На два фронта Истории крупнейших корпораций, работающих на войну и мир

Фото: Евгений Курсков / ТАСС

23 Февраля многие россияне воспринимают не как праздник в честь военных, а как мужской день — по аналогии с женским днем 8 Марта. По итогам опросов ВЦИОМ, именно так относятся к Дню защитника Отечества более 40 процентов респондентов. И они правы — служить Родине и защищать ее интересы можно не только с автоматом в руках на поле боя, но и в мирное время — в офисе, на стройке, в заводском цеху. «Лента.ру» публикует пять историй крупнейших промышленных корпораций и их создателей, убедительно это доказавших.

Boeing

Американская корпорация Boeing — один из крупнейших международных промышленных концернов, специализирующийся на выпуске авиационной, космической и военной техники.

Корпорация основана в начале ХХ века Уильямом Боингом. Страсть к полетам зародилась в нем после посещения выставки в Сиэтле в 1909 году (через 6 лет после полета братьев Райт), где он увидел дирижабль. Боинг загорелся желанием прокатиться на этом чуде техники, но ему удалось это осуществить лишь в 1915-м, что стало поворотным моментом в его судьбе. 34-летний Боинг купил в Лос-Анджелесе гидроплан, научился его пилотировать, вернулся на нем в Сиэтл и с тех пор уже не расставался с самолетами. В 1916 году Боинг основал компанию Pacific Aero Products (позднее переименована в Boeing Airplane Company), куда инвестировал баснословную по тем временам сумму — 100 тысяч долларов.

Первое время новое дело приносило одни убытки, но бизнесмен не отчаивался. И в 1917-м получил крупный заказ на 56 самолетов от армии США. Строить первые деревянные аэропланы Боингу помогали знания, полученные в Йельском университете, и участие в лесозаготовительном бизнесе, доставшемся в наследство от отца. Конец Первой мировой принес новые заботы: лишившись заказов от военных, компания оказалась на грани финансового краха, пришлось спешно перестраивать производство под выпуск катеров, мебели и другой продукции. Но клепать боевые самолеты фирма не перестала, и во время Второй мировой войны с конвейера сошло огромное число бомбардировщиков.

В настоящее время концерн производит не только гражданские и военные самолеты, но и вертолеты, крылатые ракеты, спутники и системы связи. Заводы Boeing работают по всему миру, но ключевые мощности находятся в США — в штатах Калифорния, Вашингтон и Миссури. В корпорации 170 тысяч сотрудников. Выручка за 2015 год составила более 96 миллиардов долларов, прибыль — 5,2 миллиарда.

Mitsubishi

Mitsubishi Group — одна из мощнейших и старейших в мире промышленно-финансовых корпораций. В 1870 году 35-летний потомок самураев Ятаро Ивасаки основал судоходную компанию Tsukumo Shokai Shipping, переименованную впоследствии в Mitsubishi Mail Steamship Company. Начинал Ятаро с аренды трех пароходов у клана Тоса, в судовладельческой компании которого он работал.

Знаменитый логотип создан на основе фамильных гербов Ивасаки и Тоса, а название Mitsubishi переводится как «три бриллианта». В течение нескольких десятилетий компания Ятаро превратилась в крупную корпорацию, одну из тех, что в Японии называют дзайбацу. Отличительная их черта — многопрофильность. В начале XX века сфера интересов Mitsubishi уже простиралась далеко за пределы судостроительной отрасли: компания занималась металлургией, нефтепереработкой, производством повседневных товаров, страхованием, торговлей недвижимостью и даже владела пивоварней.

Основной задачей самурайских концернов в то время было обеспечение военной мощи государства, поэтому Mitsubishi снабжала армию и флот двигателями, судами, а впоследствии самолетами и другой техникой. В 1917-м корпорация начала выпускать легковые автомобили, но свернула производство из-за отсутствия спроса. Корпорация сконцентрировалась на двигателях, разработке и выпуске автобусов и грузовиков. В 1934 году активы группы объединили в Mitsubishi Heavy Industries.

После Второй мировой пятый президент Mitsubishi Коята Ивасаки продал почти половину акций частным инвесторам. По указанию стран-победительниц Mitsubishi была разделена на 44 самостоятельные компании, лишь небольшая часть которых в 1950-е годы, после оккупации, слилась в единую группу. В 1960-е в ее составе появилось подразделение по выпуску легковых автомобилей, а в 1970 году создается отдельная «дочка» — Mitsubishi Motors.

В настоящее время Mitsubishi Group объединяет десятки компаний, производящих суда, самолеты, легковые автомобили, грузовики и автобусы, электронику. Имеются активы в металлургии и логистике, финансовые структуры. Выручка Mitsubishi Motors за первое полугодие 2015 года составила 8,9 миллиарда долларов, прибыль — 435 миллионов. Совокупный оборот всех компаний группы Mitsubishi достигает 10 процентов ВВП Японии.

Rolls-Royce

Компания Rolls-Royce известна прежде всего люксовыми автомобилями ручной сборки.

История известного бренда началась в мае 1904 года, когда в одном из роскошных ресторанов Манчестера состоялась деловая встреча инженера, хозяина промышленной компании Royce ltd Генри Ройса и владельца одного из первых на Туманном Альбионе автомобильных салонов, состоятельного аристократа Чарльза Роллса. Спустя два года они основали фирму, которая впоследствии прославилась исключительным качеством выпускаемых автомобилей.

