ФНС займется сбором страховых взносов в пенсионный, социальный и медицинские фонды. Ожидается, что правительство одобрит соответствующий пакет законопроектов в среду, 6 апреля, а до конца месяца документы будут внесены в Госдуму. «Лента.ру» выясняла, к чему приведет очередное реформирование налоговой системы России.
Мимо казны
Федеральный бюджет на 2016 год сверстан с дефицитом в 2,36 триллиона рублей. Если среднегодовая цена на нефть удержится на уровне 50 долларов за баррель, казна получит 13,74 триллиона рублей. Государственные расходы при этом составят 16,10 триллиона. Разрыв между поступлениями и тратами достигает 3 процентов ВВП.
Президент России Владимир Путин еще в сентябре 2015 года подчеркивал, что дефицит бюджета не должен превышать данную отметку. О важности оптимизации системы госфинансов говорил в начале 2016-го и глава Минфина Антон Силуанов. «Наша задача сейчас — привести бюджет в соответствие с новыми реалиями», — считает он. Иначе, предупреждает министр, могут повториться проблемы 1998 года, в частности разгон инфляции, бьющий по населению.
Очевидное решение в данном случае — сокращение расходов. И государство пытается урезать траты (к примеру, пенсии повышаются на 4 процента и один раз).
Еще один путь оптимизации — повышение качества управления финансами. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова оценивала внутренние резервы российского бюджета в 15-20 процентов его объема. Руководитель контрольного ведомства приводила еще одну любопытную цифру: в 2015 году неэффективные расходы казны достигли 520 миллиардов рублей. «Главное — понять, что у нас денег как грязи. Мы просто ими распоряжаться эффективно не всегда можем», — говорил в конце марта глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Иными словами, не нужно надеяться на нефтяные котировки и ждать, пока они вернутся к трехзначным показателям. Дефицит бюджета можно сократить, повысив качество администрирования, управления государственными финансовыми потоками.
Глобальная оптимизация
Подписанный президентом Указ №13 (от 15 января 2016 года) направлен на повышение платежной дисциплины Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Согласно указу, правительство должно до 1 мая внести в Госдуму пакет законопроектов, предусматривающих передачу функций администрирования (проще говоря, сбора) страховых взносов, которые платят работодатели в три вышеуказанных фонда, уполномоченному органу, то есть Федеральной налоговой службе (ФНС). Ожидается, что решение о расширении функций ФНС правительство примет в среду, 6 апреля. Цель очередной налоговой реформы — оптимизация бюджета и повышение уровня собираемости взносов.
Налоговая служба уже занималась страховыми взносами. В течение 9 лет — с 2001 по 2009 год — она администрировала Единый социальный налог (ЕСН), действовавший до 2010 года и представлявший собой все те же страховые взносы в виде общего платежа. К 2001 году стало ясно, что фонды справляются только с половиной своих обязанностей: они успешно доводят государственные деньги до адресатов — пенсионеров, инвалидов, пациентов и так далее, но не могут похвастаться успехами в сборе денег. На тот момент задолженность (в виде недополученных страховых взносов) фондов составляла 689 миллиардов рублей, из которых 471,8 миллиарда рублей пришлись на ПФР. Нехватка денег покрывалась трансфертами из федерального бюджета. Именно поэтому, кстати, вице-премьер Ольга Голодец отказывается верить в дефицит Пенсионного фонда — ведь если в нем не хватает денег, то государство всегда прикроет дыру своими деньгами. Но фонды (ПФР, ФСС, ФОМС) не зря называются внебюджетными. Они должны формироваться деньгами не из казны.
Итак, в 2001 году налоговым органам поручили администрирование ЕСН. В результате с задолженностью в 689 миллиардов рублей успешно разобрались, сократив ее до 9,2 миллиарда рублей (1,3 процента от первоначальной суммы). В 2010 году ЕСН отменили. Собирать и распределять средства стали внебюджетные фонды. Многие работодатели жаловались на бюрократизацию — теперь приходилось заполнять несколько отчетных документов и предоставлять их в несколько органов. Выросло число проверок и проверяющих, что также отнюдь не облегчало жизнь бизнесу.
Одновременно нарастали проблемы с собираемостью. К началу 2016 года задолженность по взносам в ПФР превысила 200 миллиардов рублей. Недополученные средства, как уже отмечалось, — это бремя для бюджета. Трансферт из него постоянно растет. Например, в прошлом году Пенсионный фонд получил от государства 3 триллиона рублей (данные из Федерального закона №385 в редакции от 20 апреля 2015 года).
Все эти проблемы не всплывали на поверхность до тех пор, пока бюджет не был дефицитным. Но сейчас, когда казне для баланса не хватает более 2 триллионов рублей, ситуация совершенно иная.
Налоговая реформа предполагает возвращение ФНС функций администрирования страховых взносов. А внебюджетные фонды продолжат заниматься своими непосредственными обязанностями — распределением собранных налоговиками денег.
Активная дискуссия о расширении функций ФНС ведется в России с 2013 года. Экспертный совет при правительстве подчеркивал, что данная мера позволит создать полноценный режим одного окна для плательщиков страховых взносов, упростив жизнь малому и среднему бизнесу. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, в свою очередь, отмечал, что ФНС — комфортный партнер для бизнеса. Впрочем, РСПП предлагает отсрочить передачу полномочий к ФНС до 2018 года, чтобы все смогли подготовиться к новым условиям работы.
В целом же повышение платежной дисциплины, по разным экспертным оценкам, даст бюджету 40-50 миллиардов рублей в год. Это те самые внутренние резервы, о которых говорили Голикова и Макаров, — они начинают работать при повышении качества финансового управления.