, необходимо и достаточно заполнить анкету на сайте. Таким образом, даже у Александра Лебедева остается шанс войти во фронт рядовым. Новобранцам при этом требуется назвать свое полное имя и указать домашний адрес.
Те, у кого интернета нет, могут записаться в добровольцы в приемных Путина по всей России. В Свердловской области, например, придумали печатать в сельских газетах анкеты на вступление в Народный фронт, вернее, как выразился руководитель приемной Путина в Свердловской области Анатолий Сухов, "купончики, которые жители села могли бы вырезать, заполнять и отправлять нам".
Если заинтересованность объединений в участии в Народном фронте понятна (некоторым удастся выдвинуть своих кандидатов по парламентскому списку "Единой России"), то для чего становиться "фронтовиками" обычным гражданам - неясно. Разве только для того, чтобы почувствовать себя в одной лодке с Путиным. Чем будут заниматься эти пять с половиной тысяч человек, которые вступили во фронт, также неизвестно.
В декларации ОНФ - единственном программном документе объединения - фронт называется "широкой коалицией общественных сил". В то же время, как отмечает член Общественной палаты Елена Лукьянова, по сути фронт является общественным объединением, деятельность которого должна регулироваться соответствующим законом. Тем не менее, под какую организационно-правовую форму подпадает ОНФ, неизвестно, поскольку остается неясным, есть ли во фронте членство как таковое. Если есть - значит, это общественная организация, нет - движение. По мнению Лукьяновой, детище Путина ближе к движению. Кроме того, депутат-единорос Андрей Исаев также называл фронт именно движением.
С другой стороны, ОНФ имеет и признаки избирательного блока (участники "договорились совместно принять участие в выборах в Государственную Думу" и "сформировать общефедеральный список кандидатов от партии "Единая Россия"), хотя по закону такие блоки в России запрещены. Из закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." это понятие исчезло в 2005 году, как раз по инициативе Владимира Путина. В результате выборы в Госдуму в 2007 году прошли только по партийным спискам, потому что тот же созыв российского парламента, полностью контролируемый "Единой Россией", отменил еще и одномандатников.
Кроме того, учитывая, что во фронт начали брать частных лиц, у новой организации можно усмотреть еще и признаки партии. Согласно российскому законодательству, партией называется "общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления". В принципе, все это подходит к Народному фронту.
Впрочем, можно долго придумывать, каким законом должна регулироваться деятельность Народного фронта. Волей-неволей этот вопрос уже разрешила член ЦИКа Елена Дубровина. "Если он не будет политической партией, то он не подпадет под закон о равном доступе политических партий к эфиру. Они вообще будут в свободном плавании", - заявила она. Таким образом, участники Народного фронта смогут агитировать за кого угодно (понятно за кого), и это не будет считаться нарушением закона, поскольку, как заявил эксперт по выборам Андрей Бузин, "в наших судах доказать, что представитель парламентской партии выступал не от 'Народного фронта’, а именно от партии, будет невозможно". Видимо, недаром "Единая Россия" рассчитывает благодаря ОНФ вновь получить конституционное большинство в Госдуме. На этот раз на пять лет.