Супруга принца Уильяма герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон на предприятии Rolls-Royce в Сингапуре, сентябрь 2012 года.

Супруга принца Уильяма герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон на предприятии Rolls-Royce в Сингапуре, сентябрь 2012 года.. Фото: Bryan van der Beek / AP

Внимание к мельчайшим деталям было заложено в философию Rolls-Royce. Так, выпущенный в 1907 году автомобиль Silver Ghost прошел более 14 тысяч миль (почти 22,5 тысячи километров) без единого ремонта. Положительный имидж подкрепляли победы в гоночных соревнованиях в Британии и США. В 1906 году Чарльз Роллс победил в ралли «Турист Трофи» на легкой четырехцилиндровой модели Rolls-Royce 20 PS. С начала 1950-х годов автомобили Rolls-Royce поставлялись для британского королевского дома, потеснив на этом поприще Daimler.

В начале 1910-х компания начала выпускать авиационные двигатели. Во время Первой мировой войны с конвейера Rolls-Royce сошло около половины двигателей для самолетов Антанты (Россия, Англия, Франция). Кроме того, промышленная группа поставляла для фронта бронеавтомобили. К концу 1920-х производство двигателей стало основной деятельностью концерна. Во время Второй мировой усилия заводов корпорации концентрируются на выпуске авиадвигателей для истребителей.

Непростым временем для Rolls-Royce стали 1970-е: финансовое положение оказалось настолько тяжелым, что ее пришлось национализировать и разделить два предприятия: Rolls-Royce Ltd специализируется на авиационных двигателях (в 1985 году переименована в Rolls-Royce Plc), Rolls-Royce Motors выпускает автомобили. В конце 1990-х Rolls-Royce Motors выкупил немецкий автоконцерн BMW.

Росатом

Российская госкорпорация Росатом объединяет около 400 предприятий — все гражданские компании атомной отрасли РФ, ядерный оружейный комплекс, НИИ и атомный ледокольный флот.

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Предтечей госкорпорации стало Министерство среднего машиностроения СССР, созданное в 1953 году. Минсредмаш занимался разработкой ядерного оружия и исследованиями в области мирного атома. Спустя год после образования министерства в Обнинске запустили первую в Советском Союзе атомную электростанцию, созданную под руководством Игоря Курчатова. В 1989 году Минсредмаш объединили с Министерством атомной энергетики, а после распада СССР оно было преобразовано в Министерство по атомной энергии. В ведение последнего передали 80 процентов предприятий союзного ведомства, в том числе девять АЭС. В 2004 году на базе министерства создали Федеральное агентство по атомной энергии, трансформировавшееся в 2007-м в госкорпорацию.

В настоящее время Росатом занимает первое место в мире по числу одновременно сооружаемых АЭС за рубежом и второе — по генерации атомной электроэнергии, обеспечивает 36 процентов мирового рынка услуг по обогащению урана и 17 процентов — ядерного топлива, сообщается на сайте корпорации. Электростанции Росатома вырабатывают треть потребляемой в России электроэнергии. В настоящее время в РФ сооружается восемь атомных станций, включая плавучую АЭС «Академик Ломоносов», столько же — за рубежом. В структурах Росатома работают около 250 тысяч человек. Выручка корпорации в 2014 году составила 618 миллиардов рублей, EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) — 211 миллиардов, портфель заказов — более 100 миллиардов долларов.

«Уралвагонзавод»

Корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) — один из крупнейших в мире производителей танков. Выпускает и другую военную, железнодорожную и дорожно-строительную технику. Головное предприятие расположено в Нижнем Тагиле.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Завод строился в 1933-1937 годах, в том числе силами репрессированных — политзаключенных и спецпереселенцев, и изначально был рассчитан на выпуск железнодорожной техники. Первый вагон сошел с конвейера в 1936 году. До начала Великой Отечественной войны УВЗ выпустил более 35 тысяч вагонов.

В 1941 году предприятие в спешном порядке переоборудовали под производство танков. Из западной части страны сюда были эвакуированы 11 предприятий, включая Харьковский паровозостроительный завод. В военные годы на УВЗ не только собирали танки, но и катали самолетную броню, изготавливали авиабомбы. 25 тысяч — почти треть участвовавших в боях Великой Отечественной знаменитых Т-34 — собрано руками нижнетагильцев.

В послевоенные годы предприятие расширило линейку гражданской продукции и помимо вагонов и цистерн стало выпускать изделия для космической промышленности. В 1950-1960-е годы здесь были разработаны и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62, а в последующие годы Т-72 и Т-90, составляющие основу российских бронетанковых войск. В начале 2000-х танк Т-90 стал самым продаваемым в мире основным боевым танком (ОБТ). На параде Победы 9 мая 2015 года был представлен новейший российский танк «Армата», испытания которого будут завершены в 2016-м. УВЗ неоднократно оказывался в сложном финансовом положении, исправлять которое приходилось вливаниями бюджетных средств, госгарантиями и увеличением объема госзаказа. Убыток корпорации за 2014 год составил 5 миллиардов рублей, выручка — 127 миллиардов.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше